Пути трансформации системы взаимоотношений поставщиков FMCG и розничных торговых сетей в России
Алексина С.Б.1![]()
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 47
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 11 (Ноябрь 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Организация эффективной системы товароснабжения на российском FMCG-рынке характеризуется все возрастающим уровнем влияния на данный процесс крупных торговых сетей. Рост рыночной силы сетевых компаний розничной торговли проявляется в том числе в процессе переговоров с поставщиками FMCG. Нередки случаи злоупотребления ритейлерами своей рыночной властью путем навязывания поставщикам невыгодных им условий поставки товаров в данный канал продаж.
В статье проведен ретроспективный и перспективный обзор путей трансформации системы взаимоотношений поставщиков FMCG и розничных торговых сетей в России на фоне принятия поправок в Закон о торговле. Обоснованы основные направления совершенствования процессов взаимодействия поставщиков товаров и крупных торговых сетей в ближайшем будущем. Указаны основные факторы повышения роли саморегулирования субъектов потребительского рынка России.
Ключевые слова: розничная торговля, торговые сети, дистрибьюция, система товароснабжения, поставщики FMCG, тренды развития
JEL-классификация: F14, L14, L81
Источники:
2. Депутатова Е.Ю., Баскаков В.А. Факторы потребительского спроса в условиях экономической рецессии // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 3(92). – С. 639-643.
3. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Вопросы изучения покупательского спроса и оценки емкости рынка // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 8-3(85). – С. 56-61.
4. Ибрагимова М.Х. Особенности деятельности дистрибьюторских компаний в России и перспективы их развития // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – № 5(36). – С. 25.
5. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Стратегическое планирование экономики и важнейшие приоритеты развития России // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – № 2. – С. 38-40.
6. Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Методические аспекты оценки социальной эффективности торговли // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 10-3(75). – С. 812-815.
7. Каращук О.С., Чибирев А.В. Перспективные направления развития собственной системы товародвижения торговых организаций // Торгово-экономический журнал. – 2015. – № 1. – С. 31-40. – doi: 10.18334/tezh.2.1.464.
8. Красильникова Е.А., Баскаков В.А. FMCG-рынок: двухлетние последствия эмбарго // Вестник Академии. – 2016. – № 4. – С. 46-49.
9. Красильникова Е.А. Развитие систем управления товародвижением в условиях продовольственного эмбарго в современной России // Торгово-экономический журнал. – 2015. – № 2. – С. 121-128. – doi: 10.18334/tezh.2.2.574.
10. Куренкова В.П. Эволюция системы контрольно-надзорных мероприятий в торговле // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – С. 725-736. – doi: 10.18334/rp.19.3.38836.
11. Куренкова В.П. Торговля России: регулирование и саморегулирование в условиях рынка // Российское предпринимательство. – 2015. – № 11. – С. 1542-1556. – doi: 10.18334/rp.16.11.236.
12. Леонова Ю.Г. Сущность и слагаемые конкурентоспособности оптовых торговых организаций // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2012. – № 1(1). – С. 147-149.
13. Майорова Е.А. К вопросу о социальной эффективности торговли // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-4. – С. 718.
14. Назаров Л.А. Особенности сотрудничества с розничными торговыми сетями // Управление продажами. – 2010. – № 5. – С. 296-300.
15. Наумов В.Н. Влияние рыночной силы компании на переговоный процесс в сфере продаж // Управление продажами. – 2015. – № 1. – С. 2-9.
16. Олифиров А.В., Каращук О.С., Майорова Е.А. Организационно-экономические аспекты трансфера технологий в торговле // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – С. 619-632. – doi: 10.18334/rp.19.3.38820.
17. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – С. 599-608. – doi: 10.18334/rp.19.3.38818.
18. Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И., Рамазанов И.А. Продовольственная инфляция в России и пути ее преодоления // Практический маркетинг. – 2016. – № 6(232). – С. 34-40.
19. Рожкова М.В. Совершенствование взаимодействия дистрибьютора и производителя как фактор повышения конкурентоспособности предприятий // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2016. – № 31-1. – С. 94-102.
20. Сёмин А.Н. Монополизм торговых сетей и транснациональных компаний на агропродовольственном рынке страны: проблемы и пути их решения // Агропродовольственная политика России. – 2017. – № 5(65). – С. 29-34.
21. Сидорова Т.Э., Маслова В.А. Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров // Коммерческое право. Научно-практический журнал. – 2013. – № 1(12). – С. 83-101.
22. Солдатова Н.Ф., Ильяшенко С.Б. Предпринимательство: устойчивость в условиях глобального кризиса // Российское предпринимательство. – 2014. – № 11(257). – С. 13-21.
Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций // Проблемы социально-экономического развития регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. – С. 35-37.
24. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Развитие традиционной торговли в условиях Интернет экономики // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 4-1(81). – С. 589-592.
25. Шелепина И.Г. Интеграция каналов продаж в деятельности дистрибьютора // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2016. – № 3. – С. 84-87.
26. Чеглов В.П. Технологии товародвижения в сетевых торговых организациях: проблемы и решения // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2012. – № 4. – С. 98-110.
27. Чеглов В.П. Влияние розничных торговых сетей на социально- экономические параметры функционирования регионов // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2013. – № 4. – С. 137-147.
28. Mayorova E.A., Lapitskaya N.V. Assessment of customers' perception of social responsibility of trade business // International Journal of Economics and Financial Issues. – 2016. – № 2. – С. 158-163.
Страница обновлена: 03.09.2025 в 14:06:10
Download PDF | Downloads: 47
Ways of transformation of the system of relationships between FMCG suppliers and retail chains in Russia
Aleksina S.B.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 11 (November 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The organization of goods supply effective system in the Russian FMCG market is characterized by an increasing level of influence on this process of large retail chains. The growth of the market power of retail chains is also evident in the process of negotiations with FMCG suppliers. It is not uncommon for retailers to abuse their market power by imposing unfavorable conditions for suppliers to supply goods to this sales channel.
The article presents a retrospective and prospective review of the ways to transform the system of relations between FMCG suppliers and retail chains in Russia against the background of the amendments to the law on trade. The main directions of improving the processes of interaction between suppliers of goods and large retail chains in the near future are substantiated. The main factors of increasing the role of self-regulation of the consumer market in Russia.
Keywords: distribution, retail trade, development trends, retail chains, commodity supply system, FMCG suppliers
JEL-classification: F14, L14, L81
