Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета

Чернышева Т.Л.1
1 Новосибирский государственный технический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 21 (Ноябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье исследуется специфика предпринимательского мышления, развитие которого должно стать прерогативой российского образования на современном этапе. Особенно это касается опорных вузов, предпринимательских по своей сути. Описывается программа по развитию предпринимательского мышления, реализуемая в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) крупнейшем техническом вузе Новосибирской области, который в 2017 году стал одним из победителей второй очереди Программы развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: модернизация, предпринимательское мышление, социальная дифференциация, опорные университеты, модель предпринимательского вуза, межрегиональное неравенство, социальный пессимизм, инновационная проектная деятельность, креативный капитализм

JEL-классификация: L26, I23, I25, I24

Тезисы (Highlights):

  • · Модернизация России «пробуксовывает» по причине неподготовленности сознания россиян к осуществлению преобразований.
  • · Необходимые компетенции для развития экономики рождаются в процессе функционирования предпринимательского мышления.
  • · Преодолению социального расслоения главной проблеме России должна противостоять сфера образования, и, в частности, опорные региональные университеты.
  • · Опорный Новосибирский государственный технический университет является площадкой для развития деятельностного вектора мышления и предпринимательских качеств у молодежи региона.
  • · Создание у студентов и школьников банка ассоциаций, связанных с предпринимательством прерогатива деятельности кафедры Маркетинга и сервиса факультета бизнеса НГТУ.

Источники:

1. Аксенова Е.И. Предпосылки создания инновационной системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров в России // Креативная экономика. – 2013. – № 1. – С. 89-94.
2. Артемова Д.И. Исследование предпринимательской активности в вузе как фактора формирования предпринимательских университетов в России // Креативная экономика. – 2017. – № 5. – С. 565-582. – doi: 10.18334/ce.11.5.37858.
Коэффициент Джини [Электронный ресурс] // Ru.wikipedia.org. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Встреча с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года 2017». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55782.
5. Даурова А.М., Кривцова М.К. Специфика депрессивности регионов России // Вестник Академии. – 2015. – № 1. – С. 127-132.
Депрессивные регионы России [Электронный ресурс] // Stud24.ru. - 2010. - URL: http://stud24.ru/economic-geography/depressivnye-regiony-rossii/20211-55906-page2.html
Глумсков В. «Креативный капитализм» от Билла Гейтса. Expert.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/kazakhstan/2008/07/bill_geyts/.
Кувшинова О. На долю 10% россиян приходится почти 90% национального богатства. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/11/23/666552-10-rossiyan-natsionalnogo-bogatstva.
Кувшинова О. По итогам первого полугодия за чертой бедности оказался каждый седьмой россиянин. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/09/09/608065-za-chertoi-bednosti-okazalos-217-mln-rossiyan-kazhdii-sedmoi.
Бойков А. Победнители: 10% богатых россиян зарабатывают в 16 раз больше 10% беднейших. Versia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://versia.ru/10-bogatyx-rossiyan-zarabatyvayut-v-16-raz-bolshe-10-bednejshix.
Ардеева Д. Прокомментировал расслоение общества РФ на богатых и бедных президент Путин. Nation-news.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nation-news.ru/region/msk/309587-prokommentiroval-rassloenie-obshestva-rf-na-bogatykh-i-bednykh-prezident-putin.
Минаев И. Разрыв в доходах россиян продолжает расти. Mirnov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mirnov.ru/ekonomika/razryv-v-dohodah-rossijan-prodolzhaet-rasti.html.
Рейтинг стран по ВВП на душу населения 2017. Investorschool.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://investorschool.ru/rejting-stran-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2017.
Российское общество: год в условиях кризиса и санкций. Информационно-аналитический материал по итогам общероссийского социологического исследования [Электронный ресурс] // Gks.ru. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140080765391
Россияне о свободе, демократии, государстве. Levada.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/25-09-2013/rossiyane-o-svobode-demokratii-gosudarstve.
Доходы и расходы населения // Россия в цифрах 2017: Краткий статистический сборник [Электронный ресурс] // Gks.ru. - 2017. - С. 198. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf
Сулакшин С.С. Рост социального расслоения в современной России как вызов и Партия нового типа как ответ. Rusrand.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/ideas/rost-socialnogo-rassloeniya-v-sovremennoy-rossii-kak-vyzov-i-partiya-novogo-tipa-kak-otvet.
18. Селянская Г.Н. SMART-университет ответ на вызовы новой промышленной революции // Креативная экономика. – 2015. – № 9. – С. 1151-1164. – doi: 10.18334/ce.9.9.1928.
Страна кричащего неравенства [Электронный ресурс] // Telenir.net. - URL: http://www.telenir.net/politika/putin_itogi_10_let/p6.php
20. Хайруллина М.В. Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе // Российское предпринимательство. – 2017. – № 11. – С. 1637-1650. – doi: 10.18334/rp.18.11.37837.
21. Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Выпускник ВУЗа: проблемы трудоустройства в Новосибирске и их решение // Лицеист. – 2015. – № 3-4. – С. 50-52.
22. Чернышева Т.Л. Роль инновационных педагогических технологий в формировании социально значимых качеств у молодежи // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2015. – № 3. – С. 99-104.
23. Шишкарева Н.В., Савченко И.И., Ухалова Т.С. Становление российского инновационного образования при переходе к экономике нового типа: актуальность и проблемы // Креативная экономика. – 2016. – № 5. – С. 487-496. – doi: 10.18334/ce.10.5.35252.
24. Энговатова А.А. Разработка модели инновационной инфраструктуры отечественных предпринимательских университетов // Креативная экономика. – 2013. – № 3. – С. 9-14.

Страница обновлена: 17.07.2025 в 06:35:21

 

 

Development of entrepreneurial thinking as a mission of a core university

Chernysheva T.L.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 21 (November 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article studies the specific characteristics of entrepreneurial thinking, the development of which should become the prerogative of Russian education at the present stage. This is particularly true for core universities, entrepreneurial in their nature. We describe the program for development of entrepreneurial thinking, implemented at Novosibirsk State Technical University (NSTU), which is the largest technical university in the Novosibirsk region. In 2017 NSTU became one of the winners of the second stage of the Program for the Development of Core Universities that are of key importance for the industrial and socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: modernization, entrepreneurial thinking, social differentiation, interregional inequality, social pessimism, entrepreneurial university model, innovative project activity, creative capitalism, core universities

JEL-classification: L26, I23, I25, I24

Highlights:

  • · Модернизация России «пробуксовывает» по причине неподготовленности сознания россиян к осуществлению преобразований.
  • · Необходимые компетенции для развития экономики рождаются в процессе функционирования предпринимательского мышления.
  • · Преодолению социального расслоения главной проблеме России должна противостоять сфера образования, и, в частности, опорные региональные университеты.
  • · Опорный Новосибирский государственный технический университет является площадкой для развития деятельностного вектора мышления и предпринимательских качеств у молодежи региона.
  • · Создание у студентов и школьников банка ассоциаций, связанных с предпринимательством прерогатива деятельности кафедры Маркетинга и сервиса факультета бизнеса НГТУ.