Тенденции рынка образовательных услуг в сфере высшего образования в Новосибирской области

Долгов А.С.1, Щеколдин В.Ю.1
1 Новосибирский государственный технический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 21 (Ноябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены тенденции рынка образовательных услуг в сфере высшего образования по социально-экономическим направлениям подготовки в ВУЗах Новосибирской области. Проанализирована динамика изменения этого рынка за 2016-2017 года, рассчитана емкость рынка по отдельным направлениям подготовки, определены доли рынка, которые занимают крупнейшие высшие образовательные учреждения, изучена зависимость между числом поданных заявлений и зачисленных абитуриентов

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, маркетинговая стратегия вуза, структура рынка образовательных услуг, емкость рынка образовательных услуг

JEL-классификация: M31, M37, D11

Тезисы (Highlights):

  • • Для рынка образовательных услуг по социально-экономическим направлениям подготовки характерно сокращение бюджетных мест.
  • • Рынок образовательных услуг подвержен жесткому регулированию со стороны государства, определяющего минимальные баллы ЕГЭ, необходимые для поступления, количество бюджетных мест и др.
  • • Рынок образовательных услуг как на федеральном, так и на региональном уровне характеризуется высокой конкуренцией.
  • • ВУЗы должны проводить активную маркетинговую стратегию для выполнения планов набора.
  • • В 2017 году изменился коэффициент зависимости между количеством поданных заявлений и количеством зачисленных студентов с 1:8 до 1:6.

Источники:

Абрамкина А.А. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг ВУЗа. / автореф. дис. … канд. эконом. наук., 2011. – 24 с.
Бузуева Ю.Г. Развитие маркетинга отношений в системе высшего образования на основе эффективных коммуникативных инструментов. / дис. … канд. эконом. наук., 2014. – 218 с.
3. Долгов А.С., Щеколдин В.Ю. Анализ конъюнктуры рынка образовательных услуг на региональном уровне // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – № 4(74). – С. 181-194. – doi: 10.22412/1995-042X-11-4-15 .
4. Драганчук Л.С. Рынок образовательных услуг и его регулирование // Вестник кемеровского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 148-152.
5. Зверева А.И., Жданкина А.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. – 2016. – № 1(56). – С. 55-63.
Лукичев Г.А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей. Edit. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edit.muh.ru/content/conf/Lukichev.htm ( дата обращения: 30.10.2017 ).
Материалы заседания коллегии Минобрнауки Российской Федерации от 23.12.2015 года об утверждении объема бюджетных мест в ВУЗах в 2017/2018 годах. Минобрнауки. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ новости/7444 ( дата обращения: 28.10.2017 ).
Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем дополнительном образовании. - М.: Интерпракс, 1995. – 160 с.
Пономарева О.Г. Взаимодействие рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования региона. / автореф. дис. … канд. эконом. наук., 2011. – 20 с.
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. N 1147) (с изменениями на 29 июля 2016 года). Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ 71238710/#ixzz4a9hR4f6L ( дата обращения: 28.10.2017 ).
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" // Собрание законодательства РФ. – 26.08.2013. – № 34, ст. 4437
Самсонова Е.В., Самсонова М.В. Особенности оценки качества образовательных услуг в малых городах России. Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2012/6/240.pdf ( дата обращения: 28.10.2017 ).
Тимофеев В.С., Фаддеенков А.В., Щеколдин В.Ю. Эконометрика. - М.: ЮРАЙТ, 2016. – 328 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 69 (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017). Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 70291362/paragraph/909:0 ( дата обращения: 28.10.2017 ).
15. Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Анализ предпочтений абитуриентов при выборе ВУЗа // Интеграл. – 2010. – № 4. – С. 90-92.
16. Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Современные методы исследований в маркетинге // Маркетинг. – 2014. – № 2(135). – С. 19-32.
17. Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Факторный анализ рынка образовательных услуг // Маркетинг. – 2010. – № 5. – С. 97-105.
18. Шевченко Д.А. Маркетинговая разведка – ориентир стратегического планирования ВУЗа // Практический маркетинг. – 2012. – № 1. – С. 4-11.
Gujarati D.N. Basic econometrics, 3rd edition. – McGraw-Hill, 1995. – 1003 p
Shchekoldin V. Developing the risk classification based on ABC-analysis of possible damage and its probability // International Forum: Proceedings of 11th International Forum on Strategic Technology IFOST. Novosibirsk, 2016. – С. 317-319.

Страница обновлена: 16.08.2025 в 19:48:30

 

 

Trends in educational services market in higher education in the Novosibirsk region

Dolgov A.S., Shchekoldin V.Yu.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 21 (November 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article considers trends in educational services market in higher education in social and economic areas of training at universities of the Novosibirsk region. We analyze the dynamics of changes in this market for 2016-2017, and calculate the market size by certain areas of training. We define market shares of the largest higher educational institutions. We study the dependence between the number of applications and enrolled entrants.

Keywords: educational services market, marketing strategy for higher institution, structure of educational services market, size of educational services market

JEL-classification: M31, M37, D11

Highlights:

  • • Для рынка образовательных услуг по социально-экономическим направлениям подготовки характерно сокращение бюджетных мест.
  • • Рынок образовательных услуг подвержен жесткому регулированию со стороны государства, определяющего минимальные баллы ЕГЭ, необходимые для поступления, количество бюджетных мест и др.
  • • Рынок образовательных услуг как на федеральном, так и на региональном уровне характеризуется высокой конкуренцией.
  • • ВУЗы должны проводить активную маркетинговую стратегию для выполнения планов набора.
  • • В 2017 году изменился коэффициент зависимости между количеством поданных заявлений и количеством зачисленных студентов с 1:8 до 1:6.