Социальное предпринимательство в вузе

Чернышева Т.Л.1
1 Новосибирский государственный технический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 21 (Ноябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость развития социального предпринимательства в России. Автор констатирует противоречие, нуждающееся в разрешении: в стране, где так много социальных проблем, этот вид деятельности практически не развит. Причина видится в трудно достижимости баланса осуществления социальной цели и получения прибыли: сказывается нехватка финансовых средств из-за налоговой ставки, стоимости страхования, бюрократизация всех процессов. Стратегически важно, по мнению автора, культивировать проекты социального предпринимательства в вузовской среде, поскольку она является колыбелью будущего. Учиться преодолевать преграды следует начинать именно в университетах, которые могут послужить для социальных стартапов бизнес-инкубаторами, особенно это касается опорных региональных вузов, миссией которых является как раз предпринимательство. В статье приводятся меры, которые в силах предпринять вуз для поддержки социального предпринимательства на своей территории, самой первоочередной из которых является создание модели предпринимательского вуза с организационной структурой матричного типа.

Ключевые слова: социальное партнерство, социальное предпринимательство, опорные университеты, программно-проектное управление, модель предпринимательского вуза, организационная структура матричного типа

JEL-классификация: L26, I23, I29, L31

Тезисы (Highlights):

  • • Понятия «предпринимательство» и «социальное предпринимательство» различаются.
  • • Именно молодые люди в большей степени способны развить социальное предпринимательство в стране, поэтому университеты - самая благодатная почва.
  • • Опорные университеты призваны решать проблемы своего региона, и социальные проблемы зачастую являются первоочередными.
  • • Меры опорных вузов по развитию на своей платформе социального предпринимательства должны носить комплексный характер.
  • • Проекты социального предпринимательства на базе вуза должны отвечать, прежде всего, потребностям студенческой молодежи и быть направлены на различные виды творчества, дополнительного образования, оздоровления, научного или культурного просветительства, популяризацию спорта или этику общения.

Источники:

1. Артемова Д.И. Исследование предпринимательской активности в вузе как фактора формирования предпринимательских университетов в России // Креативная экономика. – 2017. – № 5. – С. 565-582. – doi: 10.18334/ce.11.5.37858.
2. Баранов Ю.В., Полянская С.Г. Современный взгляд на систему социального партнерства Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2017. – № 18. – С. 2625-2634. – doi: 10.18334/rp.18.18.38293.
Борнштэйн Д. Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей. - М.: Альпина Паблишер, 2012. – 499 с.
Вузы и социальные предприятия: плюсы совместной жизни. Новый бизнес: социальное предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/social/education/vuzy-i-sotsialnye-predpriyatiya-plyusy-sovmestnoy-zhizni.html#ixzz4xRU53pka.
Дрейтон Б. Я съем этот стол, если в России нет социальных предпринимателей. Новый бизнес: социальное предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/bill-dreyton-ya-sem-etot-stol-esli-v-rossii-net-sotsialnyh-predprinimateley.html#ixzz4wgdiuwTU.
6. Дробот Е.В. К вопросу формирования системы глобальных общечеловеческих ценностей // Эко. – 2015. – № 1. – С. 8-11. – doi: 10.18334/eo.5.1.37374.
7. Киреева Н.С., Слепенкова Е.В., Шипунова Т.С., Искандарян Р.А. Повышение конкурентоспособности вузов: международный опыт академического предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2017. – № 20. – doi: 10.18334/rp.18.20.38418.
Коттер Дж., Коэн Д. Суть перемен. Невыдуманные истории о том, как люди изменяют свои организации. - М.: Олимп-Бизнес, 2004. – 256 с.
9. Сагинова О.В. Показатели конкурентоспособности вузов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017. – № 4. – С. 116-125.
Официальный сайт Нью-Йоркского университета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nyu.edu/.
Официальный сайт Университета Центральной Флориды. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucf.edu/.
Официальный сайт Университета Эмори в Атланте. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emory.edu/home/index.html.
Сидорчук Р.Р., Скоробогатых И.И., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Ефимова Д.М., Тультаев Т.А., Евсеева Д. Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодёжной аудитории. - М.: Креативная экономика, 182.
14. Boschee J. Social Entrepreneurship // Across the Board. – 1995. – С. 20-25.
Boschee J. Merging Mission and Money. A Board Member’s Guide to Social Entrepreneurship. [Электронный ресурс]. URL: http://www.socialent.org/pdfs/MergingMission.pdf.
Dees J. The meaning of social entrepreneurship. Stanford Graduate School of Business. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gsb.stanford.edu/services/news/DeesSocentrepPaper.html.
17. Drucker P.F. What business can learn from nonprofits // Harvard Business Review. – 1989. – № 4. – С. 88-93.
Haugh, H., & Tracey, P. The role of social enterprise in regional development// Materials of Social Enterprise and Regional Development Conference, Cambridge-MIT Institute, University of Cambridge, 2014
19. Lombardi R., Lardo A., Cuozzo B., Trequattrini R. Emerging trends in entrepreneurial universities within Mediterranean regions: An international comparison // EuroMed Journal of Business. – 2017. – № 2. – С. 130-145.
Mair, J., & Noboa, E. Social entrepreneurship: How intentions to create a social venture are formed // Mair J., Robinson J., & Hockerts K. (Eds.) Social Entrepreneurship. - New York: Palgrave MacItalicllan, 2006
Perrini, F., & Vurro, C. Social Entrepreneurship: Innovation and social change across theory and practice //Mair J., Robinson J., & Hockerts K. (Eds.) Social Entrepreneurship New York: Palgrave MacItalicllan 2004 - р. 57-86
Sahlman W.A., Stevenson H., Roberts M.J., Bhide A.V. Thoughts on Business Plans. / The Entrepreneurial Venture. - Boston: Harvard Business School Press, 1996.

Страница обновлена: 30.07.2025 в 22:54:14

 

 

Social entrepreneurship at University

Chernysheva T.L.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 21 (November 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article proves the need to develop social entrepreneurship in Russia. The author states a contradiction that needs resolution: in a country with so many social problems, this type of activity is practically not developed. We see the cause in hard-to-reach balance of social goal and profit: things are affected by the lack of financial resources due to the tax rate, insurance cost and bureaucratization of all processes. The author thinks that it is strategically important to develop projects of social entrepreneurship in university environment, since it is the cradle of the future. At University you should learn to face obstacles. These Universities could serve for social start-ups as business incubators. This is especially important for regional universities, whose mission is entrepreneurship. The article suggests measures that the university is able to undertake to support social entrepreneurship on its territory. The most important measure is the creation of a model of entrepreneurial institution with an organizational structure of the matrix type.

Keywords: social partnership, social entrepreneurship, basic universities, program and project management, model of entrepreneurial institution, organizational structure of the matrix type

JEL-classification: L26, I23, I29, L31

Highlights:

  • • Понятия «предпринимательство» и «социальное предпринимательство» различаются.
  • • Именно молодые люди в большей степени способны развить социальное предпринимательство в стране, поэтому университеты - самая благодатная почва.
  • • Опорные университеты призваны решать проблемы своего региона, и социальные проблемы зачастую являются первоочередными.
  • • Меры опорных вузов по развитию на своей платформе социального предпринимательства должны носить комплексный характер.
  • • Проекты социального предпринимательства на базе вуза должны отвечать, прежде всего, потребностям студенческой молодежи и быть направлены на различные виды творчества, дополнительного образования, оздоровления, научного или культурного просветительства, популяризацию спорта или этику общения.