Cultural and psychological features of the business strategy of national minority - huaqiao of Southeast Asia in 2000-2010-x.
Denisov D.A.1, Balashov V.V.2
1 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Russia
2 НОУ ВПО МНЭПУ
Download PDF | Downloads: 19 | Citations: 3
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 2 (April-June 2017)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=30042932
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
The article is aimed at tracing ethno-psychological aspects of business strategy of businessmen of the Chinese community of Southeast Asia at the beginning of the XXI century. We show the reasons for possible and actual conflicts with the national elites of the ASEAN bloc, and the possible ways to solve ethno-cultural problems. We reveal typological reasons that cause conflicts in business on the basis of positive discrimination of national minorities by the titular majority.
Keywords: ASEAN, psychological aspects of behavior, Chinese business, huaqiao business, Southeast Asia, psychology of national minorities, Chinese mentality, positive discrimination, the Chinese in New Zealand
Введение
В начале XXI века, в условиях глобализации и регионализации, по всему миру наблюдаются устойчивые тенденции к психологическому давлению на бизнес национальных меньшинств [1] (Nechaev, 2014) через призму комплекса мер, в том числе при помощи позитивной дискриминации национальными элитами, титульным большинством национальных меньшинств [18] (Prozhogina, 2012). Одним из наиболее ярких примеров является позитивная дискриминация китайского меньшинства [2] (Zakharev, 2013) (китайцев-граждан стран Юго-Восточной Азии, китайцев – мигрантов из КНР, работающих в государствах блока АСЕАН, в «транскитайских компаниях») в некоторых странах Юго-Восточной Азии [2] (Zakharev, 2013). Причиной такого курса в ряде стран АСЕАН является ответ на действия хуацяо [2] (Zakharev, 2013). Китайцы с XII века активно начали осваивать финансовую нишу в странах региона [2] (Zakharev, 2013.
Закрепившись в государствах в банковском и посредническом секторах [11] (Zakharev, 2015), к XX веку хуацяо стали играть важную роль в жизни стран, вытесняя национальные элиты, национальную рабочую силу, диктуя ряд условий на национальных и региональном рынках [2] (Zakharev, 2013). Помимо экономической составляющей конфликт имеет и культурно-психологические характеристики. Разница в менталитетах титульного большинства и хуацяо в каждой стране ЮВА различна: в Таиланде хуацяо очень тесно интегрированы в экономику страны, тогда как в соседнем Вьетнаме влияние китайской общины существенно ограничено [2] (Zakharev, 2013). Наибольшие проблемы антикитайских настроений наблюдались в Индонезии. Китайские бизнесмены и банкиры подняли проценты по кредитам и снизили закупочные цены у кредитуемых компаний и частных лиц, активно вытесняя местную рабочую силу, заменяя ее волнами китайских мигрантов из КНР [2, 4, 9] (Zakharev, 2013; Zakharev, 2014). Это спровоцировало антикитайские выступления, в ходе которых погибло более пяти тысяч китайцев [9]. Выжившие и испуганные китайские деловые круги немедленно вывезли свои капиталы в Сингапур, обескровив экономику страны. На Филиппинах, как и в СРВ, более 40 % населения задействованы в рыболовной и рыбообрабатывающей промышленности, сосредоточенной в акватории Южно-Китайского моря (ЮКМ) [2, 4, 9] (Zakharev, 2013; Zakharev, 2014). С 1990-х гг. КНР имеет территориальные претензии ко всем странам, имеющим выход к данному морю, вытесняя их суда из спорной акватории (территориальный спор касается 6 млн кв. км) [2] (Zakharev, 2013). Это негативно сказывается на положении китайцев в данных странах [4] (Zakharev, 2014). Если на Филиппинах национальная элита очень часто имеет китайские корни и до 2010-х гг. вяло реагировала на происходящее со стороны КНР, то Вьетнам (СРВ) ввел периодические перестрелки в акватории Южно-Китайского моря, часто провоцируемые судами КНР, защищая свои интересы. Национальному меньшинству китайцев в Социалистической Республике Вьетнам приходилось наблюдать антикитайские демонстрации и предписывалось не покидать дома и китайские кварталы – районы своего проживания – во время демонстрации. В Таиланде после ухода в отставку кабинета премьер-министра-хуацяо в 2006 году и его сестры – премьера Йинглак – в 2014 году. Также наблюдалась серия антикитайских манифестаций. Хотя китайцы Таиланда [3] широко интегрированы в экономику и 90 % светских премьеров королевства имели китайские корни [2] (Zakharev, 2013), в 2014 г. король страны, Рама IХ, обладая чрезвычайными полномочиями по конституции страны, наделил военных неограниченными полномочиями и передал ведение кабинета министров тайскому крылу, убрав засилие китайских кабинетов. В Мьянме [6] (Zakharev, 2016) за период 1990–2012 гг. китайский фактор со стороны КНР получил серьезное распространение в штате Качин. Хуацяо имели существенные позиции в контроле над добычей полезных ископаемых. По завершению строительства нефтепровода Юннань – Андаманское море [6] (Zakharev, 2016) на территории Мьянмы осталось еще десять тысяч китайских рабочих. В 2006–2008 гг. военные лишили лицензий ряд китайских банков, которые финансировали партию тогда бывшей под арестом Аун Сан Су Чжи – лидера партии, победившей в 2015 году [6] (Zakharev, 2016).
Банки Yoma Bank, Jatta holdings бежали в Сингапур, откуда оказывали финансовую поддержу Сан Су Чжи на провальных выборах 2012 г., мотивируя тем, что у нее есть и китайские корни, что было своеобразным вызывом бирманской военной элите, из которой вышел и отец Аун. Они вернулись в страну только после демократических выборов в 2015 году [6] (Zakharev, 2016). Данные меры были предприняты в целях ограничить китайцев в занятии ниш, на которые претендовали бирманцы (национальное большинство). В Малайзии правительство Махатхира и позже Разака [16] проводило курс позитивной дискриминации по вытеснению китайцев из ниш, перспективных для малайцев. Сам Махатхир преследовал идею единой малазийской нации с целью уменьшить силу национальной идентичности и обособленности хуацяо, для интеграции в единое национальное сообщество страны.
Социально-психологическая совместимость менталитетов [1] (Nechaev, 2014) национальных элит Юго-Восточной Азии и хуацяо определяется различными причинами [2] (Zakharev, 2013): численностью хуацяо в каждой стране блока АСЕАН, наличием истории воин или позитивного диалога с Китаем, национальной политикой в отношении меньшинств, гражданско-правовым статусом в каждом государстве, метисацией китайского населения и его отождествлением с точки зрения естественной ассимиляции (что наблюдается очень редко в Юго-Восточной Азии и во всем мире, т.е. менее 2 % всех китайцев перестают осознавать себя китайцами, принимая полностью систему ценностей страны проживания). Гораздо чаще китайцы используют «формальную ассимиляцию», другими словами, «для вида» принимая обычаи и традиции, имена и фамилии, распространенные в стране их проживания, регистрируясь как хуацяо или как представители титульного большинства для получения максимальных выгод при сложном внешнем микроклимате стран проживания. Это респондирует к ментальности, находящей отклик в китайских стратагемах: планах решений кризисных ситуаций. При этом активно работают институты, сохраняющие китайскую идентичность. В странах блока АСЕАН более двух тысяч лицензированных китайских школ – среднее образование, существует серия китайских институтов высшего образования, сконцентрированных преимущественно в Сингапуре, где китайцы титульное большинство. Во всех других странах АСЕАН действуют программы получения высшего образования студентами-хуацяо в разных регионах КНР. Издаются в большом количестве китайские газеты и журналы. С приходом интернета действует широкая сеть веб-сайтов на диалектах китайского языка, на которых говорят представители китайской общины Юго-Восточной Азии в разных странах (диалекты: кантонский, у, юэ, гань и др.). Ни одна страна региона, несмотря на сетевые фильтры против фейсбука, в ряде стран региона и других глобальных чатов не закрыла ни один такой интернет канал, тем самым не ущемив права китайской молодежи на источники национальной идентичности. Интернет каналы с точки зрения психологической разрядки – реакции национального меньшинства – являются эффективными клапанами выражения симпатий и недовольства на события и политику в каждом государстве АСЕАН. Единственным сайтом, прекратившим свое существование по причине резкой непопулярности, ввиду появлений китайских версий быстрых сообщений по модели Whatsapp – wechat, viber, LUO, был huaqiaowangluo – чат хуацяо. Мобильные социальные сети для китайского меньшинства стали удобны не только как рупор новостей, но и как средство ведения бизнеса, оповещения о возможных угрозах со стороны титульного большинства.
Само позиционирование китайцами себя [10, 11] (Zakharev, 2015) как исключительной нации ввиду того, что почти три тысячи лет ближние, часто сменяющие друг друга соседи многие столетия были намного слабее развиты, породило установку исключительности и превосходства китайцев над другими (варварами) вплоть до начала ХХ века. Эта установка приобрела особенности в подгруппе представителей – богатых китайцев ЮВА [10, 13, 15] (Zakharev, Kolmakova, 2015; Rudyh, Zakharev, 2013), что негативно сказалось во время Азиатского кризиса 1997–1998 гг., когда стало ясно, что, посадив родственников [10], не компетентных в управлении, руководствуясь отжившим институтом традиционного обычного права хуацяо [10], компании терпят жесточайшие убытки [11] (Zakharev, 2015). Было найдено промежуточное решение. Председатели кланов пригласили на работу компетентных хуацяо, которые получили образование в Европе, США и Сингапуре. Компании китайцев вышли из кризиса, но не решили вопрос подготовки компетентных преемников, поручив руководство успешным менеджерам-хуацяо, не состоявшим в родстве с деловыми кланами [10]. Другой мерой в решении вопроса стала схема браков между китайцами-бизнесменами из разных стран блока АСЕАН. В результате этого усилился фактор «транскитайских» семейных корпораций, где родственники руководят подразделениями «транскитайских» корпораций [2, 10] (Zakharev, 2013). Несмотря на существенные успехи, риски антикитайских выступлений сохраняются во всех странах ЮВА, где китайцы титульное меньшинство [2] (Zakharev, 2013) (т.е. везде, кроме Сингапура). Однако уроки индонезийских и филиппинских событий не позволяют властям лишать экономику китайских денег, поэтому был принят комплекс мер по сдерживанию антикитайских политических сил и неформальных националистических организаций [9].
Универсальными причинами проведения политики позитивной дискриминации являются активный рост национального меньшинства, различия в менталитетах, культурно-психологических особенностях введения большинства и меньшинства [1] (Nechaev, 2014), нежелание меньшинств принимать «правила игры» титульного большинства страны проживания [1, 5, 7] (Nechaev, 2014). Ввиду чего очень часто проводится данная политика в интересах обеспечения нишами и ресурсами представителей титульных наций, чьи интересы представляют правящие кабинеты той или иной страны. Ярчайший пример формальной ассимиляции [2] (Zakharev, 2013) демонстрировала китайская партия Токсина «Тайцы любят Тайцев» [2, 4, 10, 11] (Zakharev, 2013; Zakharev, 2014; Zakharev, 2015), обеспечив себе голоса тайского и китайского населения на выборах 2001 года, создав «таксиномику» [2, 3, 5, 7] (Zakharev, 2013), специфическую тайскую экономическую модель с приоритетом китайских банков и мощным влиянием капиталов хуацяо, но потерявшая власть к 2006 [3, 5]. На Филиппинах клан с китайскими корнями – Кохуанго-Акино – дал двух президентов-хуацяо [7], которые в разное время достаточно длительными сроками управляли страной. В данном случае их метисное происхождение обеспечивало широкую явку избирателей всех национальностей, которые руководствовались принципом, что данные кандидаты – представители их этнической группы. В Камбодже, ввиду регулярных заимов, хуацяо – члены правительства страны [2] (Zakharev, 2013). В Индонезии высоко оценивается роль политического деятеля Элки Пангесту [2] (Zakharev, 2013). Разумеется, особое уважение на глобальном пространстве заслужила политика Ли Куан Ю в Сингапуре, осуществившая перенос «болотистого островка» из третьего мира в первый [2, 12] (Zakharev, 2013; Li Kuan,2007).
Заключение
В условиях глобализации обострение борьбы за ресурсы (в условиях конкуренции и региональных воин [18, 19, 20, 21] (Prozhogina, 2012; Sharipov, 2014; Sidorova, 2013; Sidorova, 2015)) приобретает разнообразные формы [8, 13] (Zakharev, 2015; Zakharev, Kolmakova, 2015). Это приводит к тому что, национальные идентичности [2, 18] (Zakharev, 2013; Prozhogina, 2012) и культурно-психологические особенности каждой этнической группы [1, 2, 17, 18] (Nechaev, 2014; Zakharev, 2013; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Prozhogina, 2012) определяют тенденции к конструктивному или деструктивному диалогу национальных элит [2, 18, 19, 20] (Zakharev, 2013; Prozhogina, 2012; Sharipov, 2014; Sidorova, 2013).
Хуацяо [2, 4, 11, 13] (Zakharev, 2013; Zakharev, 2014; Zakharev, 2015; Zakharev, Kolmakova, 2015) – важное влиятельное национальное меньшинство, которому в каждой стране ЮВА предстоит искать постоянно меняющийся баланс в Юго-Восточной Азии, ЮТР, в частности в Новой Зеландии [17] (Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016). Новая стратегия деловых элит хуацяо [2, 14, 15, 17] (Zakharev, 2013; Zakharev, 2013; Rudyh, Zakharev, 2013; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016) в сфере этно-культурной и психологической тактики взаимодействия [1, 14, 17] (Nechaev, 2014; Zakharev, 2013; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016) с национальными и глобальными элитами претерпит существенные изменения, что повлияет на архитектуру региональных экономических отношений, где важный игрок – капитал хуацяо Юго-Восточной Азии и Океании [13] (Zakharev, Kolmakova, 2015).
References:
Makhatkhir Mokhamad (0). Doktor svoey strany [The doctor of the country] (in Russian).
Nechaev N.N. (2014). Psikhologiya: izbrannye psikhologicheskie trudy [Psychology: selected works ] Voronezh: MODEK.-S. (in Russian).
Prozhogina S.V. (2012). Novye identichnosti [New identities] M.: OOO Izdatelstvo MBA. (in Russian).
Rudyh L.G., Zakharev Ya.O. (2013). Proekt «Bolshoy Mekong»: perspektivy mezhgosudarstvennogo i ekonomicheskogo razvitiya Yugo-Vostochnoy Azii [The Big Mekong Project: prospects for the interstate and economic development of Southeast Asia]. Vestnik IrGTU. (9(80)). 142-145. (in Russian).
Sharipov U.Z. (2014). Amerikanskaya kontseptsiya «Bolshogo Blizhnego Vostoka» i natsionalnye tragedii na Blizhnem i Srednem Vostoke [American concept of the "Greater Middle East" and the national tragedies in the Near and Middle East] M.. (in Russian).
Sidorova G.M. (2013). Vooruzhennye konflikty v Afrike na primere Demokraticheskoy Respubliki Kongo [Armed conflicts in Africa by the example of the Democratic Republic of the Congo] M.: Vostochnaya literatura. (in Russian).
Sidorova G.M. (2015). Afrika voyna idey i voyna lyudey v zerkale Demokraticheskoy Respubliki Kongo [Africa war of ideas and people's war in the mirror of the Democratic Republic of the Congo] M.: Nauka. (in Russian).
Zakharev Ya.O. (2013). Interesy kitayskoy obschiny YuVA v YuTR v nachale KhKh1 veka [Interests of the Chinese community of Southeast Asia in the South Pacific region at the beginning of the 21st century] Russian diaspora in the East. 19-22. (in Russian).
Zakharev Ya.O. (2013). Vliyanie kitayskoy obschiny Yugo-Vostochnoy Azii v nachale KhKh1 v [The influence of the Chinese community of Southeast Asia in the early 21st century] M.: Meyler. (in Russian).
Zakharev Ya.O. (2014). Rol i vliyanie kitayskoy obschiny v gosudarstvennom upravlenii v stranakh Yugo-Vostochnoy Azii v 2000-2010 gg.: pravovye aspekty [The role and influence of the Chinese community in public administration in South-East Asia in 2000-2010: legal aspects] M.: Onto-Print. (in Russian).
Zakharev Ya.O. (2016). Interesy Rossii v Myanme posle vyborov 2015g.//Konfrontatsiya mezhdu Zapadom i Rossiey: s kem vy, strany Azii i Afriki? [Interests of Russia in Myanmar after the elections of 2015.// Confrontation between the West and Russia: what side are you on, the countries of Asia and Africa?] M.: Teler. (in Russian).
Zakharev Ya.O. (0). . [] . (in Russian).
Zakharev Ya.O. (2015). Nesostoyavsheesya chudo tranzitnogo regiona dlya biznesa kitayskoy obschiny Indonezii i Filippin v 2000-2014gg [The failed miracle of a transit region for the business of the Chinese community in Indonesia and the Philippines in 2000-2014]. Science Review. (19). 213-215. (in Russian).
Zakharev Ya.O. (2015). Otlichiya obschinnoy i diasporalnoy organizatsii natsionalnogo menshinstva na primere khuatsyao v Yugo-Vostochnoy Azii v nachale 21-go v [The difference between community and diaspora units for national minorities by huaqiao of southeast asia at the beginning of the 21st century]. Managing the megapolis. (1(43)). 103-108. (in Russian).
Zakharev Ya.O. (2015). Rol pravovogo obychaya dlya kitayskoy obschiny Yugo-Vostochnoy Azii, kak faktora i obekta mezhdunarodnyh otnosheniy v 2000-2010gg.//_ [The role of legal custom for the Chinese community of Southeast Asia as a factor and object of international relations in 2000-2010. ]. Gumanitarnye,_sotsialno-ekonomicheskie_i_obschestvennye nauki. (2). 170-172. (in Russian).
Zakharev Ya.O., Kolmakova A.V. (2015). Znachimost vliyaniya kitayskogo faktora na razvitie turisticheskoy otrasli v Novoy Zelandii [Chinese Impact on New Zealand’s Tourism Development]. Theory and practice of physical education. (1). 61-62. (in Russian).
Zakharev Ya.O., Skripnichenko A.V., Aleksandrin O.I. (2016). Geopoliticheskaya geostrategiya ATR: Novaya Zelandiya v 2010-2020gg [Geopolitical geostrategy of the Asian-Pacific region: New Zealand in 2010-2020]. Almanac . (22). 27-35. (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 17:04:20