Актуальные проблемы и перспективы экономической интеграции Таможенного союза ЕврАзЭС

Дмитриева Е.О.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (7), Июнь 2014

Цитировать:
Дмитриева Е.О. Актуальные проблемы и перспективы экономической интеграции Таможенного союза ЕврАзЭС // Экономические отношения. – 2014. – Том 4. – № 1. – С. 15-20.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289259

Аннотация:
В статье рассматриваются этапы создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, дается оценка проблем и перспектив его функционирования.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, интеграция, нетарифное регулирование, таможенный тариф, таможенный союз



Таможенный союз (ТС) в рамках Евразийского экономического сообщества – форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Первой предпосылкой создания Таможенного союза принято считать договор «О создании Экономического союза» подписанный 24 сентября 1993 года. В январе 1995 года было подписано Соглашение о Таможенном союзе, его приняли страны, которые сейчас являются участницами Союза. В соглашении были рассчитаны и продуманы все условия экономической интеграции, спланированы сроки по реорганизации таможенных служб и т.д.

Во внутренней политике государств стали происходить существенные изменения, из‑за чего произошла смена законодательств. повлекшие за собой смену законодательств. И задуманные планы не сбылись, однако некоторые пункты все же были выполнены.

К середине 1995 года был отменен таможенный контроль на границе России с Белоруссией. а в марте 1996 года к Таможенному союзу присоединилась Киргизия, но уже в 1998 году Киргизия отказалась от участия в Союзе и вступила в ВТО.

И опять случился крах планов по созданию Таможенного союза из‑за дефолта 1998 года в России, критических изменений в таможенной структуре стран. В апреле 2000 года Россия восстановила таможенный контроль на границе с Белоруссией, а в 2001 году была введена таможенная граница и с Казахстаном.

10 октября 2000 года в Астане руководителями государств Белоруссии, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии был подписан документ, положивший начало Евразийскому экономическому сообществу. В этом Договоре оговорены все этапы торгово-экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза.

В 2005 году на саммите в Казани было принято решение о необходимости создания нового Таможенного союза. И уже 6 октября 2007 года в Душанбе между Россией, Белоруссией и Казахстаном был заключен Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза [1].

Прошлые ошибки были учтены, и поэтому был выбран достаточно жесткий вариант структуры и законодательства.

Главными «точками» в создании Таможенного союза являются 3 даты.

1 января 2010 г. К этой дате во многом сформировалась правовая база Таможенного союза и принято более 40 международных договоров, введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами.

С 1 июля 2010 года Беларусь, Казахстан и Россия формируют единую таможенную территорию, на которой действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Ключевым значение в этом этапе становится подписание 5 июля 2010 года в г. Астане пакета документов, в числе которых Совместное заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран с 6 июля 2010 года.

1 июля 2011 года – это завершающий элемент формирования единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана объединяет более 60 % населения всего постсоветского пространства и дает большие возможности для расширения рынков сбыта. На территории ТС производится более 85 % ВВП всего постсоветского пространства [2]. Общий объем ВВП стран-участниц превышает 2 трлн долл. и должен вырасти к 2015 г. на 15–18 %. Некоторые члены рынка скептически отнеслись к созданию ТС, но в настоящее время подтверждают, что появление Союза упростило таможенное оформление грузов [3]. Если раньше товары могли проводить на границах практически половину от всего времени в пути, то теперь этот промежуток сократился в разы. Это особенно важно для продуктовых товаров, которых к нам завозят немало как из ближнего, так и из дальнего зарубежья.

Единое таможенное пространство трех государств с общим населением 170 млн чел. является довольно выгодным, в частности для России, в которой находится весомая доля производителей товаров и услуг. С помощью устранения пошлин этим производителям станет намного проще конкурировать с иностранными производителями (главным образом Китая и Европейского союза) на рынках Казахстана и Белоруссии.

Эффективное развитие и функционирование ТС очень пробуждало интерес Казахстана, еще до того как были подписаны документы о ТС Казахстан предлагал России решить вопросы, связанные с транспортировкой нефти и газа, а так же с железнодорожными тарифами. Перевозка своих энергоносителей рынки запада по приемлемым тарифам – это целевая задача для этого государства [4].

Участие в таможенном союзе поможет Белоруссии привлечь инвесторов для создания производства по сборке легковых автомобилей. Рынок страны с населением в 10 млн. чел. вряд ли привлечет инвестора. Иное дело – авторынок в 170 млн. чел.

Россия так же видит свои «плюсы» от создания таможенного союза- устранение таможенных барьеров, которое позволяет максимизировать объемы энергоносителями или урановым сырьем и защитить отечественного производителя от экспансии третьих стран.

Так же к «плюсам» создания ТС относится то, что цены на товары стали более конкурентоспособны, за счет экономии на таможенных платежах, расходах на таможенного брокера, сертификации товаров, товарооборот между странами – участницами ТС вырос более чем на 30 %.

Можно сказать, что положительных ожиданий от развития таможенного союза достаточно. После длительных переговоров страны-участницы пришли к единой и главной договоренности – о распределении доходов от взимания импортных пошлин между бюджетами стран-участниц: Россия будет получать 87,97 % собираемых платежей, Белоруссия – 4,7 %, Казахстан – 7,33 %.

Однако у интеграционного процесса есть не только плюсы, но и минусы, такие как: потери российского бизнеса, федерального бюджета, внешнеэкономической деятельности, а также рост теневой сферы, прежде всего «околотаможенной», будут весьма существенными. Причем, не все потенциальные убытки видны сейчас, некоторые станут осознаваться лишь через несколько лет.

Можно представить, что будет, если основной транзитный маршрут пройдет через Казахстан, то значительные убытки понесет не только отечественные транспортные компании, но и федеральный бюджет России.

Ни для кого не секрет, что более 50 % доходов государственного бюджета России приходится на таможенные пошлины и сборы, формирующиеся за счет корректировки таможенной стоимости товаров. От этой стоимости зависит объем платежей, которые взимаются с какой-либо партии товаров, поскольку пошлины обычно рассчитываются в процентном выражении от цены ввозимого груза: меньше указанная в декларации цена – меньше надо платить. Поэтому российские таможенники могут лишиться важного рычага в деле выполнения планов по перечислениям в бюджет. Вопрос в том, будут ли белорусские и казахстанские таможенники так же упорно выжимать из участников внешнеэкономической деятельности максимально возможный объем платежей, если подавляющая их часть все равно отправится в Россию [10, 11].

Министерств экономического развития РФ оценило, что транзит через территорию Казахстана и Белоруссии на 30 % менее затратен, чем через Россию. Весь рынок транспортно-логистических услуг составляет сейчас в России 48,5 млрд. дол. Даже если таможенный союз примет на себя хоть одну десятую часть потока, убытки окажутся весьма внушительными.

Так же в будущем возможно расширение ТС, к нему могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности, Таджикистан. В 2010 г. Президент Сирии выразил свой интерес к вступлению Сирии в ТС. В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены, был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли. 24 октября 2011 года Молдова приступила к решению вопроса о присоединении к Таможенному союзу. В пользу выступила партия коммунистов во главе с экс-президентом Молдавии Владимиром Ворониным, а также внепарламентская социал-демократическая партия. Европейский союз сразу же ответил на происходящее заявлением о том, что в случае вступления в ТС льготного режима торговли с ЕС у Молдовы не будет [5]. А 8 декабря 2011 года Узбекистан объявило о своем отказе вступать не только в ТС, но и в любые другие объединения, так как считает, что они могут выйти за рамки экономических интересов страны. Таможенный союз – одно из самых молодых и самых неоднозначных международных объединений. Пока наши ближайшие соседи решают, вступать ли в него или не вступать, мировая общественность возмущается, что с помощью новой структуры Россия пытается укрепить не столько своё экономическое положение, сколько своё политическое влияние [6–9].


Источники:

1. Аманжолова, М. История создания таможенного союза / М. Аманжолова [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://news.ivest.kz/24843016-tamozhennyy-soyuz-istoriya-razvitiya
2. Сайт Евразийской Экономической Комиссии. [Эл. Ресурс ].Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Pages/default/aspx/
3. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана дает большие возможности для расширения рынков сбыта // Таможня.ру [Эл. Ресурс ].Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.tamognia.ru
4. Холод, Е. Плюсы и минусы Таможенного Союза / Е. Холод // Полит Надзор. - 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.politnadzor.ru/news/plyus-minus-tamozhennyj-soyuz.html
5. Жебит, М. Таможенный союз может пополниться двумя странами / М. Жебит // Российская газета - №5139 (60). - 24 марта 2010. - с.42-43.
6. Авдеева, Л. Таможенный союз - планы, угрозы и перспективы/ Л. Андреева [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.posprikaz.ru/2013/01/tamozhennyj-soyuz-plany-ugrozy-i-perspektivy.
7. Дробот Е.В., Мелентьев В.В., Артёмкина А.С. Перспективы расширения таможенного союза и единого экономического пространства в рамках ЕВРАЗЭС и формирование ЕАЭС // Политика, государство и право. 2014. № 12 (36). С. 55-57.
8. Дробот Е.В. Актуальные проблемы экономической интеграции: опыт европейского союза и таможенного союза ЕВРАЗЭС //Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-1 (41). С. 129-133.
9. Дробот Е.В. Евразийский экономический союз и Европейский союз: анализ особенностей процессов экономической интеграции // Таможенные чтения - 2014. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела (к 20-летию Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии) Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2014. С. 123-128.
10. Дробот Е.В., Синельников Е.В. Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (6). — doi: 10.18334/.37345
11. Дробот Е.В., Мелентьев В.В. Актуальные проблемы экономической интеграции в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС // Экономические отношения. — 2013. — № 1 (5). — doi: 10.18334/.37350

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:37:43