Концептуальные основы реструктуризации бизнеса


Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (21), Сентябрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618993
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Российский бизнес в настоящее время сталкивается с множеством организационного – управленческих проблем и необходимостью их решения, что заставляет осуществлять поиск новых методов и способов реагирования на изменяющиеся условия внешней среды. Под воздействием изменяющейся внешней среды предприятия все чаще сталкиваются со снижением конкурентоспособности, уменьшением своей доли рынка, падением уровня рентабельности производства, что вызывает необходимость быстро и с минимальными затратами проводить изменения системы управления в целом.

Ключевые слова: конкурентоспособность, система управления предприятием, конкуренция



Российский бизнес в настоящее время сталкивается с множеством организационного – управленческих проблем и необходимостью их решения, что заставляет осуществлять поиск новых методов и способов реагирования на изменяющиеся условия внешней среды. Под воздействием изменяющейся внешней среды предприятия все чаще сталкиваются со снижением конкурентоспособности, уменьшением своей доли рынка, падением уровня рентабельности производства, что вызывает необходимость быстро и с минимальными затратами проводить изменения системы управления в целом.

Эти проблемы ориентируют руководство бизнеса на изменение структуры предприятия, методов и способов его функционирования для проведения оздоровления его деятельности в соответствие с условиями хозяйствования трансформационной экономики, с целью выживаемости или повышения эффективности деятельности. Одним из рыночных методов повышения эффективности деятельности предприятия является реструктуризация. В нашей стране накоплен богатый опыт реструктуризации предприятий, разработаны и используются в хозяйственной практике структурные преобразования при государственном регулировании. Однако, из 47 предприятий в Волгограде и Волгоградской области, прошедшие процедуры реструктуризации, положительного результата достигли только 30%, хотя были реализованы различные виды реструктуризации бизнеса (табл.1).

Таблица 1. Виды реструктуризации, осуществленные на предприятиях Волгограда и Волгоградской области. [1]

Виды реструктуризации
Методы и приемы реструктуризации
Наименование предприятий
Производственная
реструктуризация
Перепрофилирование
производства
ОАО «Волгоградский инструментальный завод»
Модернизация бизнеса
ОАО «Гипс»
ОАО «Волжский подшипниковый завод» -
Вертикальная интеграция
ОАО «Каустик», ОАО «Пласткард», ФОАО «Волгоградэнерго» «Волгоградская ТЭЦ-3»
Финансовая реструктуризация
Разводнение акций
Консолидация акций
ОАО «Волгоградский алюминий»
«Реинкарнация»
ОАО «Волгоградская обувная фабрика»
Реструктуризация системы управления
Децентрализация
ОАО ПК «Ахтуба», ОАО «ВГТЗ»
Централизация
ООО «Авиакомпания «Волга – Авиаэкспресс»
Реструктуризация имущественного комплекса
Консервация
ОАО «ВЗТДиН»
Продажа имущества
ОАО «ВГТЗ»
Сдача в аренду
ОАО «ВЗТДиН»

Реструктуризация, как правило, рассматривается как один из методов антикризисного управления, как способ преодоления состояния близкого к банкротству, а также как способ финансового оздоровления и возможного развития предприятия. Реструктуризация – комплексная процедура совершенствования бизнеса, которая позволяет достичь различных целей. За последние годы многие российские предприятия использовали множество методов и приемов, частично проводили реструктуризацию своей деятельности. Во многом успех реструктуризации определяется концепцией ее реализации.

В зарубежной экономической литературе исследовались в трудах отдельные аспекты реструктуризации бизнеса, такие как Р.Брейли, Ю.Бригхем, Дж.Ван Хорн, Л.Гапенски, П.Друккер, Р.Линк, С.Майерс, Т.Питерс, М.Хаммер, Дж.Чампи и других. В отечественной литературе проблемы реструктуризации предприятий нашли отражение в работах А.А.Алпатова, Г.В. Булычевой, Л.С. Бляхмана, С.В. Ильдеменова, В.А. Ирикова, Д.А. Конокова, В.И. Кошкина, В. Красновой, В.Г. Крыжановского, С.В. Леонтьева, К. Рожкова, В.Н. Тренева, Э.А. Уткина и других ученых. В большинстве работ анализируется практика и опыт проведения реструктуризации с учетом российской специфики.

Обобщая результаты исследований по проблемам реструктуризации, следует отметить отсутствие единства взглядов и существование множества подходов к решению поставленной задачи – осуществлению структурных преобразований бизнеса и способов ее решения. В подходах различаются точки зрения на содержание и сущность терминологического аппарата процессов структурно-организационных изменений. Иногда эти процессы ассоциируются с реструктуризацией, иногда – с реформированием, иногда – с реорганизацией. При этом под реформированием понимается изменение принципов действия предприятия, направленное на их реструктуризацию, а сама реструктуризация выступает как основное (возможно, единственное) средство реформирования предприятий [4, с.9.]. Кроме того, некоторые ученые используют термины "реструктуризация" и "реорганизация", считая их синонимами [2, с.17]. Другие, напротив, полагают, что реорганизация – вполне самостоятельная категория, что подтверждается определением, приведенным в статьях 57-60 Гражданского кодекса РФ, согласно которым к реорганизации относят слияние и присоединение, разделение и выделение, преобразование [1, c.93].

По нашему мнению реструктуризация принципиально отлична от реформирования и реорганизации. Последнее предполагает изменение организационных форм бизнеса и совершенствование организационных структур управления. По мнению авторов, реструктуризация – это позитивный процесс, основанный на выявлении и управлении рыночной позицией бизнеса за счет оптимизации структуры бизнес – процессов производства, разработки и оптимизации процедур принятия управленческих решений, носящих стратегический характер.

Процесс реструктуризации может включать в себя различные операции и действия, совокупность которых, определяет вид реструктуризации. Все виды реструктуризации можно классифицировать следующим образом (табл.2).

Таблица 2 - Классификация видов реструктуризации хозяйствующего субъекта. [2]

Признак классификации
Виды реструктуризации
Содержание процесса реструктуризации
Стадии развития хозяйствующего субъекта
Оперативная
Изменение структуры компании с целью ее финансового оздоровления (если компания находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности.
Стратегическая
Процесс, структурных изменений, направленный на повышение инвестиционной привлекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости.
Масштаб охвата структурных изменений
Комплексная
Долгосрочный и дорогостоящий процесс, который проводится поэтапно, и преобразования затрагивают все элементы компании. В ходе такой реструктуризации используются различные механизмы.
Частичная
Процесс изменений одних или нескольких элементов бизнес-системы. В ходе ее реализации изменениями в функциональных областях разрозненно занимаются привлеченные консультанты, и часто преобразования носят хаотичный характер, а их влияние на другие направления деятельности компании не анализируется. Поэтому частичная реструктуризация приводит лишь к локальным результатам и может быть неэффективна в рамках всей бизнес-системы.
Субъект реструктуризации
Пассивная
Создание внешним агентом условий, при которых хозяйствующий субъект становится заинтересованным в проведении структурных преобразований.
Активная
Реструктуризация, инициатором которой выступает непосредственно хозяйствующий субъект.
Степень взаимодействия с внешней средой
Внешняя
Реструктуризация, направленная на изменение характера взаимодействия хозяйствующего субъекта с внешней средой и оказывающая непосредственное воздействие на изменение внешней среды.
Внутренняя
Реструктуризация, направленная на внутренние преобразования и условно не оказывающая, либо оказывающая косвенное воздействие на изменение внешней среды.
Временя проведения реструктуризации
Долгосрочная
Процесс проведения изменений более трех лет.
Среднесрочная
Процесс проведения изменений до трех лет.
Краткосрочная
Процесс проведения изменений до одного года.
Степень подотчетности процедур реструктуризации
Централизованная
Осуществляется на предприятии по инициативе и под контролем государственных или муниципальных органов или какой-либо уполномоченной организации.
Децентрализован-
ная
Осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно на общих для всех основаниях.

Процедуры реструктуризации могут быть применены к различным объектам бизнеса (табл.3).

Таблица 3 - Классификация видов реструктуризации по объекту реструктурирования. [3]

Виды реструктуризации
Объекты реструктуризации
Финансовая реструктуризация
Финансы бизнеса
Функциональная реструктуризация
Функции управления бизнеса
Юридическая реструктуризация
Организационно-правовая форма бизнеса
Организационная реструктуризация
Организационная структура бизнеса
Реструктуризация акционерного капитала
Акционерный капитал
Реструктуризация хозяйственных операций
Хозяйственные бизнес-процессы
Реструктуризация имущества
Активы бизнеса
Реструктуризация обязательств
Дебиторская и кредиторская задолженность
Реструктуризация капитала
Собственный и заемный капитал
Производственная реструктуризация
Производственный бизнес-процесс
Маркетинговая реструктуризация
Сбыт и продвижение товара на рынок, от производственных возможностей
Социальная реструктуризация
Объекты социальной инфраструктуры бизнеса
Внутрисистемная реструктуризация
Операционный бизнес-процесс

Выбор вида и объекта реструктуризации зависит от состояния хозяйствующего субъекта: кризисного или стабильного [3, с.27]. Главной целью реструктуризации кризисного предприятия является восстановление платежеспособности и ликвидности. Реструктуризация успешно работающему бизнесу необходима для стратегического перепозиционирования производства. Основу любого вида реструктуризации должна составлять соответствующая концепция. Обобщая опыт, реструктуризации бизнеса в нашей стране можно выделить, пять концепций реструктуризации:

  • Концепцию кризисного управления;
  • Концепцию финансового оздоровления;
  • Концепцию увеличения стоимости бизнеса;
  • Концепцию инновационного развития;
  • Маркетинговую концепцию.
  • Все они отличаются своими целями, задачами и комплексом мероприятий.

    Концепция кризисного управления. С целью выведения предприятия из кризиса в сжатые сроки проводятся все виды финансовой реструктуризации (капитала, дебиторской, кредиторской задолженности), для восстановления его платежеспособности и ликвидности. В случае невозможности реализации процедур финансовой реструктуризации, осуществляется процедура банкротства.

    Концепция финансового оздоровления. С целью финансового оздоровления осуществляются все виды финансовой реструктуризации, реструктуризация имущественного комплекса, оптимизация использования ресурсов бизнеса, результат – восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости бизнеса.

    Концепция увеличения стоимости бизнеса. Основная цель – увеличение стоимости бизнеса, достижение им стратегической устойчивости. Для этого проводятся мероприятия по управлению факторами делового риска, поддержанию оптимальной структуры капитала, осуществляющиеся в различных формах реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). В данном случае применяется реструктуризация финансов, капитала и системы управления.

    Концепция инновационного развития. Цель – увеличение реализации продукции и укрепление сбыта за счет увеличения доли рынка, выхода на новые рынки. Для этого необходима разработка и реализация новых товаров, технологий, производств, обоснование и реализация инвестиционных и инновационных проектов.

    Маркетинговая концепция. Основная ее цель - укрепление конкурентных позиций, конкурентоспособности бизнеса, достижение стабильности работы. Для этого осуществляется поиск эффективных каналов сбыта продукции, выстраивание стратегии продвижения, а также определение новых товарных ниш, которые компания могла бы занять на рынке. Данная концепция предполагает проведение в первую очередь производственной (структурное преобразование основного и вспомогательного производства) и маркетинговой реструктуризации (сбыт и продвижение товара на рынок). Маркетинговая концепция реструктуризации – это совокупность мероприятий, процедур, механизмов и инструментов позволяющих осуществлять преобразование промышленного предприятия (системы управления, производства, финансов) на основе изучения запросов рынка и их удовлетворения. По мнению авторов, предприятия, осуществляя структурные преобразования, в первую очередь должны опираться на маркетинговую концепцию, которая определяет главную цель предприятия – удовлетворение потребителя на основе изучения рынка, конкурентов и оценки возможностей (производства и финансов) бизнеса. Только сопоставление спроса и предложения позволит определить верные ориентиры, цели, задачи и виды реструктуризации, определить этапы, механизмы и инструменты структурных преобразований.

    Итак, реструктуризация бизнеса может и должна осуществляться на основе различных концепций, каждая из которых позволяет достичь своих определенных целей.


    Источники:

    1. Батрин Ю. В. Механизмы антикризисного управления предприятием: методы, опыт и результаты. – Волгоград: Изд. ВолГУ, 2001 г. – 192 с.
    2. Белых Л. П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия: Учебн. пособие для вузов. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2001г. – 399с.
    3. Гайдук К.В. Мерзликина Г.С. Основы функциональной реструктуризации организации в условиях кризиса. Учеб. Пособие/ ВГТУ – Волгоград: Изд. ВолгГТУ, 2004г. – 116 с.
    4. Мерзликина Г. С., Семикин Е. А. Теоретические вопросы реструктуризации: Учебн. пособие / Волгоград: Изд. ВолгГТУ, 2001г.– 88с.
    5. Пшеничников И.В. «Функциональная реструктуризация, как основной инструмент борьбы со структурным кризисом предприятия» // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Мерзликиной Г.С./ ВолгГТУ – Волгоград, 2007 г. – с. 129-137.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:20:58