К вопросу о теории и методологии образования кластеров в АПК
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (26), Февраль 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11701942
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В последнее время отечественные аналитики и экономисты-практики все чаще связывают возможность реструктуризации предприятий на основе получивших широкую поддержку органов государственной власти России и хорошо зарекомендовавших себя в зарубежных странах кластерных технологиях.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, кластер, агробизнес, создание кластеров
В последнее время отечественные аналитики и экономисты-практики все чаще связывают возможность реструктуризации предприятий на основе получивших широкую поддержку органов государственной власти России и хорошо зарекомендовавших себя в зарубежных странах кластерных технологиях.
Из всех известных определений кластера наиболее точным кажется нам определение, данное Г. Б. Клейнером [5]. «Кластеры – группы организаций (компаний, предприятий, объектов инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и др.), связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства продукции, ее реализации или потребления ресурсов»
Большинство авторов [5,6,9,13] указывают на несколько причин, объясняющих особую значимость кластеров для реструктуризации предприятий в России.
Во-первых, особенность самих кластеров такова, что по своей экономической сущности они занимают промежуточное место между автономными организациями, региональными промышленными комплексами и отраслевыми альянсами. Поэтому к кластерам можно применять как методы классического управления фирмами, так и методы управления трансформационными изменениями.
Во-вторых, есть основания полагать, что кластеры могут стать оптимальным решением в управлении экономикой.
В-третьих, инновационная составляющая кластера должна стать условием эволюции фирм, входящих в его состав. Это в свою очередь приведет к развитию не только самих кластеров и предприятий, входящих в их состав, но и станет определяющим условием развития территорий, улучшения качества жизни населения этой территории.
В-четвертых, есть надежда, что кластерная политика может привести (основываясь на трудах М.Портера) к повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Последний же аргумент в пользу кластеров связан с возможностью концентрации капитала, а также с активизацией процессов интеграции предприятий. При этом именно сохраняемая с советских времен способность предприятий АПК к интеграции указывается в качестве основы реструктуризации предприятий [2,3,4,11,12].
На наш взгляд необходимо еще указать на другую, но не менее важную причину, которая основана на самой природе аграрных отношений в России. Кратко наша позиция такова
В агропромышленном комплексе кластеры не только могут стать эффективным методом адаптации к новым рыночным условиям, но и в наибольшей степени смогут соответствовать институциональной основе предприятий, что особенно важно для сельского хозяйства России. Почему? Мы исходим из того, что кластеры претендуют на эффективный способ взаимодействия предприятий с агрессивной средой российского рынка. Такая постановка вопроса с нашей точки зрения особенно актуальна.
Исследования в области формирования аграрных отношений последних лет выявили феномен чрезвычайной устойчивости неформальных институтов в АПК, который и является одной из причин нескончаемого кризиса в сельском хозяйстве России [3,4,8].
В условиях плановой экономики полем деятельности для предпринимательства на селе было решение проблем, поставленных государством: государство определяло объемы производства для предприятий, банки обеспечивали «финансирование» в соответствии с указаниями Госплана. Аналогичным образом, в советское время предприятия получали семена и удобрения для проведения сельскохозяйственных работ. Им не надо было беспокоиться о получении этих и других факторов производства или о сбыте своей продукции.
Государство обеспечивало деревню соответствующей инфраструктурой. В сельской местности строились дороги, детские сады, школы, больницы. Колхозники и рабочие на селе были обеспечены жильем. Система взаимоотношений строилась таким образом, что сельскохозяйственные предприятия находились под постоянной опекой и защитой государства. Политическое значение продовольственной независимости страны лежали в основе формирования экономической политики в сельском хозяйстве. Поэтому даже в неурожайные годы сельскохозяйственные товаропроизводители не оставались без семян, удобрений, новой техники, а крестьяне без оплаты труда. Кроме того, государство, выступая в роли собственника земли, плохо или хорошо, но заботилось о состоянии земельных ресурсов. Например, мелиорирование земель в бывшем СССР осуществлялось редко хозяйственным способом. Такие работы по специально разработанным планам, разнарядкам осуществлялись за счет государства. В результате этих и других факторов предприятия АПК получали дотации, существовавшая система кредитования отрасли предусматривала зачастую списание долгов, что в значительной мере облегчало условия предпринимательской деятельности. Прежние институты в системе АПК настолько сильны, а результаты реформ настолько губительны для отрасли, что «усиление советских типов институтов» оказалось неминуемым. Поэтому предприятия АПК России не могут обойтись без особого адаптационного механизма к новой институциональной основе экономики России и как мы полагаем взаимодействия с рынком в будущих периодах.
По нашему мнению, учитывая кроме всех перечисленных факторов постоянное стремление к интеграции предприятий в сельском хозяйстве, именно кластеры могут стать той защитной структурой для сельскохозяйственного товаропроизводителя, где в силу самой сути кластера, несмотря на множество дефиниций понятия «кластер» создается особый климат ведения предпринимательской деятельности, очень схожий с советским.
Однако из полуразрушенных за годы перестройки предприятия АПК невозможно сформировать никаких кластеров. Идея о том, что экономически отсталые предприятия будут иметь стимул, развиваясь вблизи экономически зрелых и крепких предприятий, по крайней мере, весьма спорна. Наша позиция в вопросах формирования кластерной политики в сельском хозяйстве сводится к постепенному выравниванию уровней экономического развития предприятий отрасли. С этим мы и связываем необходимость реструктуризации предприятий. Только на основе реструктуризированных предприятий возможно формирование кластеров.
Сложность такого подхода заключается в чрезвычайно большом массиве исходной информации, который необходимо обработать для построения моделей реструктуризации предприятий АПК. Традиционные методы анализа не могут принести желаемого результата, кроме того, такие методы не гарантируют высокого уровня точности. Всестороннего понимания чисто экономических вопросов нельзя достичь без интеграции экономических и естественно-математических методов исследования для понимания таких экономических понятий, как равновесие или неравновесие, устойчивость или неустойчивость, экономически устойчивые состояния и хаос [7,10]. Успех экономико-математических методов в XX веке, связан с развитием инструментальных вычислительных методов, базирующихся на все возрастающем быстродействии современных компьютеров.
В своих дальнейших исследованиях для анализа уровня развития предприятий, как основы методики формирования кластеров в сельском хозяйстве, мы намерены использовать современные компьютерные технологии. Наличие данных само по себе еще недостаточно для улучшения показателей работы предприятий. Необходимо трансформировать сырые данные в полезную для принятия решений информацию. В этом и заключается основное предназначение технологий Data Mining, методы которых мы хотим положить в основу нашего проекта реструктуризации предприятий. Результаты Data Mining - эмпирические модели, классификационные правила, и т. д. – мы надеемся, затем инкорпорировать в существующие системы поддержки принятия решений и использовать их для формирования кластеров в АПК России.
Источники:
2. Жигалин М.М. Управление кооперацией и интеграцией в АПК // Достижения науки и техники, 2002. – №3. – С. 45–47.
3. Зайцев К. М. Интеграционные формирования в механизме реформирования АПК Центрально-Черноземной зоны // Структурные преобразования регионального АПК: экономические проблемы и решения. Материалы научно-практич. конференции. – М., 2002. – С. 294–300.
4. Зинченко А.П. Методика анализа состояния и использования производственного потенциала сельского хозяйства //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 1995. – №7.
5. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Формирование стратегии функционирования инновационно-промышленных кластеров / Препринт # WP/2007/216. – М. : ЦЭМИ РАН, 2007.
6.Клейнер Г.Б. Системно-интеграционная теория предприятия и эволюционный подход: Доклад на 6-м международном Симпозиуме по эволюционной экономике. - Пущино, 2005.
7. Коуз Р. Природа фирмы // Под ред. О. Уильямсона и С. Уинтера. М. – С. 33-52.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:21:18