Формирование и использование потенциала творческого населения
Устинова К.А.1,2, Гордиевская А.Н.1, Усков В.С.1
1 Вологодский научный центр РАН
2 Вологодский государственный университет
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 6 (Июнь 2025)
Аннотация:
Актуальность исследования креативных индустрий и креативных практик обусловлена потребностью в креативных работниках, не в полной мере обеспеченной их предложением. Дефицит усиливается вследствие существующих рассогласований между требованиями рабочих мест и накопленным потенциалом. В исследовании выделены группы населения в зависимости от наличия или отсутствия творческих проявления, а также использования творческих способностей. Показано, что творческие проявления встречаются более чем у половины населения, однако примерно в 40% случаев они обусловлены практической целесообразностью. Рассогласованность между предъявляемыми требованиями и имеющимися качествами наблюдалась, когда речь шла именно о творческих способностях населения. Согласованность между требованиями к знаниям, квалификации и интеллектуальному потенциалу в целом достигалась, что обеспечивалось сохранением на протяжении рассматриваемого периода высокой доли населения с квалификацией соответствующей требованиям, а также направленностью населения на повышение профессионального уровня. Материалы статьи вызовут интерес у широкого круга читателей: у представителей органов государственной власти, занимающихся реализацией инновационной политики, у специалистов в сфере занятости, реализующих программы по повышению квалификации работников, у научных сотрудников и обучающихся
Ключевые слова: креативная индустрия, креативный класс, творческое населения, творческий потенциал, интеллектуальный потенциал, инновационная активность
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01841 (https://rscf.ru/project/23-28-01841)
JEL-классификация: JEL: E71, I25, J24, J44
Введение. Экономический рост зависит от творческого класса с высокой квалификацией и подготовкой, творческим мышлением, креативными навыками (Клоудова, 2010) [5], адаптивностью к среде, склонностью к риску и предпринимательству (Цхададзе, 2023) [19]. В некоторых работах (Котомина, Широкшина, 2019) [6] приводятся аргументы в пользу удержания в организациях творческих сотрудников в связи с их влиянием на повышение конкурентоспособности. В постиндустриальном обществе креативный работник становится основой производственного процесса.
Однако предложение не всегда соотносится со спросом на таких работников. В 2018 г. в рамках презентации актуальных трендов в креативной индустрии, директором Московской школы коммуникаций озвучено превышение спроса над предложением практически втрое [1]. Такие рассогласования встречаются на уровне страны и отдельных территориальных образований. В Санкт-Петербурге в апреле 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года был выявлен рост количества вакансий по направлению искусства и массмедиа на 18%, однако конкуренция по отдельным направлениям сохранялась [2].
Те тренды, которые сложились в экономике, нашли свое отражение в нормативно-правовых документах. Правительством Российской Федерации в 2021 г. была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [3]. Одним из приоритетов признается создание новых рабочих мест в креативных индустриях и увеличение вклада этих индустрий в экономику страны. Реализация мер будет способствовать увеличению доли креативных индустрий в экономике 2,2 до 6%, росту занятых с 4,6 до 15% к 2030 году [4]. На региональном уровне реализуются схожие нормативно-правовые акты, например, Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года, региональный закон «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Несмотря на инициативы, продолжают сохраняться проблемы: разрозненность сегментов креативных индустрий, многообразие субъектов управления, необходимость согласованности между ними. Развитие индустрий на отдельных территориях (Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Воронеже) может носить фрагментарный характер, не способствуя формированию единого сектора. Создание креативных пространств сопряжено с инициативами, идущими «снизу», проблема системного характера государственной поддержки продолжает сохраняться (Лавриненко, 2015) [9].
В работе акцент на кадровых вопросах. Потребность в креативных работниках, не в полной мере обеспеченная их предложением, приводит к дефициту. Цель – выявление особенностей формирования и использования потенциала творческого населения. Это предполагает решение следующих задач: выявление согласованности между интеллектуальным и творческим потенциалом и предъявляемыми к ним требованиями; определение профессиональных перспектив в зависимости от наличия творческих проявлений; сопоставление групп населения, реализующих свои знания и творческие способности в части их профессиональных перспектив [5]; определение распространенности творческих проявлений. Выделены группы, различающиеся по наличию или отсутствию творческих проявлений, по использованию творческих способностей. Гипотеза: творческое население отличается от остальных бόльшей склонностью к повышению квалификации и профессиональной самореализации, демонстрируя меньшую рассогласованность между требованиями рабочих мест и накопленным потенциалом.
Теоретические аспекты исследования. Развитие креативной экономики предполагает формирование инновационной среды, развитие креативных индустрий, что сказывается на выпуске продукции, на конкурентоспособности региона (Быков и др., 2020) [8]. Вклад креативных индустрий в социально-экономическое развитие территорий состоит в решении экономических и социокультурных проблем. Это проявляется в появлении и использовании новых методов менеджмента и социальных инноваций, в создании рабочих мест, что может приводить к развитию отдельных видов туризма (например, культурного) и другим последствиям (например, Flew, 2011 [25], Howkins, 2011 [18]). Речь заходит о рассмотрении креативных индустрий с позиций источника экономического развития, повышения конкурентоспособности территорий.
Одна из особенностей, отличающих креативную экономику от традиционной, – возможность не противоречивого совмещения между экономическими, а также творческими и культурными основами. Это проявляется в том, что креативные индустрии предполагают учет не только творческих, но и предпринимательских способностей при создании рыночного продукта, интегрированность созданных продуктов материального и нематериального производства в рыночную систему и их способность приносить прибыль (Музычук, 2023) [11].
Это сочетается с важной чертой по наличию таких ресурсов, продуктов и услуг, которые обладают высокой добавленной стоимостью (Красильников, 2021) [7], на которые могут быть получены интеллектуальные права, и которые могут быть созданы за счет значимого вклада в воспроизводственные процессы работников, вовлеченных в интеллектуальную и творческую деятельность, обладающих высоким уровнем развития интеллектуальных и творческих качеств (Абанкина, Гнедовский, 2017) [1]. Одним из значимых аспектов становится то, что даже если творческие характеристики присутствуют в различных сферах деятельности, то не во всех случаях появляется возможность создавать рыночную стоимость за счет творческого потенциала (Jones, Lorenzen, Sapsed, 2015 [24]; Музычук, 2023 [11]).
Вопрос воспроизводства потенциала напрямую связан с исследованием особенностей креативных индустрий и креативной экономики (Абанкина, Гнедовский, 2017) [1]. Креативные индустрии толкуют как сектор экономики, специализирующийся на создании и реализации товаров и услуг как результатов интеллектуальной и творческой деятельности. Близкой к данной трактовке является определение Г. Б. Паршуковой и Е.А. Груздевой (2021) [12], где креативные индустрии рассматриваются как вид экономической деятельности, который характеризуется не только генерированием идей, знаний и использованием творческих способностей, но и их коммерциализацией. Присутствуют трактовки, в которых посредством указания на «креативные индустрии» описывают предприятия, деятельность которых связана с творчеством (с издательским делом, изобразительным и исполнительским искусством). Креативные индустрии связаны с творческими процессами, с преобразованием знаний из одной формы в другую (Бодрунов, 2023 [2]).
Характеристики креативных индустрий, представленные в отечественных исследованиях, согласуется с теми, которые обсуждаются в зарубежных работах. Одна из иллюстраций – исследование Galloway, Dunlop (2007) [27], в котором обращается внимание на связь креативности с творческой деятельностью, на создание в ходе этой деятельности интеллектуальной собственности или использовании уже готовой, на наличие у креативных продуктов специфических черт, связанных с сочетанием символической и функциональной ценностей и др. Одна из черт – связь креативных индустрий с креативным трудом, это становится одним из параметров принадлежности отрасли к креативным индустриям (Freeman, 2012) [26].
Это находит отражение в требованиях, предъявляемых к компетенциям работников. Они связаны с высоким уровнем квалификации и подготовки, с генерацией оригинальных идей, с развитием творческих способностей (Клоудова, 2010) [5]. Возникновение требований является следствием изменения экономической структуры в сторону увеличения доли высокотехнологичных производств, что в приводит и к трансформации требований к человеческому потенциалу (Хакимова, 2012) [17].
Следствие накопления интеллектуального и творческого потенциала – участие населения в креативных практиках, которое, предполагает наличие творческих стимулов, выстраивание стратегий социальных действий, реализацию накопленного потенциала в различных сферах социальной жизни (Шкаратан, 2011) [20]. Одной из характеристик креативных практик считается уход от локализации и направленность в сторону коллективных норм и ценностей, реализация потенциала солидарности общества (Волков, 2017) [3]. Обозначенные аспекты по обеспечению солидарности и движению к коллективному в части норм и ценностей, соотносятся с тем, что воспроизводство творческого потенциала рассматривается с позиций социального происхождения. Затрагиваются вопросы воздействия общественных условий на воспроизводство потенциала (Бодрунов, 2023) [2]. Вследствие усиления влияния творческой деятельности на экономические процессы, изучаются вопросы и социальной стратификации.
Социальная стратификация сопряжена с изучением креативного класса, вопросов идентичности, вовлеченности в социальное взаимодействие (Тощенко, 2013) [13]. Это достигается в связи с наличием возможностей и ресурсов у этой группы населения, касающихся самореализации при достижении общественных целей, вовлеченности в интеллектуальную и творческую деятельность для создания материальных и нематериальных продуктов (Смит, 2007) [14], изменения общественных условий (Флорида, 2011) [16]. Реализация обозначенного требует от работников мотивации, связанной с самореализаций, поиск рабочего места и трудоустройство на него с позиции возможности не только воплощения накопленного потенциала, но ивоздействия на общественные процессы (Волков, 2017) [4].
Значимость исследования вопросов креативных индустрий, распространенности креативных практик и их влияния на экономические процессы возрастает. Изучение этих аспектов сопряжено с вопросами воспроизводства потенциала населения, учитывая то, какие требования к нему предъявляются.
Материалы и методы. Подходы к исследованию разделены на две группы: те, в которых оценивается потенциал к творческой деятельности и те, в которых речь идет о реализации потенциала. Аспекты, связанные с оценкой потенциала креативности (Evaluation of Potential Creativity), представлены в ряде работ (например, Sternberg, Lubart, 1995 [31], Yamin, 2018 [32]; Шумакова, 2021 [21]), где фокус внимания – на когнитивных, конативных и средовых аспектах. Еще один подход связан с учетом черт, связанных с творчеством, и внешней средой, воздействующей на такие проявления (Rhodes, 1961 [30], Corazza, Glăveanu, 2020 [22], Cramond, 2020 [23], Kanlı, 2020 [28], Шумакова, 2021 [21]). Придерживаемся многовариантного подхода, признавая значимость исследования формирования и использования накопленного потенциала, акцентируя внимание на личностных чертах, выделяя творческое / нетворческое население, а также рассматривая разные группы с учетом их мотивации.
В исследовании информационным источником выступили данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области. Исследование традиционно проводится в двух городах региона (Вологде и Череповце), а также восьми районах Вологодской области, различающихся по уровню социально-экономического развития. Объем выборочной совокупности достигает 1500 человек при ошибке выборочной совокупности в 3-4% с учетом доверительного интервала 4-5%. Более подробная информация о формировании модели многоступенчатой районированной выборки с квотным отбором единиц наблюдения представлено в работе [15]. Обработка данных осуществлялась с использованием программы SPSS. В качестве периода исследования был выбран 2012-2022 гг., что объясняется доступностью данных по оценке профессиональных перспектив, изменению должностного положения, использованию знаний и творческих способностей у населения. Однако по отдельным позициям, исследуемый период был расширен и данные рассматривались с 2000 г., так как ряд вопросов в анкете относились к «основному блоку» и задавались респондентам с момента начала мониторинга.
Выделялись группы, склонные / не склонные к проявлению в творческом направлении. Был значим учет аспектов, связанных не только с формированием и использованием потенциала. В первом случае учитывались требования рабочих мест и насколько для населения характерно занятие творческой деятельностью. Население разделено на две группы в зависимости от ответов на вопрос «каких качеств от человека требует то дело, которым Вы занимаетесь в настоящее время?». Группу творческих работников составили респонденты, выбравшие вариант ответа «очень важно» или «достаточно важно» «иметь разносторонние знания, большую эрудицию, высокую квалификацию» и «иметь творческие способности (изобретать, создавать новое, решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)». Значимым был учет склонности к творчеству. В зависимости от ответа на вопрос: «В какой мере для Вас в настоящее время характерно занятие творческой (рационализаторской, изобретательской и т.д.) деятельностью?» выделены группы. Среди работников с творческими проявлениями – респонденты, выбравшие один из вариантов ответа «постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т.д. – это стиль моей жизни», «придумываю, изобретаю и т.д., когда передо мной возникает практическая необходимость что-нибудь сделать, а как – неизвестно, нет готовых решений», «придумываю, изобретаю, сочиняю и т.д., когда получаю соответствующее задание от начальства».
Еще один важный акцент – использование потенциала, которое рассматривалось с позиций интеллектуальных и творческих аспектов. Респонденты были разделены на две группы по вопросу «Насколько сильно Вы «выкладываетесь» на работе? В какой степени используете свои качества и умения?». Группу творческих, креативных работников составили выбравшие варианты ответа «Более-менее полно» или «В полной мере» в пунктах «Знания, эрудиция, квалификация» и «Творческие способности (изобретательность, умение решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)». Группы выделялись и с использованием вопроса: «Что из перечисленного ниже характеризует Вашу трудовую (учебную) деятельность?». В первую (творческую) группу вошли респонденты, у которых бывает (часто или иногда) «подача рационализаторских предложений, предложений по улучшению работы в цехе, отделе (классе) и т.д.». За счет выделения групп появлялась возможность детального анализа, учитывая формирование и использование потенциала и творческие и интеллектуальные аспекты.
Результаты и обсуждение
Исследование творческого населения сопряжено с определением инновационных проявлений. Склонность к таким проявлениям была выражена у более половины опрошенных, в рассматриваемом периоде оставалась практически неизменной. Однако эта группа не была однородной, лишь незначительная ее часть (к концу периода – 5%) – склонные к творческим проявлениям на постоянной основе. Более 40% занимались рационализаторством и изобретательством в случае практического запроса (табл. 1).
Таблица 1. Степень склонности к занятию творческой (рационализаторской, изобретательской и т.д.) деятельностью в настоящее время, % от числа опрошенных (100% по столбцу)
Вариант ответа
|
2000
|
2005
|
2006
|
2011
|
2012
|
2020
|
2022
| |
Есть творческие проявления
|
53,4
|
63,0
|
57,1
|
56,7
|
49,0
|
47,9
|
52,2
| |
Постоянно
что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т.д. – это стиль моей жизни
|
7,1
|
8,5
|
9,6
|
9,5
|
5,2
|
5,2
|
4,9
| |
Придумываю,
изобретаю и т.д., когда передо мной возникает практическая необходимость
что-нибудь сделать, а как – неизвестно, нет готовых решений
|
22,9
|
25,6
|
20,5
|
25,3
|
20,6
|
19,0
|
24,1
| |
Придумываю,
изобретаю, сочиняю и т.д., когда получаю соответствующее задание от
начальства
|
23,4
|
28,9
|
27,0
|
21,9
|
23,2
|
23,7
|
23,2
| |
Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему
меня научили раньше, или что подсказывают другие, о чем могу прочитать в
книгах, справочниках и т.д.
|
46,6
|
36,9
|
42,8
|
43,3
|
51,0
|
52,0
|
47,8
| |
Источник: данные мониторинга трудового потенциала (ТП) населения,
ФГБУН ВолНЦ РАН.
|
Наряду с творческими важную роль имеют интеллектуальные способности. За период 2012-2022 гг. не произошло негативных изменений в части соответствия профессии призванию [6], выявлен незначительный рост (с 23% до 28%) доли населения с квалификацией выше требований и стабильно высокая доля населения (в разные годы на уровне 50-60%; табл. 2), с квалификацией, соответствующей требованиям рабочих мест.
Таблица 2. Мера соответствия квалификации (подготовке) выполняемой Вами работе, % от числа опрошенных (100% по столбцу)
Вариант ответа
|
2000
|
2005
|
2006
|
2011
|
2012
|
2020
|
2022
|
Моя
квалификация (подготовка) выше, чем требует от меня работа, могу выполнять и
более квалифицированную работу
|
23,1
|
25,8
|
22,3
|
26,1
|
22,7
|
27,8
|
28,0
|
Моя
квалификация (подготовка) соответствует требованиям, предъявляемым работой
(чтобы выполнять более квалифицированную работу, мне нужно подучиться)
|
54,4
|
55,5
|
60,8
|
47,8
|
59,0
|
44,1
|
49,7
|
Моя
квалификация ниже, чем это требуется работой
|
7,3
|
7,5
|
5,4
|
5,9
|
3,5
|
4,1
|
4,0
|
Не
знаю, трудно сказать
|
15,2
|
11,2
|
11,6
|
19,1
|
14,7
|
24,1
|
18,3
|
Источник: данные мониторинга ТП населения,
ФГБУН ВолНЦ РАН.
|
Квалификация соответствовала или была выше требований у 78% населения. Для 62-70% считалось значимым или достаточно значимым наличие разносторонних знаний, высокой эрудиции и квалификации (табл. 3). Согласованность между интеллектуальным потенциалом и требованиями к знаниям, эрудиции и квалификации достигались. Определена группа населения с уровнем знаний, эрудиции, квалификации, превышающим предъявляемые требования к потенциалу.
Что касается творческих проявлений, они присутствовали у половины населения, однако запрос на них выше. Данные свидетельствуют, что более 60% считали «очень важным» и «достаточно важным» требованием наличие высоких творческих способностей, 68% высказывали аналогичную позицию к требованию высокой эрудиции и квалификации. Примерно три четверти отмечали значимость высокого уровня знаний и квалификации или творческих способностей (табл. 3).
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Каких качеств от человека требует то дело, которым Вы занимаетесь в настоящее время?»
Вариант ответа
|
2000
|
2006
|
2012
|
2020
|
2022
| |
Иметь
разносторонние знания, большую эрудицию, высокую квалификацию
|
Совсем
не важно;
более или менее важно |
38,3
|
35,6
|
30,2
|
37,8
|
32,0
|
Очень
важно;
достаточно важно |
61,6
|
64,5
|
69,8
|
62,1
|
68,0
| |
Иметь
творческие способности (изобретать, создавать новое, решать неизвестные Вам
ранее задачи и т.д.)
|
Совсем
не важно;
более или менее важно |
53,7
|
47,6
|
47,9
|
44,4
|
37,9
|
Очень
важно;
достаточно важно |
46,4
|
52,4
|
52,0
|
55,6
|
62,1
| |
Для моей работы важно иметь разносторонние
знания, большую эрудицию, высокую квалификацию и/или творческие способности
(Очень важно; достаточно важно)
|
66,3
|
70,8
|
62,2
|
66,9
|
73,5
| |
Источник: данные мониторинга ТП населения,
ФГБУН ВолНЦ РАН.
|
Важный вопрос об изменении должностного положения: возросло количество положительных оценок в отношении изменения своей должности практически на 7% в 2012-2020 гг. (табл. 4).
Таблица 4. Оценка изменения должностного положения
Вариант ответа
|
2012 г.
|
2020
г.
|
2022 г.
| |
За последние пять лет
| ||||
Улучшилось
|
23,5
|
33,9
|
30,1
| |
Ухудшилось
|
9,9
|
10,2
|
13,1
| |
Осталось
без изменения
|
47,2
|
45,6
|
48,5
| |
Затрудняюсь
ответить
|
19,4
|
10,4
|
8,2
| |
По сравнению с прошлым годом
| ||||
Улучшилось
|
23,1
|
21,5
|
22,7
| |
Ухудшилось
|
10,1
|
13,6
|
14,5
| |
Осталось
без изменения
|
54,6
|
54,8
|
56,8
| |
Затрудняюсь
ответить
|
12,3
|
10,1
|
6,0
| |
За последние шесть
месяцев
| ||||
Улучшилось
|
21,3
|
18,7
|
21,7
| |
Ухудшилось
|
8,0
|
14,0
|
11,1
| |
Осталось
без изменения
|
58,4
|
57,6
|
60,5
| |
Затрудняюсь
ответить
|
12,2
|
9,7
|
6,8
| |
Источник: данные мониторинга ТП населения, ФГБУН ВолНЦ РАН.
|
В работе обратились и к самооценкам респондентами профессиональных перспектив. Более 40% опрошенных давали высокие и скорее высокие оценки по большинству позиций. В особенности это касалось востребованности в профессии (за период 2012-2022 гг. доля респондентов с высокими и скорее высокими оценками возросла с 55% до 62%; табл. 5). Остались на прежнем уровне оценки карьерного роста, профессиональной самореализации, повышения профессиональной квалификации и достойной оплаты труда.
Таблица 5. Оценка профессиональных перспектив
Вариант ответа
|
2012 г.
|
2020 г.
|
2022 г.
| |
Востребованность в профессии
|
Высокие;
скорее высокие
|
54,7
|
60,8
|
62,1
|
Низкие;
скорее низкие
|
19,7
|
18,9
|
17,4
| |
Затрудняюсь
ответить
|
25,6
|
20,4
|
20,5
| |
Повышение
профессиональной квалификации
|
Высокие;
скорее высокие
|
49,3
|
46,4
|
49,0
|
Низкие;
скорее низкие
|
24,6
|
29,3
|
27,4
| |
Затрудняюсь
ответить
|
26,1
|
24,3
|
23,6
| |
Достойная
оплата труда
|
Высокие;
скорее высокие
|
42,1
|
43,6
|
45,8
|
Низкие;
скорее низкие
|
34,7
|
34,8
|
30,0
| |
Затрудняюсь
ответить
|
23,2
|
21,6
|
24,1
| |
Карьерный
рост
|
Высокие;
скорее высокие
|
38,0
|
37,0
|
40,0
|
Низкие;
скорее низкие
|
34,8
|
37,8
|
33,8
| |
Затрудняюсь
ответить
|
27,2
|
25,2
|
26,1
| |
Самореализация
в профессии
|
Высокие;
скорее высокие
|
44,2
|
42,3
|
46,8
|
Низкие;
скорее низкие
|
26,6
|
31,4
|
29,0
| |
Затрудняюсь
ответить
|
29,3
|
26,3
|
24,3
| |
Источник: данные мониторинга ТП населения,
ФГБУН ВолНЦ РАН.
|
Акцент сделан на анализе профессиональных перспектив в зависимости от наличия / отсутствия творческих проявлений [7], от того, каких качеств от человека требует то дело, которым он занимается в настоящее время [8]. Полученные данные в контексте выделения творческих / нетворческих работников позволяют заключить, что к концу периода должностное положение и первых, и вторых существенно не изменилось. Среди не проявляющих себя в творческом направлении, доля оценивающих должностное положение на неизменном уровне была больше, чем в противоположной группе (53% против 45%). Схожая ситуация для населения, выделенного в зависимости от требований к высокой квалификации и творческим способностям.
Таблица 6. Оценка изменения должностного положения и профессиональных перспектив
у творческого / нетворческого населения, 100% по столбцу
Вариант ответа
|
Среди работников, у которых есть творческие проявления*
|
Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему меня научили
раньше, или что подсказывают другие, о чем могу прочитать в книгах,
справочниках и т.д.
|
Для моей работы важно иметь разносторонние знания, большую
эрудицию, высокую квалификацию и творческие способности**
|
Остальные
| ||||||||
2012
|
2020
|
2022
|
2012
|
2020
|
2022
|
2012
|
2020
|
2022
|
2012
|
2020
|
2022
| |
Как бы Вы оценили
изменение своего должностного положения за последние пять лет?
| ||||||||||||
Улучшилось
|
31,7
|
38,2
|
29,5
|
16,4
|
29,6
|
31,0
|
26,8
|
40,4
|
36,3
|
20,5
|
27,9
|
22,4
|
Ухудшилось
|
9,6
|
9,2
|
17,0
|
9,8
|
11,1
|
8,6
|
8,3
|
8,1
|
10,5
|
11,3
|
12,1
|
16,5
|
Осталось без изменения
|
43,1
|
41,5
|
44,5
|
51,8
|
49,8
|
53,1
|
47,2
|
42,9
|
44,0
|
47,3
|
48,0
|
54,2
|
Затрудняюсь ответить
|
15,6
|
11,1
|
9,0
|
22,0
|
9,5
|
7,3
|
17,7
|
8,6
|
9,3
|
20,9
|
12,0
|
6,9
|
Как Вы оцениваете свои
профессиональные перспективы? – 1. Востребованность в профессии
| ||||||||||||
Высокие
|
18,1
|
22,4
|
16,4
|
9,8
|
13,3
|
16,2
|
18,9
|
20,8
|
20,6
|
10,3
|
14,9
|
11,0
|
Скорее высокие
|
41,9
|
48,1
|
55,6
|
33,8
|
38,7
|
35,4
|
44,8
|
45,9
|
49,4
|
32,8
|
40,5
|
42,1
|
Скорее низкие
|
12,7
|
10,5
|
9,8
|
14,0
|
15,3
|
12,0
|
9,7
|
12,2
|
8,5
|
16,0
|
13,4
|
13,8
|
Низкие
|
4,5
|
3,1
|
3,9
|
8,2
|
8,8
|
9,4
|
4,3
|
2,6
|
3,6
|
8,0
|
9,0
|
9,7
|
Затрудняюсь ответить
|
22,9
|
15,8
|
14,3
|
34,1
|
23,9
|
27,0
|
22,3
|
18,5
|
18,0
|
32,9
|
22,1
|
23,4
|
Высокие
+ скорее высокие
|
60,0
|
70,5
|
72,0
|
43,6
|
52,0
|
51,6
|
63,7
|
66,7
|
70,0
|
43,1
|
55,4
|
53,1
|
Низкие
+ скорее низкие
|
17,2
|
13,6
|
13,7
|
22,2
|
24,1
|
21,4
|
14,0
|
14,8
|
12,1
|
24,0
|
22,4
|
23,5
|
Как Вы оцениваете свои
профессиональные перспективы? – 2. Повышение профессиональной квалификации
| ||||||||||||
Высокие
|
15,8
|
14,3
|
13,7
|
8,1
|
7,9
|
12,8
|
17,3
|
15,5
|
18,0
|
7,7
|
6,9
|
7,6
|
Скорее высокие
|
40,8
|
42,6
|
41,6
|
30,6
|
29,0
|
29,2
|
43,6
|
42,4
|
41,5
|
30,1
|
29,4
|
29,5
|
Скорее низкие
|
15,4
|
18,9
|
19,4
|
15,2
|
22,5
|
14,5
|
10,4
|
15,6
|
11,3
|
18,9
|
25,0
|
23,6
|
Низкие
|
5,7
|
4,5
|
7,1
|
10,7
|
12,7
|
13,9
|
5,2
|
4,7
|
7,2
|
10,4
|
12,2
|
13,8
|
Затрудняюсь ответить
|
22,3
|
19,6
|
18,2
|
35,4
|
27,9
|
29,6
|
23,5
|
21,8
|
21,9
|
32,8
|
26,6
|
25,5
|
Высокие
+ скорее высокие
|
56,6
|
56,9
|
55,3
|
38,7
|
36,9
|
42,0
|
60,9
|
57,9
|
59,5
|
37,8
|
36,3
|
37,1
|
Низкие
+ скорее низкие
|
21,1
|
23,4
|
26,5
|
25,9
|
35,2
|
28,4
|
15,6
|
20,3
|
18,5
|
29,3
|
37,2
|
37,4
|
Как Вы оцениваете свои
профессиональные перспективы? – 3. Достойная оплата труда
| ||||||||||||
Высокие
|
14,9
|
14,3
|
14,6
|
8,7
|
7,5
|
11,7
|
15,7
|
14,2
|
18,1
|
8,7
|
7,8
|
7,4
|
Скорее высокие
|
33,4
|
38,3
|
36,0
|
23,8
|
27,9
|
28,7
|
36,0
|
40,5
|
37,4
|
23,8
|
26,0
|
27,4
|
Скорее низкие
|
23,0
|
23,1
|
24,8
|
20,1
|
25,7
|
15,9
|
17,8
|
19,5
|
15,7
|
24,1
|
28,6
|
25,9
|
Низкие
|
8,7
|
6,5
|
6,7
|
14,5
|
14,4
|
12,8
|
9,0
|
6,5
|
6,0
|
13,4
|
13,9
|
13,6
|
Затрудняюсь ответить
|
19,9
|
17,8
|
17,8
|
32,9
|
24,5
|
30,8
|
21,5
|
19,2
|
22,8
|
30,0
|
23,7
|
25,6
|
Высокие
+ скорее высокие
|
48,3
|
52,6
|
50,6
|
32,5
|
35,4
|
40,4
|
51,7
|
54,7
|
55,5
|
32,5
|
33,8
|
34,8
|
Низкие
+ скорее низкие
|
31,7
|
29,6
|
31,5
|
34,6
|
40,1
|
28,7
|
26,8
|
26,0
|
21,7
|
37,5
|
42,5
|
39,5
|
Как Вы оцениваете свои
профессиональные перспективы? – 4. Карьерный рост
| ||||||||||||
Высокие
|
13,4
|
12,6
|
12,9
|
7,1
|
5,8
|
9,6
|
14,0
|
13,4
|
16,6
|
7,4
|
5,3
|
5,3
|
Скорее высокие
|
31,3
|
34,8
|
34,1
|
22,0
|
21,9
|
22,8
|
34,6
|
35,4
|
35,2
|
21,1
|
21,3
|
21,3
|
Скорее низкие
|
22,3
|
22,0
|
23,9
|
19,1
|
25,4
|
15,6
|
16,6
|
19,8
|
15,2
|
23,2
|
27,0
|
25,8
|
Низкие
|
9,9
|
8,1
|
10,5
|
15,3
|
19,9
|
17,5
|
10,2
|
8,4
|
9,0
|
14,4
|
19,3
|
19,2
|
Затрудняюсь ответить
|
23,0
|
22,4
|
18,6
|
36,6
|
27,0
|
34,5
|
24,6
|
23,0
|
24,1
|
33,9
|
27,1
|
28,4
|
Высокие
+ скорее высокие
|
44,7
|
47,4
|
47,0
|
29,1
|
27,7
|
32,4
|
48,6
|
48,8
|
51,8
|
28,5
|
26,6
|
26,6
|
Низкие
+ скорее низкие
|
32,2
|
30,1
|
34,4
|
34,4
|
45,3
|
33,1
|
26,8
|
28,2
|
24,2
|
37,6
|
46,3
|
45,0
|
Как Вы оцениваете свои
профессиональные перспективы? – 5. Самореализация в профессии
| ||||||||||||
Высокие
|
16,6
|
14,4
|
14,0
|
8,5
|
7,0
|
10,8
|
17,6
|
14,1
|
18,6
|
8,5
|
7,4
|
5,3
|
Скорее высокие
|
36,0
|
38,8
|
40,6
|
24,6
|
25,5
|
27,2
|
38,8
|
40,3
|
41,8
|
24,4
|
24,3
|
25,9
|
Скорее низкие
|
16,4
|
17,7
|
20,3
|
15,9
|
21,5
|
15,4
|
12,1
|
15,9
|
12,5
|
19,2
|
22,7
|
24,1
|
Низкие
|
6,9
|
6,9
|
8,4
|
11,3
|
16,7
|
14,2
|
6,9
|
5,8
|
7,0
|
10,7
|
17,2
|
15,8
|
Затрудняюсь ответить
|
24,1
|
22,2
|
16,8
|
39,7
|
29,4
|
32,4
|
24,6
|
23,9
|
20,2
|
37,2
|
28,4
|
28,9
|
Высокие
+ скорее высокие
|
52,6
|
53,2
|
54,6
|
33,1
|
32,5
|
38,0
|
56,4
|
54,4
|
60,4
|
32,9
|
31,7
|
31,2
|
Низкие
+ скорее низкие
|
23,3
|
24,6
|
28,7
|
27,2
|
38,2
|
29,6
|
19,0
|
21,7
|
19,5
|
29,9
|
39,9
|
39,9
|
Источник: данные мониторинга ТП населения,
ФГБУН ВолНЦ РАН.
|
Исследование профессиональных перспектив творческих групп населения показало, что больше всего творческие работники оценивают на высоком уровне возможность профессиональной самореализации, повышения квалификации (55% – среди имеющих творческие способности, 60% – среди имеющих на рабочих местах требования к творческим способностям) и востребованности в профессии (72 и 70% соответственно).
Склонные к творчеству в зависимости от внутренних предпосылок или требований рабочих мест выше по сравнению с другими характеризовали возможности улучшения должностного положения, квалификации и профессиональной самореализации. Они направлены не только на развитие себя в творческом направлении, но и на проявление в профессиональной деятельности. Зачастую имеют высокий потенциал, но и склонны к его наращиванию посредством реализации образовательных и профессиональных траекторий. Последнее позволяет им претендовать на высокие должности, а высокий профессиональный уровень выступает одной из предпосылок к его проявлению в дальнейшем.
На оценке профессиональных перспектив разными группами населения может сказываться не только накопление потенциала путем формирования интеллектуальных и творческих способностей, но и его использование. Население, реализующее свои творческие способности, выше по сравнению с остальными характеризует свои перспективы в части востребованности профессии, повышения профессиональной квалификации, самореализации.
Наибольшие различия – при сопоставлении групп, использующих знания и творческие способности, с остальными. По повышению профессиональной квалификации различия между группами достигали 27,0%, по самореализации в профессии – 26,7%, по востребованности профессии – 25,8%. Несколько меньшие расхождения были, когда сравнивалось население, склонное к подаче рационализаторских предложений, с не проявляющими себя в этом направлении (по повышению профессиональной квалификации – 22,5%, по самореализации в профессии – 22,1%, по востребованности профессии – 19,7%; табл. 7). Возможность совершенствования себя, высокая оценка востребованности профессии, карьерный рост, профессиональная самореализация могут сказываться на удовлетворенности разными аспектами.
Таблица 7. Оценка использования знаний и творческих способностей у творческого / нетворческого населения, 100% по столбцу
Вариант ответа
|
В полной мере на работе использую свои знания, эрудицию, квалификация
и творческие способности*** [9]
|
Остальные
|
Подаю рационализаторские предложения, предложения по улучшению
работы в цехе, отделе (классе) и т.д.**** [10]
|
Совсем не бывает подачи рационализаторских предложений
| ||||||||
2012
|
2020
|
2022
|
2012
|
2020
|
2022
|
2012
|
2020
|
2022
|
2012
|
2020
|
2022
| |
Как бы Вы оценили изменение своего должностного положения за
последние пять лет?
| ||||||||||||
Улучшилось
|
25,1
|
37,5
|
33,6
|
21,1
|
26,7
|
20,7
|
27,9
|
35,9
|
31,7
|
16,9
|
30,2
|
25,8
|
Ухудшилось
|
8,9
|
7,7
|
11,7
|
11,3
|
15,2
|
16,9
|
10,0
|
9,7
|
13,1
|
9,6
|
11,2
|
13,2
|
Осталось
без изменения
|
47,0
|
46,2
|
46,6
|
47,5
|
44,3
|
53,6
|
44,5
|
43,9
|
46,9
|
52,0
|
48,9
|
53,2
|
Затрудняюсь
ответить
|
18,9
|
8,6
|
8,0
|
20,0
|
13,9
|
8,8
|
17,6
|
10,4
|
8,3
|
21,5
|
9,6
|
7,7
|
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 1.
Востребованность в профессии
| ||||||||||||
Высокие
|
16,9
|
20,9
|
20,3
|
10,2
|
14,4
|
10,5
|
17,0
|
20,0
|
17,6
|
9,2
|
13,7
|
13,1
|
Скорее
высокие
|
44,9
|
48,6
|
52,8
|
34,1
|
37,4
|
36,8
|
41,6
|
47,9
|
51,7
|
36,7
|
37,3
|
36,5
|
Скорее
низкие
|
10,2
|
12,3
|
9,6
|
17,9
|
13,4
|
12,7
|
12,9
|
13,5
|
8,8
|
14,5
|
13,3
|
17,1
|
Низкие
|
4,5
|
3,6
|
3,8
|
9,2
|
8,5
|
10,0
|
4,9
|
3,4
|
5,1
|
7,8
|
9,2
|
9,4
|
Затрудняюсь
ответить
|
23,5
|
14,6
|
13,5
|
28,6
|
26,3
|
29,9
|
23,7
|
15,3
|
16,9
|
31,7
|
26,5
|
23,9
|
Высокие + скорее
высокие
|
61,8
|
69,5
|
73,1
|
44,3
|
51,8
|
47,3
|
58,6
|
67,9
|
69,3
|
45,9
|
51,0
|
49,6
|
Низкие + скорее
низкие
|
14,7
|
15,9
|
13,4
|
27,1
|
21,9
|
22,7
|
17,8
|
16,9
|
13,9
|
22,3
|
22,5
|
26,5
|
Как
Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 2. Повышение
профессиональной квалификации
| ||||||||||||
Высокие
|
14,9
|
13,6
|
17,5
|
7,5
|
8,2
|
7,2
|
14,5
|
13,1
|
16,3
|
8,4
|
7,7
|
6,3
|
Скорее
высокие
|
41,8
|
43,3
|
43,0
|
30,9
|
27,5
|
26,3
|
40,8
|
40,3
|
40,6
|
31,7
|
29,0
|
28,1
|
Скорее
низкие
|
14,0
|
19,7
|
14,7
|
19,4
|
21,5
|
20,2
|
15,1
|
21,0
|
14,9
|
17,0
|
21,7
|
23,2
|
Низкие
|
6,1
|
6,2
|
7,5
|
11,9
|
11,1
|
13,9
|
6,4
|
5,4
|
7,9
|
10,1
|
13,5
|
15,7
|
Затрудняюсь
ответить
|
23,2
|
17,1
|
17,2
|
30,3
|
31,7
|
32,3
|
23,2
|
20,3
|
20,3
|
32,7
|
28,1
|
26,7
|
Высокие + скорее
высокие
|
56,7
|
56,9
|
60,5
|
38,4
|
35,7
|
33,5
|
55,3
|
53,4
|
56,9
|
40,1
|
36,7
|
34,4
|
Низкие + скорее
низкие
|
20,1
|
25,9
|
22,2
|
31,3
|
32,6
|
34,1
|
21,5
|
26,4
|
22,8
|
27,1
|
35,2
|
38,9
|
Как
Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 3. Достойная оплата труда
| ||||||||||||
Высокие
|
14,1
|
13,5
|
17,1
|
8,5
|
8,1
|
7,8
|
14,7
|
12,8
|
15,5
|
7,6
|
7,9
|
8,4
|
Скорее
высокие
|
33,9
|
40,5
|
39,1
|
24,7
|
25,0
|
24,1
|
33,5
|
38,2
|
37,5
|
25,4
|
25,4
|
24,4
|
Скорее
низкие
|
20,9
|
24,1
|
20,2
|
25,6
|
24,6
|
20,8
|
20,3
|
24,1
|
19,1
|
24,5
|
26,2
|
24,8
|
Низкие
|
9,7
|
6,8
|
6,6
|
15,1
|
14,2
|
13,5
|
8,9
|
7,7
|
7,8
|
14,7
|
14,6
|
13,3
|
Затрудняюсь
ответить
|
21,4
|
15,1
|
17,1
|
26,0
|
28,2
|
33,7
|
22,7
|
17,1
|
20,1
|
27,7
|
26,0
|
29,0
|
Высокие + скорее
высокие
|
48,0
|
54,0
|
56,2
|
33,2
|
33,1
|
31,9
|
48,2
|
51,0
|
53,0
|
33,0
|
33,3
|
32,8
|
Низкие + скорее
низкие
|
30,6
|
30,9
|
26,8
|
40,7
|
38,8
|
34,3
|
29,2
|
31,8
|
26,9
|
39,2
|
40,8
|
38,1
|
Как
Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 4. Карьерный рост
| ||||||||||||
Высокие
|
12,8
|
12,7
|
15,2
|
6,0
|
5,4
|
6,1
|
13,5
|
10,9
|
13,8
|
5,7
|
6,7
|
6,6
|
Скорее
высокие
|
33,3
|
35,4
|
34,6
|
19,8
|
20,4
|
20,8
|
30,0
|
33,3
|
33,1
|
25,0
|
21,2
|
20,4
|
Скорее
низкие
|
18,2
|
23,2
|
20,1
|
26,2
|
24,0
|
20,2
|
20,6
|
23,8
|
19,1
|
21,4
|
24,2
|
23,7
|
Низкие
|
11,3
|
10,1
|
10,6
|
16,6
|
18,4
|
18,0
|
10,6
|
10,4
|
12,4
|
15,5
|
20,2
|
17,1
|
Затрудняюсь
ответить
|
24,4
|
18,7
|
19,6
|
31,3
|
31,8
|
34,8
|
25,4
|
21,6
|
21,5
|
32,3
|
27,7
|
32,3
|
Высокие + скорее
высокие
|
46,1
|
48,1
|
49,8
|
25,8
|
25,8
|
26,9
|
43,5
|
44,2
|
46,9
|
30,7
|
27,9
|
27,0
|
Низкие + скорее
низкие
|
29,5
|
33,3
|
30,7
|
42,8
|
42,4
|
38,2
|
31,2
|
34,2
|
31,5
|
36,9
|
44,4
|
40,8
|
Как
Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 5. Самореализация в
профессии
| ||||||||||||
Высокие
|
15,7
|
13,6
|
17,2
|
7,7
|
7,4
|
6,0
|
16,0
|
13,2
|
14,9
|
7,6
|
6,7
|
7,7
|
Скорее
высокие
|
37,8
|
40,3
|
41,0
|
22,6
|
23,2
|
25,5
|
33,7
|
37,4
|
39,5
|
28,5
|
24,0
|
24,6
|
Скорее
низкие
|
14,1
|
19,5
|
17,3
|
22,0
|
19,6
|
18,7
|
16,3
|
19,4
|
16,1
|
17,4
|
20,8
|
23,2
|
Низкие
|
7,4
|
7,5
|
8,4
|
12,2
|
16,2
|
14,7
|
6,9
|
7,9
|
9,5
|
11,7
|
18,5
|
15,0
|
Затрудняюсь
ответить
|
25,0
|
19,1
|
16,2
|
35,6
|
33,6
|
35,1
|
27,0
|
22,1
|
20,1
|
34,8
|
30,0
|
29,5
|
Высокие + скорее
высокие
|
53,5
|
53,9
|
58,2
|
30,3
|
30,6
|
31,5
|
49,7
|
50,6
|
54,4
|
36,1
|
30,7
|
32,3
|
Низкие + скорее
низкие
|
21,5
|
27,0
|
25,7
|
34,2
|
35,8
|
33,4
|
23,2
|
27,3
|
25,6
|
29,1
|
39,3
|
38,2
|
Источник: данные мониторинга ТП населения,
ФГБУН ВолНЦ РАН.
|
Существует различие между творческими работниками с требованиями к знаниям и творческим способностям и теми, у кого присутствуют творческие проявления вне зависимости от требований. Среди первых количество удовлетворенных разными аспектами увеличилось, особенно по надежности положения в организации, среди вторых наблюдалось незначительное сокращение.
Интересный факт выявлен при рассмотрении населения, не проявляющего себя в творческом плане и руководствующейся сложившимися способами поведения. Среди этой группы возрастает количество удовлетворенных разными аспектами (на 20 п.п. по каждой позиции). Это обусловлено более низкой долей удовлетворенных отмеченными позициями вначале периода и бóльшей по сравнению с остальными реалистичностью требований в отношении данных сторон трудовой жизни. Это сказывается на полученных «более скромных» оценках вначале периода и их «выравнивании» в конце периода.
Важная роль должна отводиться использованию потенциала. Выделялись группы работников, реализующих знания и творческие способности [11], а также подающих / не подающих рационализаторские предложения. Показано, что к 2022 г. по сравнению с 2020 г. среди использующих в полной мере знания, эрудицию и творческие способности, увеличилось количество удовлетворенных возможностями для карьерного роста (с 44 до 53%), признанием трудовых результатов (с 46 до 53%), надежностью своего положения в организации. Аналогично – для склонных к рационализаторским предложениям. Среди не в полной мере использующих знания и творческие способности и не участвующих в подаче рационализаторских предложений, количество удовлетворенных теми или иными аспектами принципиально не изменилось.
Заключение. Отметим высокую распространенность творческих и рационализаторских проявлений, сохранение на высоком уровне вовлеченных в подобные инициативы за исследуемый период, вынужденный характер их мотивации.
Важно для нас, насколько согласованными / рассогласованными между собой являются реализуемые населением качества и требования рабочих мест. Рассогласованность между требованиями и качествами наблюдалась в случае творческих способностей (три четверти отмечали значимость требований к этим способностям, соответствовавших этим требованиям, было меньше). В тоже время согласованность между требованиями к знаниям, квалификации и интеллектуальным потенциалом обеспечивалась за счет высокой (до 70-80%) доли населения с квалификацией в соответствии требованиям.
Склонность к творчеству в зависимости от внутренних предпосылок и от практического запроса сопровождается улучшением должностного положения, направленностью на рост квалификации и самореализации. Имея высокий уровень накопленного потенциала, население выражало заинтересованность в реализации образовательных и профессиональных стратегий. Среди населения, наиболее полно использовавших свои знания и творческие способности, возросло количество удовлетворенных надежностью положения в организации, возможностями для карьерного роста, признанием трудовых результатов.
Сохраняются проблемы, среди них разрозненность управления в креативной сфере. Соответственно изменения в государственном регулировании должны носить систематический характер и должны быть связаны с преодолением проблем в сфере занятости, формирования и поддержания коммуникативных площадок для организации взаимодействия госорганов, предпринимательства, образовательных и других организаций (Молчанов, 2022) [10].
Важнейшее направление – создание консультационных центров, образовательных проектов, ориентированных на творческое воплощение идей и на получение прибыли. Смежное направление – формирование и развитие образовательной и исследовательской среды, создание творческих пространств. Все обозначенное будет способствовать формированию креативного класса, развитию предпринимательства (Лавриненко, 2015) [9].
Перспективы исследования сопряжены с выявлением регулирующего воздействия на группы населения, различающиеся в зависимости от наличия / отсутствия творческих проявлений, от степени соответствия квалификации выполняемой работе. Значимым становится определение действенных способов и инструментов, создающих условия для реализации творческих способностей населения.
[1] Спрос на креативных специалистов в России в 3 раза превышает количество. URL: http://themoscowlife.ru/articles/edu/spros_na_kreativnyx_spetsialistov_v_rossii_v_3_raza_prevyshaet_kolichestvo.html (дата обращения: 20.05.2023).
[2] Таланты на продажу: в креативной сфере обострилась борьба за рабочие места. URL: https://www.dp.ru/a/2024/04/13/talanti-naprodazhu-v-kreativnoj?ysclid=lwua2psc1l29551475 (дата обращения: 20.05.2023).
[3] Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р. URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
[4] Системная господдержка креативных индустрий позволит увеличить их долю в российской экономике с 2,2 до 6%. URL: https://strategy24.ru/rf/news/sistemnaya-gospodderzhka-kreativnykh-industriy-pozvolit-uvelichit-ikh-dolyu-v-rossiyskoy-ekonomike-s-22-do-6 (дата обращения: 20.05.2024).
[5] Группа населения носит условный характер, при ее наименовании использовался признак «степень использования своих качеств и умений». Например, группу творческих работников составили те, кто «более-менее полно» или «в полной мере» применяют «знания, эрудиция, квалификация» и «творческие способности (изобретательность, умение решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)».
[6] Справочно отметим, что степень соответствия за указанный период находилась на уровне 56-60%.
[7] Группа населения с творческими проявлениями сформирована в зависимости от ответа на вопрос «В какой мере для Вас в настоящее время характерно занятие творческой (рационализаторской, изобретательской и т.д.) деятельностью?». В группу населения с творческими проявлениями вошло то населения, которое выбрало следующие варианты ответов: «Постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т.д. – это стиль моей жизни», «Придумываю, изобретаю и т.д., когда передо мной возникает практическая необходимость что-нибудь сделать, а как – неизвестно, нет готовых решений», «Придумываю, изобретаю, сочиняю и т.д., когда получаю соответствующее задание от начальства».
[8] В данном случае группу творческих работников составили те, которые на вопрос «Каких качеств от человека требует то дело, которым Вы занимаетесь в настоящее время?» в пунктах «иметь разносторонние знания, большую эрудицию, высокую квалификацию» и «иметь творческие способности (изобретать, создавать новое, решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)» выбрали следующие варианты ответов: «очень важно» или «достаточно важно».
[9] Респонденты разделены на 2 группы по вопросу «Насколько сильно Вы «выкладываетесь» на работе? В какой степени используете свои качества и умения?». Группу творческих, креативных работников составили респонденты, выбравшие варианты ответа «Более-менее полно» или «В полной мере» в пунктах «Знания, эрудиция, квалификация» и «Творческие способности (изобретательность, умение решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)».
[10] Группы выделены по вопросу «Что из перечисленного ниже характеризует Вашу трудовую (учебную) деятельность?» В первую (творческую) группу вошли респонденты, у которых бывает (часто или иногда) «Подача рационализаторских предложений, предложений по улучшению работы в цехе, отделе (классе) и т.д.».
[11] Группа населения носит условный характер, при ее наименовании использовался признак «степень использования своих качеств и умений». Например, группу творческих работников составили те, кто «более-менее полно» или «в полной мере» применяют «знания, эрудиция, квалификация» и «творческие способности (изобретательность, умение решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)».
Источники:
2. Бодрунов С. Д. Природа творческой деятельности и креативные индустрии // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. – 2023. – c. 13-22. – doi: 10.37930/2782-618X-2023-2-2-13-22.
3. Волков Ю.Г. Креативный класс – альтернатива политическому радикализму // Социологические исследования. – 2014. – № 7. – c. 84-92.
4. Волков Ю.Г. Солидарная активность в российском обществе: креативные практики // Социологические исследования. – 2017. – № 2. – c. 41-48.
5. Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал новой экономической ассоциации. – 2010. – № 5. – c. 110–125.
6. Котомина О.В., Широкшина П.Н. Особенности удержания креативных сотрудников поколения Y: результаты пилотного исследования // Вестник СПбГУ. Менеджмент. – 2019. – № 1. – c. 115–134. – doi: 10.21638/11701/spbu08.2019.105.
7. Красильников А.С. Креативные индустрии в Арктике: обзор российской научной литературы // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2021. – № 4. – c. 29-41. – doi: 10.37614/2220-802X.4.2021.74.003.
8. Быков Ф.Ю., Аникеева О.Б., Аникина Н.Н., Ушакова Т.Л. Креативные индустрии. Современные тренды развития регионов // Аналитический вестник. – 2020. – № 13. – c. 89-91.
9. Лавриненко А.С. Актуальные вопросы государственного регулирования творческих индустрий // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015. – № 4. – c. 135–159.
10. Молчанов И.Н. Творческие индустрии: механизмы развития человеческого потенциала // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – № 2. – c. 52-62. – doi: 10.26794/1999-849x-2022-15-2-52-62.
11. Музычук В.Ю. Творческие (креативные) индустрии: вызовы для некоммерческого сегмента сферы культуры // Вестник Института экономики РАН. – 2023. – № 5. – c. 7-39. – doi: 10.52180/2073-6487_2023_5_7_39.
12. Паршукова Г. Б., Груздева Е. А. Предисловие // Развитие креативных индустрий в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции(Новосибирск, 27–30 апреля 2021 г.). Новосибирск: НГУАДИ. Новосибирск, 2021.
13. Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии // Гуманитарий Юга России. – 2013. – № 1. – c. 23-36.
14. Смит Р. История гуманитарных наук. - М., 2007.
15. Устинова К. А. Анализ стимуляционного поля творческой активности населения // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. – 2018. – № 3. – c. 268-287. – doi: 10.14515/monitoring.2018.3.14.
16. Флорида Р. Люди, которые меняют будущее. - М., 2011.
17. Хакимова Е.Р. Некоторые подходы к определению креативных индустрий // Журнал экономической теории. – 2012. – № 2. – c. 196–199.
18. Хокинс Дж. Креативная экономика. - М.: Издательский дом Классика – XXI, 2011. – 253 c.
19. Цхададзе Н.В. Креативный работник: ценности, мотивация, поведение // Вестник экономической безопасности. – 2023. – № 3. – c. 221–224. – doi: 0.24412/2414-3995-2023-3-221-225.
20. Шкаратан О.И. Общество как социальная система // Социологический журнал. – 2011. – № 4. – c. 116-143.
21. Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. – 2021. – № 4. – c. 8-16. – doi: 10.17759/jmfp.2021100401.
22. Corazza G.E., Glăveanu V.P. Potential in Creativity: Individual, Social, Material Perspectives, and a Dynamic Integrative Framework // Creativity Research Journal. – 2020. – № 1. – p. 81-91.
23. Cramond B. Assessing Creativity: A palette of possibilities. Appendix. Choosing a creativity assessment that is fit for purpose. - Billund: The LEGO Foundation, 2020. – 34 p.
24. The Oxford handbook of creative industries Jones C., Lorenzen M., Sapsed J. (ed.). The Oxford handbook of creative industries. OUP Oxford, 2015. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199603510.001.0001
25. Flew T. Origins of Creative industries policy. - Los Angeles, Calif. : SAGE, 2011. – 232 p.
26. Freeman A. Is creation an industry? A constructive critique of the economics of the cultural and creative industries. - L.: Metropolitan University, 2012.
27. Galloway S., Dunlop S. A critique of definitions of the cultural and creative industries in public policy // International Journal of Cultural Policy. – 2007. – № 13. – p. 17–31. – doi: 10.1080/10286630701201657.
28. Kanlı E. Assessment of Creativity: Theories and Methods. / Creativity-A Force to Innovation / Ed. J. Pooja. - London: IntechOpen, 2020. – 125-147 p.
29. Lubart T., Besançon M., Barbot B. EPoC: Evaluation of Potential Creativity. Manual. - Paris: Hogrefe, 2012. – 126 p.
30. Rhodes M. An analysis of creativity // Phi Delta Kappan. – 1961. – № 7. – p. 305–311. – doi: 10.2307/20342603.
31. Sternberg R.J., Lubart T.I. Defying the Crowd: Cultivating Creativity in a Culture of Conformity. - New York: Free Press, 1995. – 336 p.
32. Yamin T.S. New Dynamic Approach to Measure Creativity: Implications for Identification and Education // The SAGE Handbook of Gifted and Talented Education: Eds. B. Wallace, D. Sisk. London: SAGE Publications Ltd. London, 2018. – p. 92-103.
Страница обновлена: 02.05.2025 в 12:39:43