Формирование и использование потенциала творческого населения

Устинова К.А.1,2, Гордиевская А.Н.1, Усков В.С.1
1 Вологодский научный центр РАН
2 Вологодский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Актуальность исследования креативных индустрий и креативных практик обусловлена потребностью в креативных работниках, не в полной мере обеспеченной их предложением. Дефицит усиливается вследствие существующих рассогласований между требованиями рабочих мест и накопленным потенциалом. В исследовании выделены группы населения в зависимости от наличия или отсутствия творческих проявления, а также использования творческих способностей. Показано, что творческие проявления встречаются более чем у половины населения, однако примерно в 40% случаев они обусловлены практической целесообразностью. Рассогласованность между предъявляемыми требованиями и имеющимися качествами наблюдалась, когда речь шла именно о творческих способностях населения. Согласованность между требованиями к знаниям, квалификации и интеллектуальному потенциалу в целом достигалась, что обеспечивалось сохранением на протяжении рассматриваемого периода высокой доли населения с квалификацией соответствующей требованиям, а также направленностью населения на повышение профессионального уровня. Материалы статьи вызовут интерес у широкого круга читателей: у представителей органов государственной власти, занимающихся реализацией инновационной политики, у специалистов в сфере занятости, реализующих программы по повышению квалификации работников, у научных сотрудников и обучающихся

Ключевые слова: креативная индустрия, креативный класс, творческое населения, творческий потенциал, интеллектуальный потенциал, инновационная активность

Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01841 (https://rscf.ru/project/23-28-01841)

JEL-классификация: JEL: E71, I25, J24, J44



Введение. Экономический рост зависит от творческого класса с высокой квалификацией и подготовкой, творческим мышлением, креативными навыками (Клоудова, 2010) [5], адаптивностью к среде, склонностью к риску и предпринимательству (Цхададзе, 2023) [19]. В некоторых работах (Котомина, Широкшина, 2019) [6] приводятся аргументы в пользу удержания в организациях творческих сотрудников в связи с их влиянием на повышение конкурентоспособности. В постиндустриальном обществе креативный работник становится основой производственного процесса.

Однако предложение не всегда соотносится со спросом на таких работников. В 2018 г. в рамках презентации актуальных трендов в креативной индустрии, директором Московской школы коммуникаций озвучено превышение спроса над предложением практически втрое [1]. Такие рассогласования встречаются на уровне страны и отдельных территориальных образований. В Санкт-Петербурге в апреле 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года был выявлен рост количества вакансий по направлению искусства и массмедиа на 18%, однако конкуренция по отдельным направлениям сохранялась [2].

Те тренды, которые сложились в экономике, нашли свое отражение в нормативно-правовых документах. Правительством Российской Федерации в 2021 г. была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [3]. Одним из приоритетов признается создание новых рабочих мест в креативных индустриях и увеличение вклада этих индустрий в экономику страны. Реализация мер будет способствовать увеличению доли креативных индустрий в экономике 2,2 до 6%, росту занятых с 4,6 до 15% к 2030 году [4]. На региональном уровне реализуются схожие нормативно-правовые акты, например, Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года, региональный закон «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Несмотря на инициативы, продолжают сохраняться проблемы: разрозненность сегментов креативных индустрий, многообразие субъектов управления, необходимость согласованности между ними. Развитие индустрий на отдельных территориях (Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Воронеже) может носить фрагментарный характер, не способствуя формированию единого сектора. Создание креативных пространств сопряжено с инициативами, идущими «снизу», проблема системного характера государственной поддержки продолжает сохраняться (Лавриненко, 2015) [9].

В работе акцент на кадровых вопросах. Потребность в креативных работниках, не в полной мере обеспеченная их предложением, приводит к дефициту. Цель – выявление особенностей формирования и использования потенциала творческого населения. Это предполагает решение следующих задач: выявление согласованности между интеллектуальным и творческим потенциалом и предъявляемыми к ним требованиями; определение профессиональных перспектив в зависимости от наличия творческих проявлений; сопоставление групп населения, реализующих свои знания и творческие способности в части их профессиональных перспектив [5]; определение распространенности творческих проявлений. Выделены группы, различающиеся по наличию или отсутствию творческих проявлений, по использованию творческих способностей. Гипотеза: творческое население отличается от остальных бόльшей склонностью к повышению квалификации и профессиональной самореализации, демонстрируя меньшую рассогласованность между требованиями рабочих мест и накопленным потенциалом.

Теоретические аспекты исследования. Развитие креативной экономики предполагает формирование инновационной среды, развитие креативных индустрий, что сказывается на выпуске продукции, на конкурентоспособности региона (Быков и др., 2020) [8]. Вклад креативных индустрий в социально-экономическое развитие территорий состоит в решении экономических и социокультурных проблем. Это проявляется в появлении и использовании новых методов менеджмента и социальных инноваций, в создании рабочих мест, что может приводить к развитию отдельных видов туризма (например, культурного) и другим последствиям (например, Flew, 2011 [25], Howkins, 2011 [18]). Речь заходит о рассмотрении креативных индустрий с позиций источника экономического развития, повышения конкурентоспособности территорий.

Одна из особенностей, отличающих креативную экономику от традиционной, – возможность не противоречивого совмещения между экономическими, а также творческими и культурными основами. Это проявляется в том, что креативные индустрии предполагают учет не только творческих, но и предпринимательских способностей при создании рыночного продукта, интегрированность созданных продуктов материального и нематериального производства в рыночную систему и их способность приносить прибыль (Музычук, 2023) [11].

Это сочетается с важной чертой по наличию таких ресурсов, продуктов и услуг, которые обладают высокой добавленной стоимостью (Красильников, 2021) [7], на которые могут быть получены интеллектуальные права, и которые могут быть созданы за счет значимого вклада в воспроизводственные процессы работников, вовлеченных в интеллектуальную и творческую деятельность, обладающих высоким уровнем развития интеллектуальных и творческих качеств (Абанкина, Гнедовский, 2017) [1]. Одним из значимых аспектов становится то, что даже если творческие характеристики присутствуют в различных сферах деятельности, то не во всех случаях появляется возможность создавать рыночную стоимость за счет творческого потенциала (Jones, Lorenzen, Sapsed, 2015 [24]; Музычук, 2023 [11]).

Вопрос воспроизводства потенциала напрямую связан с исследованием особенностей креативных индустрий и креативной экономики (Абанкина, Гнедовский, 2017) [1]. Креативные индустрии толкуют как сектор экономики, специализирующийся на создании и реализации товаров и услуг как результатов интеллектуальной и творческой деятельности. Близкой к данной трактовке является определение Г. Б. Паршуковой и Е.А. Груздевой (2021) [12], где креативные индустрии рассматриваются как вид экономической деятельности, который характеризуется не только генерированием идей, знаний и использованием творческих способностей, но и их коммерциализацией. Присутствуют трактовки, в которых посредством указания на «креативные индустрии» описывают предприятия, деятельность которых связана с творчеством (с издательским делом, изобразительным и исполнительским искусством). Креативные индустрии связаны с творческими процессами, с преобразованием знаний из одной формы в другую (Бодрунов, 2023 [2]).

Характеристики креативных индустрий, представленные в отечественных исследованиях, согласуется с теми, которые обсуждаются в зарубежных работах. Одна из иллюстраций – исследование Galloway, Dunlop (2007) [27], в котором обращается внимание на связь креативности с творческой деятельностью, на создание в ходе этой деятельности интеллектуальной собственности или использовании уже готовой, на наличие у креативных продуктов специфических черт, связанных с сочетанием символической и функциональной ценностей и др. Одна из черт – связь креативных индустрий с креативным трудом, это становится одним из параметров принадлежности отрасли к креативным индустриям (Freeman, 2012) [26].

Это находит отражение в требованиях, предъявляемых к компетенциям работников. Они связаны с высоким уровнем квалификации и подготовки, с генерацией оригинальных идей, с развитием творческих способностей (Клоудова, 2010) [5]. Возникновение требований является следствием изменения экономической структуры в сторону увеличения доли высокотехнологичных производств, что в приводит и к трансформации требований к человеческому потенциалу (Хакимова, 2012) [17].

Следствие накопления интеллектуального и творческого потенциала – участие населения в креативных практиках, которое, предполагает наличие творческих стимулов, выстраивание стратегий социальных действий, реализацию накопленного потенциала в различных сферах социальной жизни (Шкаратан, 2011) [20]. Одной из характеристик креативных практик считается уход от локализации и направленность в сторону коллективных норм и ценностей, реализация потенциала солидарности общества (Волков, 2017) [3]. Обозначенные аспекты по обеспечению солидарности и движению к коллективному в части норм и ценностей, соотносятся с тем, что воспроизводство творческого потенциала рассматривается с позиций социального происхождения. Затрагиваются вопросы воздействия общественных условий на воспроизводство потенциала (Бодрунов, 2023) [2]. Вследствие усиления влияния творческой деятельности на экономические процессы, изучаются вопросы и социальной стратификации.

Социальная стратификация сопряжена с изучением креативного класса, вопросов идентичности, вовлеченности в социальное взаимодействие (Тощенко, 2013) [13]. Это достигается в связи с наличием возможностей и ресурсов у этой группы населения, касающихся самореализации при достижении общественных целей, вовлеченности в интеллектуальную и творческую деятельность для создания материальных и нематериальных продуктов (Смит, 2007) [14], изменения общественных условий (Флорида, 2011) [16]. Реализация обозначенного требует от работников мотивации, связанной с самореализаций, поиск рабочего места и трудоустройство на него с позиции возможности не только воплощения накопленного потенциала, но ивоздействия на общественные процессы (Волков, 2017) [4].

Значимость исследования вопросов креативных индустрий, распространенности креативных практик и их влияния на экономические процессы возрастает. Изучение этих аспектов сопряжено с вопросами воспроизводства потенциала населения, учитывая то, какие требования к нему предъявляются.

Материалы и методы. Подходы к исследованию разделены на две группы: те, в которых оценивается потенциал к творческой деятельности и те, в которых речь идет о реализации потенциала. Аспекты, связанные с оценкой потенциала креативности (Evaluation of Potential Creativity), представлены в ряде работ (например, Sternberg, Lubart, 1995 [31], Yamin, 2018 [32]; Шумакова, 2021 [21]), где фокус внимания – на когнитивных, конативных и средовых аспектах. Еще один подход связан с учетом черт, связанных с творчеством, и внешней средой, воздействующей на такие проявления (Rhodes, 1961 [30], Corazza, Glăveanu, 2020 [22], Cramond, 2020 [23], Kanlı, 2020 [28], Шумакова, 2021 [21]). Придерживаемся многовариантного подхода, признавая значимость исследования формирования и использования накопленного потенциала, акцентируя внимание на личностных чертах, выделяя творческое / нетворческое население, а также рассматривая разные группы с учетом их мотивации.

В исследовании информационным источником выступили данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области. Исследование традиционно проводится в двух городах региона (Вологде и Череповце), а также восьми районах Вологодской области, различающихся по уровню социально-экономического развития. Объем выборочной совокупности достигает 1500 человек при ошибке выборочной совокупности в 3-4% с учетом доверительного интервала 4-5%. Более подробная информация о формировании модели многоступенчатой районированной выборки с квотным отбором единиц наблюдения представлено в работе [15]. Обработка данных осуществлялась с использованием программы SPSS. В качестве периода исследования был выбран 2012-2022 гг., что объясняется доступностью данных по оценке профессиональных перспектив, изменению должностного положения, использованию знаний и творческих способностей у населения. Однако по отдельным позициям, исследуемый период был расширен и данные рассматривались с 2000 г., так как ряд вопросов в анкете относились к «основному блоку» и задавались респондентам с момента начала мониторинга.

Выделялись группы, склонные / не склонные к проявлению в творческом направлении. Был значим учет аспектов, связанных не только с формированием и использованием потенциала. В первом случае учитывались требования рабочих мест и насколько для населения характерно занятие творческой деятельностью. Население разделено на две группы в зависимости от ответов на вопрос «каких качеств от человека требует то дело, которым Вы занимаетесь в настоящее время?». Группу творческих работников составили респонденты, выбравшие вариант ответа «очень важно» или «достаточно важно» «иметь разносторонние знания, большую эрудицию, высокую квалификацию» и «иметь творческие способности (изобретать, создавать новое, решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)». Значимым был учет склонности к творчеству. В зависимости от ответа на вопрос: «В какой мере для Вас в настоящее время характерно занятие творческой (рационализаторской, изобретательской и т.д.) деятельностью?» выделены группы. Среди работников с творческими проявлениями – респонденты, выбравшие один из вариантов ответа «постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т.д. – это стиль моей жизни», «придумываю, изобретаю и т.д., когда передо мной возникает практическая необходимость что-нибудь сделать, а как – неизвестно, нет готовых решений», «придумываю, изобретаю, сочиняю и т.д., когда получаю соответствующее задание от начальства».

Еще один важный акцент – использование потенциала, которое рассматривалось с позиций интеллектуальных и творческих аспектов. Респонденты были разделены на две группы по вопросу «Насколько сильно Вы «выкладываетесь» на работе? В какой степени используете свои качества и умения?». Группу творческих, креативных работников составили выбравшие варианты ответа «Более-менее полно» или «В полной мере» в пунктах «Знания, эрудиция, квалификация» и «Творческие способности (изобретательность, умение решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)». Группы выделялись и с использованием вопроса: «Что из перечисленного ниже характеризует Вашу трудовую (учебную) деятельность?». В первую (творческую) группу вошли респонденты, у которых бывает (часто или иногда) «подача рационализаторских предложений, предложений по улучшению работы в цехе, отделе (классе) и т.д.». За счет выделения групп появлялась возможность детального анализа, учитывая формирование и использование потенциала и творческие и интеллектуальные аспекты.

Результаты и обсуждение

Исследование творческого населения сопряжено с определением инновационных проявлений. Склонность к таким проявлениям была выражена у более половины опрошенных, в рассматриваемом периоде оставалась практически неизменной. Однако эта группа не была однородной, лишь незначительная ее часть (к концу периода – 5%) – склонные к творческим проявлениям на постоянной основе. Более 40% занимались рационализаторством и изобретательством в случае практического запроса (табл. 1).

Таблица 1. Степень склонности к занятию творческой (рационализаторской, изобретательской и т.д.) деятельностью в настоящее время, % от числа опрошенных (100% по столбцу)

Вариант ответа
2000
2005
2006
2011
2012
2020
2022
Есть творческие проявления
53,4
63,0
57,1
56,7
49,0
47,9
52,2
Постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т.д. – это стиль моей жизни
7,1
8,5
9,6
9,5
5,2
5,2
4,9
Придумываю, изобретаю и т.д., когда передо мной возникает практическая необходимость что-нибудь сделать, а как – неизвестно, нет готовых решений
22,9
25,6
20,5
25,3
20,6
19,0
24,1
Придумываю, изобретаю, сочиняю и т.д., когда получаю соответствующее задание от начальства
23,4
28,9
27,0
21,9
23,2
23,7
23,2
Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему меня научили раньше, или что подсказывают другие, о чем могу прочитать в книгах, справочниках и т.д.
46,6
36,9
42,8
43,3
51,0
52,0
47,8
Источник: данные мониторинга трудового потенциала (ТП) населения, ФГБУН ВолНЦ РАН.

Наряду с творческими важную роль имеют интеллектуальные способности. За период 2012-2022 гг. не произошло негативных изменений в части соответствия профессии призванию [6], выявлен незначительный рост (с 23% до 28%) доли населения с квалификацией выше требований и стабильно высокая доля населения (в разные годы на уровне 50-60%; табл. 2), с квалификацией, соответствующей требованиям рабочих мест.

Таблица 2. Мера соответствия квалификации (подготовке) выполняемой Вами работе, % от числа опрошенных (100% по столбцу)

Вариант ответа
2000
2005
2006
2011
2012
2020
2022
Моя квалификация (подготовка) выше, чем требует от меня работа, могу выполнять и более квалифицированную работу
23,1
25,8
22,3
26,1
22,7
27,8
28,0
Моя квалификация (подготовка) соответствует требованиям, предъявляемым работой (чтобы выполнять более квалифицированную работу, мне нужно подучиться)
54,4
55,5
60,8
47,8
59,0
44,1
49,7
Моя квалификация ниже, чем это требуется работой
7,3
7,5
5,4
5,9
3,5
4,1
4,0
Не знаю, трудно сказать
15,2
11,2
11,6
19,1
14,7
24,1
18,3
Источник: данные мониторинга ТП населения, ФГБУН ВолНЦ РАН.

Квалификация соответствовала или была выше требований у 78% населения. Для 62-70% считалось значимым или достаточно значимым наличие разносторонних знаний, высокой эрудиции и квалификации (табл. 3). Согласованность между интеллектуальным потенциалом и требованиями к знаниям, эрудиции и квалификации достигались. Определена группа населения с уровнем знаний, эрудиции, квалификации, превышающим предъявляемые требования к потенциалу.

Что касается творческих проявлений, они присутствовали у половины населения, однако запрос на них выше. Данные свидетельствуют, что более 60% считали «очень важным» и «достаточно важным» требованием наличие высоких творческих способностей, 68% высказывали аналогичную позицию к требованию высокой эрудиции и квалификации. Примерно три четверти отмечали значимость высокого уровня знаний и квалификации или творческих способностей (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Каких качеств от человека требует то дело, которым Вы занимаетесь в настоящее время?»

Вариант ответа
2000
2006
2012
2020
2022
Иметь разносторонние знания, большую эрудицию, высокую квалификацию
Совсем не важно;
более или менее важно
38,3
35,6
30,2
37,8
32,0
Очень важно;
достаточно важно
61,6
64,5
69,8
62,1
68,0
Иметь творческие способности (изобретать, создавать новое, решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)
Совсем не важно;
более или менее важно
53,7
47,6
47,9
44,4
37,9
Очень важно;
достаточно важно
46,4
52,4
52,0
55,6
62,1
Для моей работы важно иметь разносторонние знания, большую эрудицию, высокую квалификацию и/или творческие способности (Очень важно; достаточно важно)
66,3
70,8
62,2
66,9
73,5
Источник: данные мониторинга ТП населения, ФГБУН ВолНЦ РАН.
Сделан вывод о наличии рассогласований между потенциалом сотрудников и требованиями к нему. Это относится не столько к знаниям, квалификации и их соответствию требованиям, сколько – к творческим способностям.

Важный вопрос об изменении должностного положения: возросло количество положительных оценок в отношении изменения своей должности практически на 7% в 2012-2020 гг. (табл. 4).

Таблица 4. Оценка изменения должностного положения

Вариант ответа
2012 г.
2020 г.
2022 г.
За последние пять лет
Улучшилось
23,5
33,9
30,1
Ухудшилось
9,9
10,2
13,1
Осталось без изменения
47,2
45,6
48,5
Затрудняюсь ответить
19,4
10,4
8,2
По сравнению с прошлым годом
Улучшилось
23,1
21,5
22,7
Ухудшилось
10,1
13,6
14,5
Осталось без изменения
54,6
54,8
56,8
Затрудняюсь ответить
12,3
10,1
6,0
За последние шесть месяцев
Улучшилось
21,3
18,7
21,7
Ухудшилось
8,0
14,0
11,1
Осталось без изменения
58,4
57,6
60,5
Затрудняюсь ответить
12,2
9,7
6,8
Источник: данные мониторинга ТП населения, ФГБУН ВолНЦ РАН.

В работе обратились и к самооценкам респондентами профессиональных перспектив. Более 40% опрошенных давали высокие и скорее высокие оценки по большинству позиций. В особенности это касалось востребованности в профессии (за период 2012-2022 гг. доля респондентов с высокими и скорее высокими оценками возросла с 55% до 62%; табл. 5). Остались на прежнем уровне оценки карьерного роста, профессиональной самореализации, повышения профессиональной квалификации и достойной оплаты труда.

Таблица 5. Оценка профессиональных перспектив

Вариант ответа
2012 г.
2020 г.
2022 г.
Востребованность в профессии
Высокие; скорее высокие
54,7
60,8
62,1
Низкие; скорее низкие
19,7
18,9
17,4
Затрудняюсь ответить
25,6
20,4
20,5
Повышение профессиональной квалификации
Высокие; скорее высокие
49,3
46,4
49,0
Низкие; скорее низкие
24,6
29,3
27,4
Затрудняюсь ответить
26,1
24,3
23,6
Достойная оплата труда
Высокие; скорее высокие
42,1
43,6
45,8
Низкие; скорее низкие
34,7
34,8
30,0
Затрудняюсь ответить
23,2
21,6
24,1
Карьерный рост
Высокие; скорее высокие
38,0
37,0
40,0
Низкие; скорее низкие
34,8
37,8
33,8
Затрудняюсь ответить
27,2
25,2
26,1
Самореализация в профессии
Высокие; скорее высокие
44,2
42,3
46,8
Низкие; скорее низкие
26,6
31,4
29,0
Затрудняюсь ответить
29,3
26,3
24,3
Источник: данные мониторинга ТП населения, ФГБУН ВолНЦ РАН.

Акцент сделан на анализе профессиональных перспектив в зависимости от наличия / отсутствия творческих проявлений [7], от того, каких качеств от человека требует то дело, которым он занимается в настоящее время [8]. Полученные данные в контексте выделения творческих / нетворческих работников позволяют заключить, что к концу периода должностное положение и первых, и вторых существенно не изменилось. Среди не проявляющих себя в творческом направлении, доля оценивающих должностное положение на неизменном уровне была больше, чем в противоположной группе (53% против 45%). Схожая ситуация для населения, выделенного в зависимости от требований к высокой квалификации и творческим способностям.

Таблица 6. Оценка изменения должностного положения и профессиональных перспектив

у творческого / нетворческого населения, 100% по столбцу

Вариант ответа
Среди работников, у которых есть творческие проявления*
Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему меня научили раньше, или что подсказывают другие, о чем могу прочитать в книгах, справочниках и т.д.
Для моей работы важно иметь разносторонние знания, большую эрудицию, высокую квалификацию и творческие способности**
Остальные
2012
2020
2022
2012
2020
2022
2012
2020
2022
2012
2020
2022
Как бы Вы оценили изменение своего должностного положения за последние пять лет?
Улучшилось
31,7
38,2
29,5
16,4
29,6
31,0
26,8
40,4
36,3
20,5
27,9
22,4
Ухудшилось
9,6
9,2
17,0
9,8
11,1
8,6
8,3
8,1
10,5
11,3
12,1
16,5
Осталось без изменения
43,1
41,5
44,5
51,8
49,8
53,1
47,2
42,9
44,0
47,3
48,0
54,2
Затрудняюсь ответить
15,6
11,1
9,0
22,0
9,5
7,3
17,7
8,6
9,3
20,9
12,0
6,9
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 1. Востребованность в профессии
Высокие
18,1
22,4
16,4
9,8
13,3
16,2
18,9
20,8
20,6
10,3
14,9
11,0
Скорее высокие
41,9
48,1
55,6
33,8
38,7
35,4
44,8
45,9
49,4
32,8
40,5
42,1
Скорее низкие
12,7
10,5
9,8
14,0
15,3
12,0
9,7
12,2
8,5
16,0
13,4
13,8
Низкие
4,5
3,1
3,9
8,2
8,8
9,4
4,3
2,6
3,6
8,0
9,0
9,7
Затрудняюсь ответить
22,9
15,8
14,3
34,1
23,9
27,0
22,3
18,5
18,0
32,9
22,1
23,4
Высокие + скорее высокие
60,0
70,5
72,0
43,6
52,0
51,6
63,7
66,7
70,0
43,1
55,4
53,1
Низкие + скорее низкие
17,2
13,6
13,7
22,2
24,1
21,4
14,0
14,8
12,1
24,0
22,4
23,5
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 2. Повышение профессиональной квалификации
Высокие
15,8
14,3
13,7
8,1
7,9
12,8
17,3
15,5
18,0
7,7
6,9
7,6
Скорее высокие
40,8
42,6
41,6
30,6
29,0
29,2
43,6
42,4
41,5
30,1
29,4
29,5
Скорее низкие
15,4
18,9
19,4
15,2
22,5
14,5
10,4
15,6
11,3
18,9
25,0
23,6
Низкие
5,7
4,5
7,1
10,7
12,7
13,9
5,2
4,7
7,2
10,4
12,2
13,8
Затрудняюсь ответить
22,3
19,6
18,2
35,4
27,9
29,6
23,5
21,8
21,9
32,8
26,6
25,5
Высокие + скорее высокие
56,6
56,9
55,3
38,7
36,9
42,0
60,9
57,9
59,5
37,8
36,3
37,1
Низкие + скорее низкие
21,1
23,4
26,5
25,9
35,2
28,4
15,6
20,3
18,5
29,3
37,2
37,4
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 3. Достойная оплата труда
Высокие
14,9
14,3
14,6
8,7
7,5
11,7
15,7
14,2
18,1
8,7
7,8
7,4
Скорее высокие
33,4
38,3
36,0
23,8
27,9
28,7
36,0
40,5
37,4
23,8
26,0
27,4
Скорее низкие
23,0
23,1
24,8
20,1
25,7
15,9
17,8
19,5
15,7
24,1
28,6
25,9
Низкие
8,7
6,5
6,7
14,5
14,4
12,8
9,0
6,5
6,0
13,4
13,9
13,6
Затрудняюсь ответить
19,9
17,8
17,8
32,9
24,5
30,8
21,5
19,2
22,8
30,0
23,7
25,6
Высокие + скорее высокие
48,3
52,6
50,6
32,5
35,4
40,4
51,7
54,7
55,5
32,5
33,8
34,8
Низкие + скорее низкие
31,7
29,6
31,5
34,6
40,1
28,7
26,8
26,0
21,7
37,5
42,5
39,5
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 4. Карьерный рост
Высокие
13,4
12,6
12,9
7,1
5,8
9,6
14,0
13,4
16,6
7,4
5,3
5,3
Скорее высокие
31,3
34,8
34,1
22,0
21,9
22,8
34,6
35,4
35,2
21,1
21,3
21,3
Скорее низкие
22,3
22,0
23,9
19,1
25,4
15,6
16,6
19,8
15,2
23,2
27,0
25,8
Низкие
9,9
8,1
10,5
15,3
19,9
17,5
10,2
8,4
9,0
14,4
19,3
19,2
Затрудняюсь ответить
23,0
22,4
18,6
36,6
27,0
34,5
24,6
23,0
24,1
33,9
27,1
28,4
Высокие + скорее высокие
44,7
47,4
47,0
29,1
27,7
32,4
48,6
48,8
51,8
28,5
26,6
26,6
Низкие + скорее низкие
32,2
30,1
34,4
34,4
45,3
33,1
26,8
28,2
24,2
37,6
46,3
45,0
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 5. Самореализация в профессии
Высокие
16,6
14,4
14,0
8,5
7,0
10,8
17,6
14,1
18,6
8,5
7,4
5,3
Скорее высокие
36,0
38,8
40,6
24,6
25,5
27,2
38,8
40,3
41,8
24,4
24,3
25,9
Скорее низкие
16,4
17,7
20,3
15,9
21,5
15,4
12,1
15,9
12,5
19,2
22,7
24,1
Низкие
6,9
6,9
8,4
11,3
16,7
14,2
6,9
5,8
7,0
10,7
17,2
15,8
Затрудняюсь ответить
24,1
22,2
16,8
39,7
29,4
32,4
24,6
23,9
20,2
37,2
28,4
28,9
Высокие + скорее высокие
52,6
53,2
54,6
33,1
32,5
38,0
56,4
54,4
60,4
32,9
31,7
31,2
Низкие + скорее низкие
23,3
24,6
28,7
27,2
38,2
29,6
19,0
21,7
19,5
29,9
39,9
39,9
Источник: данные мониторинга ТП населения, ФГБУН ВолНЦ РАН.

Исследование профессиональных перспектив творческих групп населения показало, что больше всего творческие работники оценивают на высоком уровне возможность профессиональной самореализации, повышения квалификации (55% – среди имеющих творческие способности, 60% – среди имеющих на рабочих местах требования к творческим способностям) и востребованности в профессии (72 и 70% соответственно).

Склонные к творчеству в зависимости от внутренних предпосылок или требований рабочих мест выше по сравнению с другими характеризовали возможности улучшения должностного положения, квалификации и профессиональной самореализации. Они направлены не только на развитие себя в творческом направлении, но и на проявление в профессиональной деятельности. Зачастую имеют высокий потенциал, но и склонны к его наращиванию посредством реализации образовательных и профессиональных траекторий. Последнее позволяет им претендовать на высокие должности, а высокий профессиональный уровень выступает одной из предпосылок к его проявлению в дальнейшем.

На оценке профессиональных перспектив разными группами населения может сказываться не только накопление потенциала путем формирования интеллектуальных и творческих способностей, но и его использование. Население, реализующее свои творческие способности, выше по сравнению с остальными характеризует свои перспективы в части востребованности профессии, повышения профессиональной квалификации, самореализации.

Наибольшие различия – при сопоставлении групп, использующих знания и творческие способности, с остальными. По повышению профессиональной квалификации различия между группами достигали 27,0%, по самореализации в профессии – 26,7%, по востребованности профессии – 25,8%. Несколько меньшие расхождения были, когда сравнивалось население, склонное к подаче рационализаторских предложений, с не проявляющими себя в этом направлении (по повышению профессиональной квалификации – 22,5%, по самореализации в профессии – 22,1%, по востребованности профессии – 19,7%; табл. 7). Возможность совершенствования себя, высокая оценка востребованности профессии, карьерный рост, профессиональная самореализация могут сказываться на удовлетворенности разными аспектами.

Таблица 7. Оценка использования знаний и творческих способностей у творческого / нетворческого населения, 100% по столбцу

Вариант ответа
В полной мере на работе использую свои знания, эрудицию, квалификация и творческие способности*** [9]
Остальные
Подаю рационализаторские предложения, предложения по улучшению работы в цехе, отделе (классе) и т.д.**** [10]
Совсем не бывает подачи рационализаторских предложений
2012
2020
2022
2012
2020
2022
2012
2020
2022
2012
2020
2022
Как бы Вы оценили изменение своего должностного положения за последние пять лет?
Улучшилось
25,1
37,5
33,6
21,1
26,7
20,7
27,9
35,9
31,7
16,9
30,2
25,8
Ухудшилось
8,9
7,7
11,7
11,3
15,2
16,9
10,0
9,7
13,1
9,6
11,2
13,2
Осталось без изменения
47,0
46,2
46,6
47,5
44,3
53,6
44,5
43,9
46,9
52,0
48,9
53,2
Затрудняюсь ответить
18,9
8,6
8,0
20,0
13,9
8,8
17,6
10,4
8,3
21,5
9,6
7,7
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 1. Востребованность в профессии
Высокие
16,9
20,9
20,3
10,2
14,4
10,5
17,0
20,0
17,6
9,2
13,7
13,1
Скорее высокие
44,9
48,6
52,8
34,1
37,4
36,8
41,6
47,9
51,7
36,7
37,3
36,5
Скорее низкие
10,2
12,3
9,6
17,9
13,4
12,7
12,9
13,5
8,8
14,5
13,3
17,1
Низкие
4,5
3,6
3,8
9,2
8,5
10,0
4,9
3,4
5,1
7,8
9,2
9,4
Затрудняюсь ответить
23,5
14,6
13,5
28,6
26,3
29,9
23,7
15,3
16,9
31,7
26,5
23,9
Высокие + скорее высокие
61,8
69,5
73,1
44,3
51,8
47,3
58,6
67,9
69,3
45,9
51,0
49,6
Низкие + скорее низкие
14,7
15,9
13,4
27,1
21,9
22,7
17,8
16,9
13,9
22,3
22,5
26,5
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 2. Повышение профессиональной квалификации
Высокие
14,9
13,6
17,5
7,5
8,2
7,2
14,5
13,1
16,3
8,4
7,7
6,3
Скорее высокие
41,8
43,3
43,0
30,9
27,5
26,3
40,8
40,3
40,6
31,7
29,0
28,1
Скорее низкие
14,0
19,7
14,7
19,4
21,5
20,2
15,1
21,0
14,9
17,0
21,7
23,2
Низкие
6,1
6,2
7,5
11,9
11,1
13,9
6,4
5,4
7,9
10,1
13,5
15,7
Затрудняюсь ответить
23,2
17,1
17,2
30,3
31,7
32,3
23,2
20,3
20,3
32,7
28,1
26,7
Высокие + скорее высокие
56,7
56,9
60,5
38,4
35,7
33,5
55,3
53,4
56,9
40,1
36,7
34,4
Низкие + скорее низкие
20,1
25,9
22,2
31,3
32,6
34,1
21,5
26,4
22,8
27,1
35,2
38,9
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 3. Достойная оплата труда
Высокие
14,1
13,5
17,1
8,5
8,1
7,8
14,7
12,8
15,5
7,6
7,9
8,4
Скорее высокие
33,9
40,5
39,1
24,7
25,0
24,1
33,5
38,2
37,5
25,4
25,4
24,4
Скорее низкие
20,9
24,1
20,2
25,6
24,6
20,8
20,3
24,1
19,1
24,5
26,2
24,8
Низкие
9,7
6,8
6,6
15,1
14,2
13,5
8,9
7,7
7,8
14,7
14,6
13,3
Затрудняюсь ответить
21,4
15,1
17,1
26,0
28,2
33,7
22,7
17,1
20,1
27,7
26,0
29,0
Высокие + скорее высокие
48,0
54,0
56,2
33,2
33,1
31,9
48,2
51,0
53,0
33,0
33,3
32,8
Низкие + скорее низкие
30,6
30,9
26,8
40,7
38,8
34,3
29,2
31,8
26,9
39,2
40,8
38,1
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 4. Карьерный рост
Высокие
12,8
12,7
15,2
6,0
5,4
6,1
13,5
10,9
13,8
5,7
6,7
6,6
Скорее высокие
33,3
35,4
34,6
19,8
20,4
20,8
30,0
33,3
33,1
25,0
21,2
20,4
Скорее низкие
18,2
23,2
20,1
26,2
24,0
20,2
20,6
23,8
19,1
21,4
24,2
23,7
Низкие
11,3
10,1
10,6
16,6
18,4
18,0
10,6
10,4
12,4
15,5
20,2
17,1
Затрудняюсь ответить
24,4
18,7
19,6
31,3
31,8
34,8
25,4
21,6
21,5
32,3
27,7
32,3
Высокие + скорее высокие
46,1
48,1
49,8
25,8
25,8
26,9
43,5
44,2
46,9
30,7
27,9
27,0
Низкие + скорее низкие
29,5
33,3
30,7
42,8
42,4
38,2
31,2
34,2
31,5
36,9
44,4
40,8
Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы? – 5. Самореализация в профессии
Высокие
15,7
13,6
17,2
7,7
7,4
6,0
16,0
13,2
14,9
7,6
6,7
7,7
Скорее высокие
37,8
40,3
41,0
22,6
23,2
25,5
33,7
37,4
39,5
28,5
24,0
24,6
Скорее низкие
14,1
19,5
17,3
22,0
19,6
18,7
16,3
19,4
16,1
17,4
20,8
23,2
Низкие
7,4
7,5
8,4
12,2
16,2
14,7
6,9
7,9
9,5
11,7
18,5
15,0
Затрудняюсь ответить
25,0
19,1
16,2
35,6
33,6
35,1
27,0
22,1
20,1
34,8
30,0
29,5
Высокие + скорее высокие
53,5
53,9
58,2
30,3
30,6
31,5
49,7
50,6
54,4
36,1
30,7
32,3
Низкие + скорее низкие
21,5
27,0
25,7
34,2
35,8
33,4
23,2
27,3
25,6
29,1
39,3
38,2
Источник: данные мониторинга ТП населения, ФГБУН ВолНЦ РАН.

Существует различие между творческими работниками с требованиями к знаниям и творческим способностям и теми, у кого присутствуют творческие проявления вне зависимости от требований. Среди первых количество удовлетворенных разными аспектами увеличилось, особенно по надежности положения в организации, среди вторых наблюдалось незначительное сокращение.

Интересный факт выявлен при рассмотрении населения, не проявляющего себя в творческом плане и руководствующейся сложившимися способами поведения. Среди этой группы возрастает количество удовлетворенных разными аспектами (на 20 п.п. по каждой позиции). Это обусловлено более низкой долей удовлетворенных отмеченными позициями вначале периода и бóльшей по сравнению с остальными реалистичностью требований в отношении данных сторон трудовой жизни. Это сказывается на полученных «более скромных» оценках вначале периода и их «выравнивании» в конце периода.

Важная роль должна отводиться использованию потенциала. Выделялись группы работников, реализующих знания и творческие способности [11], а также подающих / не подающих рационализаторские предложения. Показано, что к 2022 г. по сравнению с 2020 г. среди использующих в полной мере знания, эрудицию и творческие способности, увеличилось количество удовлетворенных возможностями для карьерного роста (с 44 до 53%), признанием трудовых результатов (с 46 до 53%), надежностью своего положения в организации. Аналогично – для склонных к рационализаторским предложениям. Среди не в полной мере использующих знания и творческие способности и не участвующих в подаче рационализаторских предложений, количество удовлетворенных теми или иными аспектами принципиально не изменилось.

Заключение. Отметим высокую распространенность творческих и рационализаторских проявлений, сохранение на высоком уровне вовлеченных в подобные инициативы за исследуемый период, вынужденный характер их мотивации.

Важно для нас, насколько согласованными / рассогласованными между собой являются реализуемые населением качества и требования рабочих мест. Рассогласованность между требованиями и качествами наблюдалась в случае творческих способностей (три четверти отмечали значимость требований к этим способностям, соответствовавших этим требованиям, было меньше). В тоже время согласованность между требованиями к знаниям, квалификации и интеллектуальным потенциалом обеспечивалась за счет высокой (до 70-80%) доли населения с квалификацией в соответствии требованиям.

Склонность к творчеству в зависимости от внутренних предпосылок и от практического запроса сопровождается улучшением должностного положения, направленностью на рост квалификации и самореализации. Имея высокий уровень накопленного потенциала, население выражало заинтересованность в реализации образовательных и профессиональных стратегий. Среди населения, наиболее полно использовавших свои знания и творческие способности, возросло количество удовлетворенных надежностью положения в организации, возможностями для карьерного роста, признанием трудовых результатов.

Сохраняются проблемы, среди них разрозненность управления в креативной сфере. Соответственно изменения в государственном регулировании должны носить систематический характер и должны быть связаны с преодолением проблем в сфере занятости, формирования и поддержания коммуникативных площадок для организации взаимодействия госорганов, предпринимательства, образовательных и других организаций (Молчанов, 2022) [10].

Важнейшее направление – создание консультационных центров, образовательных проектов, ориентированных на творческое воплощение идей и на получение прибыли. Смежное направление – формирование и развитие образовательной и исследовательской среды, создание творческих пространств. Все обозначенное будет способствовать формированию креативного класса, развитию предпринимательства (Лавриненко, 2015) [9].

Перспективы исследования сопряжены с выявлением регулирующего воздействия на группы населения, различающиеся в зависимости от наличия / отсутствия творческих проявлений, от степени соответствия квалификации выполняемой работе. Значимым становится определение действенных способов и инструментов, создающих условия для реализации творческих способностей населения.

[1] Спрос на креативных специалистов в России в 3 раза превышает количество. URL: http://themoscowlife.ru/articles/edu/spros_na_kreativnyx_spetsialistov_v_rossii_v_3_raza_prevyshaet_kolichestvo.html (дата обращения: 20.05.2023).

[2] Таланты на продажу: в креативной сфере обострилась борьба за рабочие места. URL: https://www.dp.ru/a/2024/04/13/talanti-naprodazhu-v-kreativnoj?ysclid=lwua2psc1l29551475 (дата обращения: 20.05.2023).

[3] Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р. URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

[4] Системная господдержка креативных индустрий позволит увеличить их долю в российской экономике с 2,2 до 6%. URL: https://strategy24.ru/rf/news/sistemnaya-gospodderzhka-kreativnykh-industriy-pozvolit-uvelichit-ikh-dolyu-v-rossiyskoy-ekonomike-s-22-do-6 (дата обращения: 20.05.2024).

[5] Группа населения носит условный характер, при ее наименовании использовался признак «степень использования своих качеств и умений». Например, группу творческих работников составили те, кто «более-менее полно» или «в полной мере» применяют «знания, эрудиция, квалификация» и «творческие способности (изобретательность, умение решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)».

[6] Справочно отметим, что степень соответствия за указанный период находилась на уровне 56-60%.

[7] Группа населения с творческими проявлениями сформирована в зависимости от ответа на вопрос «В какой мере для Вас в настоящее время характерно занятие творческой (рационализаторской, изобретательской и т.д.) деятельностью?». В группу населения с творческими проявлениями вошло то населения, которое выбрало следующие варианты ответов: «Постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т.д. – это стиль моей жизни», «Придумываю, изобретаю и т.д., когда передо мной возникает практическая необходимость что-нибудь сделать, а как – неизвестно, нет готовых решений», «Придумываю, изобретаю, сочиняю и т.д., когда получаю соответствующее задание от начальства».

[8] В данном случае группу творческих работников составили те, которые на вопрос «Каких качеств от человека требует то дело, которым Вы занимаетесь в настоящее время?» в пунктах «иметь разносторонние знания, большую эрудицию, высокую квалификацию» и «иметь творческие способности (изобретать, создавать новое, решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)» выбрали следующие варианты ответов: «очень важно» или «достаточно важно».

[9] Респонденты разделены на 2 группы по вопросу «Насколько сильно Вы «выкладываетесь» на работе? В какой степени используете свои качества и умения?». Группу творческих, креативных работников составили респонденты, выбравшие варианты ответа «Более-менее полно» или «В полной мере» в пунктах «Знания, эрудиция, квалификация» и «Творческие способности (изобретательность, умение решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)».

[10] Группы выделены по вопросу «Что из перечисленного ниже характеризует Вашу трудовую (учебную) деятельность?» В первую (творческую) группу вошли респонденты, у которых бывает (часто или иногда) «Подача рационализаторских предложений, предложений по улучшению работы в цехе, отделе (классе) и т.д.».

[11] Группа населения носит условный характер, при ее наименовании использовался признак «степень использования своих качеств и умений». Например, группу творческих работников составили те, кто «более-менее полно» или «в полной мере» применяют «знания, эрудиция, квалификация» и «творческие способности (изобретательность, умение решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)».


Источники:

1. Абанкина Т.В., Гнедовский В.М. Управленческие практики культурного наследия в креативной экономике // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. – № 3. – c. 181–206.
2. Бодрунов С. Д. Природа творческой деятельности и креативные индустрии // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. – 2023. – c. 13-22. – doi: 10.37930/2782-618X-2023-2-2-13-22.
3. Волков Ю.Г. Креативный класс – альтернатива политическому радикализму // Социологические исследования. – 2014. – № 7. – c. 84-92.
4. Волков Ю.Г. Солидарная активность в российском обществе: креативные практики // Социологические исследования. – 2017. – № 2. – c. 41-48.
5. Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал новой экономической ассоциации. – 2010. – № 5. – c. 110–125.
6. Котомина О.В., Широкшина П.Н. Особенности удержания креативных сотрудников поколения Y: результаты пилотного исследования // Вестник СПбГУ. Менеджмент. – 2019. – № 1. – c. 115–134. – doi: 10.21638/11701/spbu08.2019.105.
7. Красильников А.С. Креативные индустрии в Арктике: обзор российской научной литературы // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2021. – № 4. – c. 29-41. – doi: 10.37614/2220-802X.4.2021.74.003.
8. Быков Ф.Ю., Аникеева О.Б., Аникина Н.Н., Ушакова Т.Л. Креативные индустрии. Современные тренды развития регионов // Аналитический вестник. – 2020. – № 13. – c. 89-91.
9. Лавриненко А.С. Актуальные вопросы государственного регулирования творческих индустрий // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015. – № 4. – c. 135–159.
10. Молчанов И.Н. Творческие индустрии: механизмы развития человеческого потенциала // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – № 2. – c. 52-62. – doi: 10.26794/1999-849x-2022-15-2-52-62.
11. Музычук В.Ю. Творческие (креативные) индустрии: вызовы для некоммерческого сегмента сферы культуры // Вестник Института экономики РАН. – 2023. – № 5. – c. 7-39. – doi: 10.52180/2073-6487_2023_5_7_39.
12. Паршукова Г. Б., Груздева Е. А. Предисловие // Развитие креативных индустрий в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции(Новосибирск, 27–30 апреля 2021 г.). Новосибирск: НГУАДИ. Новосибирск, 2021.
13. Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии // Гуманитарий Юга России. – 2013. – № 1. – c. 23-36.
14. Смит Р. История гуманитарных наук. - М., 2007.
15. Устинова К. А. Анализ стимуляционного поля творческой активности населения // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. – 2018. – № 3. – c. 268-287. – doi: 10.14515/monitoring.2018.3.14.
16. Флорида Р. Люди, которые меняют будущее. - М., 2011.
17. Хакимова Е.Р. Некоторые подходы к определению креативных индустрий // Журнал экономической теории. – 2012. – № 2. – c. 196–199.
18. Хокинс Дж. Креативная экономика. - М.: Издательский дом Классика – XXI, 2011. – 253 c.
19. Цхададзе Н.В. Креативный работник: ценности, мотивация, поведение // Вестник экономической безопасности. – 2023. – № 3. – c. 221–224. – doi: 0.24412/2414-3995-2023-3-221-225.
20. Шкаратан О.И. Общество как социальная система // Социологический журнал. – 2011. – № 4. – c. 116-143.
21. Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. – 2021. – № 4. – c. 8-16. – doi: 10.17759/jmfp.2021100401.
22. Corazza G.E., Glăveanu V.P. Potential in Creativity: Individual, Social, Material Perspectives, and a Dynamic Integrative Framework // Creativity Research Journal. – 2020. – № 1. – p. 81-91.
23. Cramond B. Assessing Creativity: A palette of possibilities. Appendix. Choosing a creativity assessment that is fit for purpose. - Billund: The LEGO Foundation, 2020. – 34 p.
24. The Oxford handbook of creative industries Jones C., Lorenzen M., Sapsed J. (ed.). The Oxford handbook of creative industries. OUP Oxford, 2015. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199603510.001.0001
25. Flew T. Origins of Creative industries policy. - Los Angeles, Calif. : SAGE, 2011. – 232 p.
26. Freeman A. Is creation an industry? A constructive critique of the economics of the cultural and creative industries. - L.: Metropolitan University, 2012.
27. Galloway S., Dunlop S. A critique of definitions of the cultural and creative industries in public policy // International Journal of Cultural Policy. – 2007. – № 13. – p. 17–31. – doi: 10.1080/10286630701201657.
28. Kanlı E. Assessment of Creativity: Theories and Methods. / Creativity-A Force to Innovation / Ed. J. Pooja. - London: IntechOpen, 2020. – 125-147 p.
29. Lubart T., Besançon M., Barbot B. EPoC: Evaluation of Potential Creativity. Manual. - Paris: Hogrefe, 2012. – 126 p.
30. Rhodes M. An analysis of creativity // Phi Delta Kappan. – 1961. – № 7. – p. 305–311. – doi: 10.2307/20342603.
31. Sternberg R.J., Lubart T.I. Defying the Crowd: Cultivating Creativity in a Culture of Conformity. - New York: Free Press, 1995. – 336 p.
32. Yamin T.S. New Dynamic Approach to Measure Creativity: Implications for Identification and Education // The SAGE Handbook of Gifted and Talented Education: Eds. B. Wallace, D. Sisk. London: SAGE Publications Ltd. London, 2018. – p. 92-103.

Страница обновлена: 02.05.2025 в 12:39:43