Интеллектуальный потенциал креативной экономики


Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (5), Май 2007

Цитировать:
Интеллектуальный потенциал креативной экономики // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 5. – С. 37-45.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038132
Цитирований: 16 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Процессы, происходящие в современной экономике, существенно изменяют ее структуру и суть экономических отношений. В контексте рассматриваемой темы нас будут, прежде всего, интересовать те явления, которые приводят к концептуальным переменам в деятельности всех структур экономической деятельности – бизнеса, государственных учреждений, некоммерческих организаций и т.п. В этом смысле можно согласиться с той точкой зрения, что современная экономика проходит путь «новая экономика – экономика знаний – креативная экономика» [Huang Qing Pressing Need to CreativeEconomy // China Daily]. При этом, если относительно ясно, что представляют из себя «новая экономика» (экономика с увеличивающейся ролью информационных технологий) и «экономика знаний» (экономика, где обладание соответствующими знаниями повзоляет компании за их счет получать экономические выгоды), то термин «креативная экономика» требует дополнительного определения.

Ключевые слова: информационные технологии, креативная экономика, термин, новая экономика, определение термина



Процессы, происходящие в современной экономике, существенно изменяют ее структуру и суть экономических отношений. В контексте рассматриваемой темы нас будут, прежде всего, интересовать те явления, которые приводят к концептуальным переменам в деятельности всех структур экономической деятельности – бизнеса, государственных учреждений, некоммерческих организаций и т.п. В этом смысле можно согласиться с той точкой зрения, что современная экономика проходит путь «новая экономика – экономика знаний – креативная экономика» [Huang Qing Pressing Need to CreativeEconomy// China Daily]. При этом, если относительно ясно, что представляют из себя «новая экономика» (экономика с увеличивающейся ролью информационных технологий) и «экономика знаний» (экономика, где обладание соответствующими знаниями повзоляет компании за их счет получать экономические выгоды), то термин «креативная экономика» требует дополнительного определения.

В данном случае под креативной экономикой (термин, впервые появившийся в августе 2000г. в журнале Business Week) мы будем понимать такую экономическую систему, которая характеризуется, прежде всего,

‑ высокой ролью новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека;,

‑ высокой степенью неопределенности;

‑ большим объемом уже существующих знаний и острой необходимостью генерации новых знаний.

Стоит сразу же отметить, что креативная экономика – это характеристика экономической системы в целом. Зачастую авторы, особенно в американской бизнес-литературе, сужают данное понятие до экономики творческого сектора, т.е. относя к ней только процессы, происходящие в конкретных областях (дизайне, туризме, архитектуре и т.п.). На наш взгляд, понятие креативной экономики не ограничивается этими областями. Свойства и законы креативной экономики распространяются и на другие отрасли.

Для понимания актуальности формирования и грамотного использования интеллектуально-креативных ресурсов в любой области деятельности необходимо, на наш взгляд, правильно понимать некоторые аспекты креативной экономики:

1. Отраслевая структура. Как говорилось выше, в креативной экономике есть ряд отраслей, которые определяются как ее движущие силы. Это наиболее творческие и высокотехнологичные отрасли – разработка программного обеспечения, научно-исследовательская и проектная деятельность, дизайнерские услуги и др.

2. Структура занятых. Очевидно, что развитие данных отраслей ведет к росту потребности в новых трудовых ресурсах, прежде всего способных увеличить конкурентоспособность экономических субъектов в новых условиях. Подтверждением этого является существенное изменение структуры занятых в экономиках развитых и некоторых развивающихся стран. Так, в США доля «креативного класса» составляет сейчас около 30% [согласно Р. Флориде, автору книги «Креативный класс»], причем за последние 100 лет эта доля увеличилась в три раза. Для сравнения: доля рабочего класса, согласно тому же источнику, уменьшилась до 25%.

3. Информационная наполненность экономического пространства. Одной из основных черт нового типа экономики является ее информационная загруженность. Сегодня для принятия управленческих решений любого уровня необходимо рассмотреть влияние огромного количества факторов. При этом, количество информации, которыми располагают участники экономической деятельности, выросло многократно. Соответственно, задача любого субъекта усложняется из-за увеличения количества входящей информации и возможных альтернатив поведения.

Тем самым, можно сделать вывод о том, что одно из основных свойств креативной экономики – это ее проектный, конструкторский характер. В подобных условиях возрастает сложность в достижении компаниями конкурентных преимуществ, сложнее решить любые бизнес-задачи – от занятия лидирующих позиций на рынке до выживания.

Изменение бизнес-среды и экономической среды в целом заставляют компании пересмотреть свои подходы к использованию имеющихся ресурсов. Задача экономических субъектов в данной ситуации – действовать в проактивном или интерактивном режиме взаимодействия с внешней средой деятельности. Реакции на изменения внешней среды бизнеса уже недостаточно. Необходимо уметь предсказать эти изменения и грамотно взаимодействовать с новыми условиями.

Очевидно, что для решения поставленной задачи компании должны располагать определенным набором ресурсов, комбинация которых и формирует, так называемые, ключевые компетенции и делает конкретную компанию обладателем уникального конкурентного преимущества. При этом одним из основных ресурсов, которыми должна в подобной ситуации располагать компания, являются именно человеческие ресурсы.

Действительно, в условиях распространения знаний, информации и технологии недостаточно просто располагать подготовленными, «знающими» специалистами. Наибольшим спросом, особенно в странах с развитой экономикой, пользуются специалисты, располагающие определенными компетенциями. Степень доступности знаний позволяют практически любой компании получить интересующую ее информацию. Дальнейшее развитие технологий делают их более понятными и доступными для большинства работников.

На первый план выходит не обладание знаниями, а способность к их созданию. Тем самым, одной из важнейших задач любого экономического субъекта в плане интенсивного, внутреннего развития является формирование собственных интеллектуальных и креативных ресурсов.

В основу данного термина положено понятие креативности. В широком понимании креативность определяется как способность к генерации существенных новых форм в любом виде [Словарь Вебстера]. При этом Р. Флорида добавляет, что подобные модели и формы должны быть легко распространяемы и широко используемы. Тем самым, в основу нового типа человеческих ресурсов положена способность к формированию и широкому применению абсолютно новых элементов или новой компоновке уже существующих технологий.

Примером креативного подхода к решению существующей проблемы может быть подход к производству соков из тропических фруктов одним из финских производителей. Вместо того, чтобы традиционно подойти к решению проблемы (например, ввозить на территорию страны сырье или выводить производство в страны произрастания фруктов), были организованы плавучие заводы, которые имели возможность одновременно перерабатывать сырье, производить и упаковывать готовый продукт и непосредственно перевозить его на рынки сбыта. Это нестандартное сочетание уже существующих технологий позволило производителю стать лидером в своем сегменте.

В ходе процесса формирования интеллектуальных и креативных ресурсов необходимо учитывать несколько отличительных характеристик подобных субъектов:

1. В основу креативности специалиста положено, прежде всего, проектное мышление. Опираясь на детальный анализ сложившихся на рынке тенденций, возможно не только прогнозировать, но и активно конструировать зону его ближайшего и более экономического роста. Тем самым, проектный характер креативной экономики влияет на характеристики занятых в ней работников.

2. Одним из основных свойств креативной экономики является экономическое воображение ее субъектов. Под ним понимается, прежде всего, глобальное интегральное видение участников экономических и бизнес-процессов. При создании новых моделей, форм, технологий необходимо рассматривать все занятые в процессе переменные, с учетом ближайшей и далекой перспективы.

3. Еще одним важным свойством креативного мышления является его практическая направленность. Действительно, создание новых форм и моделей должно подразумевать их дальнейшее использование в деятельности экономических субъектов. Здесь уместно вспомнить одну из маркетинговых концепций – продуктово-ориентированную. Ее основная идея – разработка технически совершенных инновационных товаров, которые исключительно благодаря своим потребительским свойствам будут привлекать покупателей.

Очевидно, что такая точка зрения будет обоснованной до тех пор, пока улучшение предлагаемого товара или услуги будет отвечать запросам и потребностям потребителей. В противном случае, даже самая инновационная креативная разработка будет обречена на провал из-за своей бесполезности. Таким образом, все сказанное выше подтверждает актуальность развития новых подходов к использованию человеческих ресурсов предприятий с акцентом на креативность.

Бурное насыщение информационного пространства, развитие и увеличение доступности новых технологий, быстрое изменение внешней среды бизнеса – все это повышает потребность предприятий в специалистах нового типа. Креативность и нестандартность мышления становятся обязательными требованиями к работникам.

Вторая сторона актуальности данного вопроса – потребность в подготовке ресурсов новой формации. На сегодняшний день все участники экономических процессов признают важность креативных ресурсов; но они также говорят и о дефиците подобных специалистов. Компании, которые сталкиваются с недостаточным количеством квалифицированных специалистов нового типа, вынуждены использовать в своей деятельности сочетание аутсорсинга, «упрощения» основных бизнес-процессов и различных программ развития персонала [Peter Coy. The Creative Economy// Business Week].

Однако, при отсутствии четко сформулированных подходов к формированию креативных ресурсов эти действия могут привести к потерям качества товаров или услуги (при «упрощении»), возникновению лишних затрат времени и денег или потере контроля над процессами (в случае аутсорсинга). Тем самым, процессы формирования креативных ресурсов не менее актуальны, чем их последующее использование.

Стоит отметить, что степень проработки данной темы не может считаться достаточно высокой. Кроме того, она во многом зависит от региона. Так, существенную роль рассматриваемым процессам отводят источники в странах с развитой экономикой – США, Великобритания, Япония – и в странах с наиболее быстро развивающейся экономикой (Китай, Индия). В этих странах уже можно говорить о формировании экономики нового типа, об изменениях в структуре экономики и рабочей силы.

Косвенным подтверждением этого может служить то, что во многих штатах Америки существуют региональные комитеты и советы по вопросам креативной экономики, которые посвящают свою работу изучению новых экономических условий и явлений (правда, как говорилось выше, иногда их основная цель – способствовать развитию именно «креативных отраслей», а не креативной экономики в целом). В нашей стране подобных источников информации несколько меньше, что подтверждает необходимость дополнительного изучения проблемы формирования и использования креативных ресурсов.

Еще одной отличительной особенностью данной темы является ее «живое» состояние. Описываемые изменения в структуре экономики, структуре занятости еще не завершились. Поэтому вопросы подготовки и действий специалистов нового типа являются предметом обсуждения в том числе и на страницах бизнес-изданий и Интернет-порталов, в то время как число монографий и научных трудов ограничено. Это может служить косвенным подтверждением актуальности темы для современных организаций.

Таким образом, подготовка, формирование и использование креативных и интеллектуальных ресурсов становится одной из основных задач компаний, работающих в условиях креативной экономики. В перспективе изучение этого вопроса может привести к решению нескольких важных задач. Основная из них видится нам в изменении методов подготовки специалистов в условиях креативной экономики.

Если на данный момент акцент делается на передачу существующих знаний и моделей, то впоследствии основное внимание должно быть уделено развитию способности нестандартно мыслить, создавать новые подходы к решению проблем, способности к генерации новых знаний. Кроме того, более сильный акцент стоит сделать на междисциплинарный подход к подготовке специалистов.

Так, сегодня хороший специалист в области маркетинга должен разбираться не только в вопросах изучения рынка; он должен уметь решать задачи, связанные с финансами, логистикой и транспортировкой товаров и т.п. Другой пример – менеджмент в специальных сферах, например, в медицине. Очевидно, что специалист в этой области должен располагать специальными знаниями, как связанными с медициной, так и помогающими ему в управлении организацией.

Сегодня существует устойчивый спрос на услуги экономических и финансовых высших учебных заведений. Он обеспечивает ежегодный прирост числа участников образовательного процесса в этой области на 16%. [Статистика Российского образования. ГОС НИИ ИТТ «Информатика». Центр мониторинга и статистики образования. http:// stat.edu.ru]. Тем самым, корректировка процесса подготовки специалистов в области экономики в сочетании с высоким спросом на образование в этой области могут способствовать качественно новому решению проблемы дефицита кадров в области экономики и управления.

Как говорилось выше, изучение подходов к формированию и использованию креативных ресурсов способно изменить процесс формирования и удержания конкурентных преимуществ организации. Сегодня использование стандартных подходов к решению проблем, отсутствие способностей к свежему взгляду на ситуацию зачастую ставит организации в более проигрышное положение по сравнению с конкурентами. Причем, при рассмотрении подходов к формированию конкурентных преимуществ на базе интеллектуальных и креативных ресурсов организации стоит рассматривать не только вопрос генерации новых знаний и подходов, но и комбинированию уже существующих наработок. Это позволит российским предприятиям повысить свою конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на международных рынках.

Таким образом, формирование и использование креативных ресурсов становится одной из основных задач всех участников экономических процессов. В условиях новой (креативной) экономики деятельность ее субъектов должна опираться, прежде всего, на способность к критическому мышлению и созданию новых знаний, что, в свою очередь, невозможно без развития креативных ресурсов как в рамках отдельных организаций, так и в экономике в целом.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:42:24