Механизмы инновационно-инвестиционной деятельности предприятий, направленные на усовершенствование продукции и оптимизацию материально-технического обеспечения
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Беляева Г.В. Механизмы инновационно-инвестиционной деятельности предприятий, направленные на усовершенствование продукции и оптимизацию материально-технического обеспечения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 145-150.
Аннотация:
При проведении исследования механизмов инновационно-инвестиционной деятельности в качестве объекта автором были выбраны средние и малые предприятия молочной промышленности Воронежской области. В частности, в регионе функционирует одно среднее предприятие – холдинг ООО «Молвест», объединяющее ряд организаций, расположенных в европейской части России, и 15 малых предприятий.
Ключевые слова: инновационная деятельность, молочная промышленность, материально-техническое обеспечение, инновационно-инвестиционная деятельность, Воронежская область
Механизмами инвестиционной деятельности служат факторы организационно-экономического развития, методы анализа и оценки финансового состояния предприятия, а также выбор путей инвестиционных вливаний, нацеленных на совершенствование продукции.
В качестве наиболее актуальной организационной формы, предпочтительной при расширении линейки продукции и внедрении инвестиций, для примера была выбрана структура управления ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» (ОАО «МКВ»). Она объединяет ряд производств с объемами переработки более 150 тысяч тонн молока в год. 90% из них составляет цельномолочная продукция, в том числе, около 7% – молоко, 50% – кисломолочная продукция, 6% ‑ масло сливочное, 4% – сыры.
Ассортимент комбината насчитывает более 100 наименований молочной продукции в самых различных типах упаковки. Продукция выпускается под такими известными торговыми марками, как «Вкуснотеево», «Иван Поддубный», «Фруате», «Сан Круи» и «Ералаш». В ближайшее время готовится запуск нескольких новых марок, что позволит усилить позиции предприятия в самых перспективных сегментах рынка.
Молочный комбинат и его финансы
ОАО «МКВ» поставляет свою продукцию в более чем 30 регионов России. Помимо Центрального Черноземья и Москвы, это Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Саратов, Краснодарский край и др. Предприятие продолжает наращивать темпы региональной экспансии.
За последние годы ОАО «МКВ» укрепил свои позиции на рынках молочной продукции, проведя ряд эффективных маркетинговых кампаний.
Серьезные инвестиции осуществляются в разработку и продвижение торговых марок комбината, которые в скором будущем предприятие планирует сделать брендами национального уровня. Кроме того, планируется развитие направлений здорового и детского питания.
Одной из важных организационно-внутренних проблем комбината, требующей инвестиционных вливаний, является качество продукции. Серьезными вопросами также являются внедрение новых технологий производства молока и проблемы развития торговли. Уже действуют долгосрочные партнерские отношения с крупнейшими российскими и международными торговыми сетями (Metro, «Седьмой континент», «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит» и др.).
В целом, ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» можно охарактеризовать как стабильно развивающееся предприятие, занимающее достойную позицию на рынке, ведущее активную инвестиционную и инновационную политику. Динамика коэффициентов финансирования за 2004-2007 гг. представлена на рис. 1. Она свидетельствует о спаде всех коэффициентов в 2005 г. по сравнению с 2004 г., что является следствием резкого увеличения заемного капитала до 456 579 тыс. руб.
Рис. 1. Динамика коэффициентов финансирования, финансовой устойчивости и Бивера, %.
Расчет показателей и определение типа финансового состояния организации ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» представлены в табл. 1.
Таблица 1
Определение типа финансового состояния ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» за 2004-2007 гг.
(руб.)
Показатель
|
2004
г.
|
2005
г.
|
2006
г.
|
2007
г.
|
Общая
величина запасов и затрат (ЗП)
|
165
853
|
304
009
|
218
017
|
378
332
|
Наличие
собственных оборотных средств (СОС)
|
7
639
|
-114
148
|
-83
339
|
-39
250
|
Функционирующий
капитал (КФ)
|
182
433
|
289
948
|
385
791
|
430
193
|
Общая
величина основных источников формирования запасов и затрат (ВИ)
|
224
743
|
489
944
|
487
109
|
681
685
|
±Фс=
СОС - Зп
|
-158
214
|
-418
157
|
-301
356
|
-417
582
|
±Фт
= КФ - Зп
|
16
580
|
-14
061
|
167
774
|
51
861
|
±Фо
= ВИ - Зп
|
58
890
|
185
935
|
269
092
|
303
353
|
Трехкомпонентный
показатель финансовой устойчивости S (Ф) = [S(±Фс), S(±Фт), S(±Фо)]
|
0,1,1
|
0,0,1
|
0,1,1
|
0,1,1
|
Тип
финансовой устойчивости
|
нормальная
независимость
|
неустойчивое
состояние
|
нормальная
независимость
|
нормальная
независимость
|
Рентабельность и инвестиции
Динамика наиболее важных показателей рентабельности ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» за 2004-2007 гг. показана на рис. 2.
Рис. 2. Динамика показателей рентабельности ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» за 2004-2007 гг., %.
Из-за увеличения заемного капитала все показатели рентабельности упали. Так, рентабельность продаж в 2007 г. составила всего 4,15% (в 2004 г. 10,12%). Такую же динамику имеет и показатель чистой прибыли: его значение сократилось с 5,24% в 2004 г. до 1,28% в 2007 г.
Подобные тенденции наблюдаются на других предприятиях отрасли.
Инвестиции, направляемые на инновационное решение развития продуктовой линейки молочной отрасли, зависят от ресурсов частных предприятий и государственных органов.
Инвестиции в отраслевую науку
Наиболее перспективные наукоемкие разработки и инновационные проекты, позволяющие уменьшить риск потери конкурентных позиций на рынке, выполняются не только в лабораториях предприятий, но и в отраслевом секторе науки.
Анализ финансов отраслевого сектора образовательных учреждений и НИИ сельского хозяйства региона свидетельствует о недостаточном ресурсном потенциале функционирования отраслевой науки в текущем периоде и на перспективу (см. таблицу 2).
Таблица 2
Структура источников финансирования образовательных учреждений, %
Источник
финансирования
|
Годы
| |||||||||
1990
|
1995
|
2000
|
2005
|
2007
| ||||||
всего
|
отраслевой
сектор
|
всего
|
отраслевой
сектор
|
всего
|
отраслевой
сектор
|
всего
|
отраслевой
сектор
|
всего
|
отраслевой
сектор
| |
Государственный
и местный бюджеты
|
100
|
0,0
|
100
|
100
|
98,7
|
19,9
|
30,4
|
18,9
|
34,6
|
21,0
|
Внебюджетные
фонды
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
3,0
|
0,6
|
0,5
|
0,2
|
0,6
|
0,2
|
Собственные
денежные средства предприятий
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
38,4
|
1,6
|
6,4
|
4,1
|
6,5
|
3,8
|
Денежные
средства заказчиков:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предприятий,
организаций региона
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
23,3
|
42,9
|
36,7
|
45,1
|
34,7
|
43,9
|
других
регионов
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
|
30,1
|
24,3
|
30,4
|
21,4
|
28,6
|
Другие
источники |
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
4,4
|
4,9
|
1,7
|
1,4
|
2,3
|
2,5
|
Отраслевой сектор науки (представленный в нашем исследовании НИИ сельского хозяйства г. Воронежа и вузами, готовящими кадры для предприятий молочной промышленности) организует собственную деятельность на условиях государственного обеспечения и самофинансирования. То есть, зарабатывает денежные средства главным образом за счет выполнения заказов на все виды научно-исследовательских работ и обучает студентов по внебюджетной форме финансирования.
Кроме того, НИИ и вузы региона предоставляют научно-исследовательские услуги, занимаются производственной, коммерческой и другими видами деятельности с целью получения прибыли.
Заказчиками исследовательских работ являются, как правило, сельские перерабатывающие предприятия, не имеющие высокой прибыли. Соответственно, источниками финансирования отраслевого сектора являются денежные средства государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов.
Итак, организационно-экономическое развитие предприятия, а также оптимизация его инновационной деятельности являются важными факторами привлечения инвестиционных средств.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:58:07