Механизмы инновационно-инвестиционной деятельности предприятий, направленные на усовершенствование продукции и оптимизацию материально-технического обеспечения

Беляева Г.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
При проведении исследования механизмов инновационно-инвестиционной деятельности в качестве объекта автором были выбраны средние и малые предприятия молочной промышленности Воронежской области. В частности, в регионе функционирует одно среднее предприятие – холдинг ООО «Молвест», объединяющее ряд организаций, расположенных в европейской части России, и 15 малых предприятий.

Ключевые слова: инновационная деятельность, молочная промышленность, материально-техническое обеспечение, инновационно-инвестиционная деятельность, Воронежская область



Механизмами инвестиционной деятельности служат факторы организационно-экономического развития, методы анализа и оценки финансового состояния предприятия, а также выбор путей инвестиционных вливаний, нацеленных на совершенствование продукции.

В качестве наиболее актуальной организационной формы, предпочтительной при расширении линейки продукции и внедрении инвестиций, для примера была выбрана структура управления ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» (ОАО «МКВ»). Она объединяет ряд производств с объемами переработки более 150 тысяч тонн молока в год. 90% из них составляет цельномолочная продукция, в том числе, около 7% – молоко, 50% – кисломолочная продукция, 6% ‑ масло сливочное, 4% – сыры.

Ассортимент комбината насчитывает более 100 наименований молочной продукции в самых различных типах упаковки. Продукция выпускается под такими известными торговыми марками, как «Вкуснотеево», «Иван Поддубный», «Фруате», «Сан Круи» и «Ералаш». В ближайшее время готовится запуск нескольких новых марок, что позволит усилить позиции предприятия в самых перспективных сегментах рынка.

Молочный комбинат и его финансы

ОАО «МКВ» поставляет свою продукцию в более чем 30 регионов России. Помимо Центрального Черноземья и Москвы, это Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Саратов, Краснодарский край и др. Предприятие продолжает наращивать темпы региональной экспансии.

За последние годы ОАО «МКВ» укрепил свои позиции на рынках молочной продукции, проведя ряд эффективных маркетинговых кампаний.

Серьезные инвестиции осуществляются в разработку и продвижение торговых марок комбината, которые в скором будущем предприятие планирует сделать брендами национального уровня. Кроме того, планируется развитие направлений здорового и детского питания.

Одной из важных организационно-внутренних проблем комбината, требующей инвестиционных вливаний, является качество продукции. Серьезными вопросами также являются внедрение новых технологий производства молока и проблемы развития торговли. Уже действуют долгосрочные партнерские отношения с крупнейшими российскими и международными торговыми сетями (Metro, «Седьмой континент», «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит» и др.).

В целом, ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» можно охарактеризовать как стабильно развивающееся предприятие, занимающее достойную позицию на рынке, ведущее активную инвестиционную и инновационную политику. Динамика коэффициентов финансирования за 2004-2007 гг. представлена на рис. 1. Она свидетельствует о спаде всех коэффициентов в 2005 г. по сравнению с 2004 г., что является следствием резкого увеличения заемного капитала до 456 579 тыс. руб.

Рис. 1. Динамика коэффициентов финансирования, финансовой устойчивости и Бивера, %.

Расчет показателей и определение типа финансового состояния организации ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Определение типа финансового состояния ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» за 2004-2007 гг.

(руб.)

Показатель
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Общая величина запасов и затрат (ЗП)
165 853
304 009
218 017
378 332
Наличие собственных оборотных средств (СОС)
7 639
-114 148
-83 339
-39 250
Функционирующий капитал (КФ)
182 433
289 948
385 791
430 193
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ВИ)
224 743
489 944
487 109
681 685
±Фс= СОС - Зп
-158 214
-418 157
-301 356
-417 582
±Фт = КФ - Зп
16 580
-14 061
167 774
51 861
±Фо = ВИ - Зп
58 890
185 935
269 092
303 353
Трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости S (Ф) = [S(±Фс), S(±Фт), S(±Фо)]
0,1,1
0,0,1
0,1,1
0,1,1
Тип финансовой устойчивости
нормальная независимость
неустойчивое состояние
нормальная независимость
нормальная независимость

Рентабельность и инвестиции

Динамика наиболее важных показателей рентабельности ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» за 2004-2007 гг. показана на рис. 2.

Рис. 2. Динамика показателей рентабельности ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» за 2004-2007 гг., %.

Из-за увеличения заемного капитала все показатели рентабельности упали. Так, рентабельность продаж в 2007 г. составила всего 4,15% (в 2004 г. 10,12%). Такую же динамику имеет и показатель чистой прибыли: его значение сократилось с 5,24% в 2004 г. до 1,28% в 2007 г.

Подобные тенденции наблюдаются на других предприятиях отрасли.

Инвестиции, направляемые на инновационное решение развития продуктовой линейки молочной отрасли, зависят от ресурсов частных предприятий и государственных органов.

Инвестиции в отраслевую науку

Наиболее перспективные наукоемкие разработки и инновационные проекты, позволяющие уменьшить риск потери конкурентных позиций на рынке, выполняются не только в лабораториях предприятий, но и в отраслевом секторе науки.

Анализ финансов отраслевого сектора образовательных учреждений и НИИ сельского хозяйства региона свидетельствует о недостаточном ресурсном потенциале функционирования отраслевой науки в текущем периоде и на перспективу (см. таблицу 2).

Таблица 2

Структура источников финансирования образовательных учреждений, %

Источник финансирования
Годы
1990
1995
2000
2005
2007
всего
отраслевой сектор
всего
отраслевой сектор
всего
отраслевой сектор
всего
отраслевой сектор
всего
отраслевой сектор
Государственный и местный бюджеты
100
0,0
100
100
98,7
19,9
30,4
18,9
34,6
21,0
Внебюджетные фонды
0,0
0,0
0,0
0,0
3,0
0,6
0,5
0,2
0,6
0,2
Собственные денежные средства предприятий
0,0
0,0
0,0
0,0
38,4
1,6
6,4
4,1
6,5
3,8
Денежные средства заказчиков:










предприятий, организаций региона
0,0
0,0
0,0
0,0
23,3
42,9
36,7
45,1
34,7
43,9
других регионов
0,0
0,0
0,0
0,0

30,1
24,3
30,4
21,4
28,6
Другие
источники
0,0
0,0
0,0
0,0
4,4
4,9
1,7
1,4
2,3
2,5

Отраслевой сектор науки (представленный в нашем исследовании НИИ сельского хозяйства г. Воронежа и вузами, готовящими кадры для предприятий молочной промышленности) организует собственную деятельность на условиях государственного обеспечения и самофинансирования. То есть, зарабатывает денежные средства главным образом за счет выполнения заказов на все виды научно-исследовательских работ и обучает студентов по внебюджетной форме финансирования.

Кроме того, НИИ и вузы региона предоставляют научно-исследовательские услуги, занимаются производственной, коммерческой и другими видами деятельности с целью получения прибыли.

Заказчиками исследовательских работ являются, как правило, сельские перерабатывающие предприятия, не имеющие высокой прибыли. Соответственно, источниками финансирования отраслевого сектора являются денежные средства государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов.

Итак, организационно-экономическое развитие предприятия, а также оптимизация его инновационной деятельности являются важными факторами привлечения инвестиционных средств.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:58:07