Подходы к классификации услуг физкультурно-спортивных организаций

Косогорцев В.И.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 4 (Февраль 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В современных экономических условиях оказание спортивных услуг возможно в рамках физкультурно-оздоровительных организаций, которые созданы в соответствии с действующим законодательством РФ. Данная статья будет полезна исследователям, занимающимся проблемой изучения экономики и структуры спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг. В настоящей статье проведен анализ различных типов физкультурно-спортивных организаций и представлена типология услуг спортивных сооружений по различным основаниям. Данный анализ необходим для формирования четкого понимания основных механизмов деятельности различных типов спортивных организаций и выработке эффективных управленческих решений для обеспечения их деятельности.

Ключевые слова: структура спортивных сооружений, спортивная организация, отрасль физической культуры и спорта, структура отрасли, типология спортивных услуг



Введение

Для четкого понимания основных механизмов деятельности разных видов физкультурно-спортивных организаций и разработки типологии услуг спортивных сооружений важно провести классификацию спортивных организаций по разнообразным основаниям.

Цель настоящей статьи заключается в анализе различных типов физкультурно-спортивных организаций, и представлена типология услуг спортивных сооружений по различным основаниям.

Нами выделено несколько таких оснований для классификации:

1) размер физкультурно-спортивных организаций;

2) форма собственности;

3) принципы распределения прибыли;

4) цели создания и функционирования организаций.

Первым из классификационных признаков является размер физкультурно-спортивных организаций, которые делятся на малые, средние и крупные.

К малым физкультурно-спортивным организациям относятся те, в которых средняя численность сотрудников – менее 50 человек. Размеры средних физкультурно-спортивных организаций по критерию численности сотрудники колеблются от 100 до 300 человек, а на крупных предприятиях работают более 300 человек [1].

По форме собственности физкультурно-спортивные организации делятся на государственные, муниципальные, частные и организации, находящиеся в собственности общественных организаций.

По отношению к получению прибыли физкультурно-спортивные организации подразделяются на некоммерческие (не имеющие в качестве основной цели получение и распределение полученной прибыли, но имеющими права осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей) и коммерческие (созданные для получения прибыли и ее распределения между участниками) [2].

Проведение классификации спортивных организаций по целевому признаку дает возможность выделить основные цели и задачи, функции и определить роль каждого объекта в системе управления. По данному признаку физкультурно-спортивные организации можно классифицировать следующим образом [3]:

1) организации, которые непосредственно осуществляют физкультурно-массовую и учебно-спортивную работу (спортивные школы, КФК, центры олимпийской подготовки);

2) организации, которые обеспечивают возможность для занятий физической культурой и спортом (спортивные сооружения, физкультурно-оздоровительные комплексы, парки культуры и отдыха, туристические, водные и лыжные базы, прокатные пункты спортивного инвентаря);

3) организации, которые обеспечивают медицинское обслуживание;

4) организации, которые занимаются подготовкой физкультурных кадров (высшие и средние специальные учебные заведения физической культуры и спорта);

5) организации, которые обеспечивают сферу физической культуры и спорта необходимой информацией и проводят пропаганду физкультурно-спортивных знаний (редакция спортивных журналов и газет).

Учитывая приведенные критерии классификации, на территории РФ можно выделить следующие группы спортивных организаций, которые предоставляют населению физкультурно-оздоровительные услуги [4]:

1) государственные и муниципальные организации, либо имеющие учредителями какие-либо органы государственного и муниципального управления, либо ни являющиеся подразделениями соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений;

2) коммерческие организации, основная цель деятельности которых – извлечение прибыли;

3) некоммерческие организации (спортивные секции, группы, созданные на базе общеобразовательных учебных заведений, вузов, предприятий различных форм собственности);

4) спортивные клубы.

Специфика первой группы физкультурно-спортивных организаций заключается в том, что их имущество находится в муниципальной или государственной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113 ГК РФ). Поэтому данные спортивные организации являются единственными коммерческими юридическими лицами, которые не обладают правами собственности на имущество, принадлежащее организации [5].

С точки зрения автора работы, деятельность данных организаций связана с рядом противоречий в управлении отраслью физической культуры и спорта. Ряд авторов указывает на значительные противоречия, связанные с особенностями управления государственными учреждениями социальной сферы на федеральном и региональном уровнях, а также в рамках отдельных ведомственных нестыковок, что негативным образом сказывается на возможности таких организаций распоряжаться имуществом [6].

Основная цель деятельности частных коммерческих физкультурно-спортивных организаций заключается в извлечении прибыли (ст. 50 ГК РФ). Такие организации имеют в собственности обособленное имущество, учитывают его на самостоятельном балансе, могут от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде, осуществлять личные имущественные и неимущественные права. Наиболее распространенными формами собственности коммерческих физкультурно-спортивных организаций являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью [7].

Как государственные, так и частные физкультурно-спортивные организации, предоставляют значительный спектр услуг различным категориям потребителей. При этом разнообразие запросов потенциальных потребителей требует формирования эффективных и гибких механизмов организационного развития организаций, которые предоставляют такие услуги. Одной из серьезных проблем в деятельности учреждений, наряду с финансовыми и материальными сложностями, является сегодня неумение адекватно реагировать на потребности рынка в соответствующих услугах; многие организации еще не научились работать в жестких рыночных условиях [8]. Именно этим определяется необходимость развернутого рассмотрения видов и типов услуг, которые предоставляются физкультурно-спортивными организациями.

Мы считаем, что услуги в сфере физической культуры и спорта можно классифицировать по следующим признакам [9]:

1) по мотивации производителей физкультурно-спортивных услуг;

2) по мотивации потребителей услуг;

3) по характеру удовлетворяемой потребности;

4) по форме распределения общественных фондов;

5) по степени важности спортивных услуг.

По мотивам производства спортивные услуги могут быть: коммерческими (предоставление услуг отдельным категориям потребителей для получения прибыли, услуги в этом случае могут быть весьма разнообразными) и некоммерческими (выполнение спортивной организацией социально-значимых функций, например, развитие физкультуры и спорта среди молодежи, инвалидов и других категорий населения).

По мотивам потребления физкультурно-спортивные услуги могут быть разделены на [10]:

1) массовые (коллективные занятия физической культурой и спортом) и индивидуальные (самостоятельные занятия);

2) деловые (аренда бассейна для проведения соревнований) и личного характера (занятия отдельных лиц плаванием в бассейне).

По характеру потребности, которая удовлетворяется в ходе потребления физкультурно-спортивной услуги, их можно классифицировать следующим образом [11]:

– физкультурно-спортивные услуги, которые представляют собой обеспечение занятий физическими упражнениями и видами спорта с разными целями, в разных организационных формах, бесплатно или на платной основе (например, ДЮСШ);

– зрелищные услуги, подразумевающие личное присутствие на спортивных соревнованиях и просмотр их по телевидению (например, футбольный матч);

– консультационные услуги, представляющие собой персональные консультации с помощью проведения занятий разнообразными видами спорта, лечебной физической культурой и т.п.;

– образовательные услуги, т.е. получение среднего и высшего профессионального образования, переподготовка кадров;

– услуги дополнительного образования (например, занятия в спортивных школах);

– посреднические услуги (например, подготовка документов для создания физкультурно-спортивных организаций, контрактов профессиональных спортсменов и т.п.);

– коммерческие услуги, которые подразумевают спонсорскую помощь, проведение лотерей и т.п.

По форме распределения общественных фондов потребления спортивные услуги можно подразделить на платные (занятия в коммерческих спортивных центрах) и бесплатные (например, занятия физкультурой в образовательных учреждениях) [12].

По степени важности спортивные услуги можно подразделить на:

1) основные (активные занятия физической культурой и спортом на базе научно обоснованных методик, регламентированного времени занятий и т.п.);

2) дополнительные (пассивное оздоровление с помощью разных видов массажа, бань и т.п.);

3) сопутствующие услуги (обеспечение вспомогательного обслуживания в форме предоставления специализированных камер хранения, автостоянок, специализированного питания).

С учетом классификации типов спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг, представленных в ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» [13], Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг (ОК 029-2007) [14] и работах исследователей, которые рассматривают различные подходы к классификации [15], мы предлагаем следующую типологизацию услуг физкультурно-спортивных организаций (табл.)

К первой группе относятся услуги, которые связаны с активной спортивной деятельностью населения. По направленности данные услуги можно подразделить на следующие виды [16]:

– спортивные услуги, направленные на улучшение спортивной формы, а также подготовку к участию в различных соревнованиях;

– физкультурно-оздоровительные, нацеленные на улучшение физического состояния.

Ко второй группе относятся услуги, которые предусматривают пассивное участие населения в спортивном процессе. К данной группе относятся услуги по просмотру спортивных соревнований, тренировок спортсменов; по организации встреч со спортивными «звездами» и тренерами, а также целый комплекс услуг, связанных с приобретением спортивной атрибутики, видеозаписей соревнований и тренировок и т.д.

В третью группу включаются услуги, которые предоставляются спортивными организациями и направлены на повышение качества жизни и жизненного тонуса и улучшение общего состояния организма.

Таблица

Типологизация услуг физкультурно-спортивных организаций

Группы услуг
Виды услуг
I - связаны с активной спортивной деятельностью
– спортивные услуги;
– физкультурно-оздоровительные
II – пассивное участие в спортивном процессе
– просмотр соревнований;
– организация встреч, участие в спортивных событиях;
– приобретение спортивного инвентаря
III – связаны с повышением качества жизни
– консультативные услуги;
– рекреационные;
– спортивно-оздоровительные и т.п.
IV – связанные с содержанием спортивного инвентаря
– сервисное обслуживание;
– ремонт и т.п. деятельность.
V – сопутствующие услуги
– создание комфортных условий для всех посетителей спортивных сооружений;
– услуги спортивно-развлекательной направленности;
– услуги общественного питания и т.п. услуги
VI – услуги юридическим лицам
– создание благоприятных условий для развития бизнеса конкретных учреждений и организаций;
– аренда спортивных сооружений;
– рекламно-информационные услуги и т.п. услуги
Источник: составлено автором по данным ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»; «ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»; Булатов Р.А. Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в регионе: Автореф. дисс. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. – Москва, 2011. – 26 с.; Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие / В.В. Кузин [и др.]. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 478 с.

Сюда можно отнести спортивно-оздоровительные консультации, массажные, релаксационные услуги, врачебно-физкультурную помощь в преодолении последствий различного рода травм, хронических заболеваний, услуги по спортивному освидетельствованию.

К четвертой группе отнесены услуги, которые направлены на поддержание в надлежащем состоянии спортивного инвентаря (перетяжка ракеток, заточка коньков, пошив и починка спортивной формы и т.п.).

К пятой группе были отнесены сопутствующие виды услуг, нацеленные на создание комфортных условий для всех посетителей спортивных сооружений – спортсменов, болельщиков, родителей и родственников детей, занимающихся в спортивных секциях. Спектр данного типа услуг является достаточно разнообразным. Это могут быть как услуги спортивно-развлекательной направленности (установка игровых автоматов), так и услуги общественного питания, специально оборудованные комнаты для детей, косметологические, парикмахерские и другие виды услуг [17].

Следующую группу услуг необходимо выделить особо, поскольку она нацелена не на население, а на предприятия и организации. Этот вид услуг направлен на создание благоприятных условий для развития бизнеса конкретных учреждений и организаций. Самой популярной разновидностью данного типа услуг является предоставление в аренду спортивных помещений. Еще одним сегментом услуг, которые предоставляются предприятиям и учреждениям, являются информационные услуги, выражающиеся в размещении определенной коммерческой информации в помещениях спортивных сооружений. Сюда же относятся услуги презентационного или рекламного характера. Как правило, в данную группу включаются разнообразные мероприятия по продвижению товаров и услуг коммерческих организаций: рекламные фестивали, шоу, выставки-продажи и другие формы рекламной деятельности, в которых принимают участие спортивные коллективы.

Заключение

1. Приведенная в статье классификация услуг, которые могут предоставлять потребителям физкультурно-спортивные организации, позволит более целенаправленно изучить рынок услуг и использовать эту информацию для совершенствования процесса управления соответствующими структурами.

2. Эффективным и быстро реализуемым направлением развития рынка физкультурно-спортивных услуг могло бы стать повышение степени гибкости организационных структур для быстрого реагирования на изменение запросов со стороны различных категорий потребителей.

[1] Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.; Правовые основы деятельности спортивных организаций города Москвы: Методическое пособие [Электронный ресурс] / Н.А. Малофеева, Т.А. Винокурова, С.В. Иванова [и др.]. – Москва, 2008. – 132 c. – Режим доступа: http://bmsi.ru/issueview/d2f1b516-c7c1-429c-8d30-1bbae4254b13/files/block8.pdf

[2] Алешин В.В., Кузьмичева Е.В. Организационно-экономические аспекты деятельности спортивного комплекса: Методическое пособие. – М.: Физическая культура и спорт, 2009. – 128 с.

[3] Переверзин И.И. Менеджмент спортивных организаций: Учебное пособие. – М: Физкультура и спорт, 2006. – 434 с. – С. 89.

[4] Алиев Э.Г. Содержание и направленность управления деятельностью спортивной федерацией (на примере Ассоциации мини-футбола России). – СПб: Издательство Политехнического университета, 2010. – 330 с.

[5] Правовые основы деятельности спортивных организаций города Москвы: Методическое пособие [Электронный ресурс] / Н.А. Малофеева, Т.А. Винокурова, С.В. Иванова [и др.]. – Москва, 2008. – 132 c. – Режим доступа: http://bmsi.ru/issueview/d2f1b516-c7c1-429c-8d30-1bbae4254b13/files/block8.pdf

[6] Гордин В.Э., Хорева Л.В. Инновационная стратегия развития культуры и повышение качества жизни населения // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 3. – М.: НИУ ВШЭ, 2012. – 576 с. – С. 158-166.

[7] Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – 320 с. – С. 89.

[8] Хорева Л.В. Сфера социальных услуг: формирование и направления регулирования: Монография. – СПб: Издательство СПбГУЭФ, 2006. – 200 с.

[9] Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Лань, 2003. – 160 с.

[10] Маркетинг в физической культуре и спорте: Учебное пособие. – Краснодар: КГАФК, 2003. – 412 с. – С. 91.

[11] Правовые основы деятельности спортивных организаций города Москвы: Методическое пособие [Электронный ресурс] / Н.А. Малофеева, Т.А. Винокурова, С.В. Иванова [и др.]. – Москва, 2008. – 132 c. – Режим доступа: http://bmsi.ru/issueview/d2f1b516-c7c1-429c-8d30-1bbae4254b13/files/block8.pdf

[12] Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Монография. – 2-е изд., стер. – М.: Советский спорт, 2005. – 254 с.

[13] ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования».

[14] Принято и введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст «О принятии и введении в действие Изменения 1/2007 ОКВЭД к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002)».

[15] Булатов Р.А. Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в регионе: Автореф. дисс. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. – Москва, 2011. – 26 с.; Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие / В.В. Кузин [и др.]. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 478 с.

[16] Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие / М.И. Золотов, М.Е. Кутепов, В.В. Кузин [и др.]. – М.: Академия, 2004. – 432 с.; Степанова О.Н. Маркетология спорта: инструментарий социолога: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 72 с.

[17] Литвин A.B. Экономика спорта: теоретический аспект // Спорт: экономика, право, управление. – 2004. – № 1. – С. 16-20.


Источники:

1. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст «О принятии и введении в действие Изменения 1/2007 ОКВЭД к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002)».
2. ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования».
3. Алешин В.В., Кузьмичева Е.В. Организационно-экономические аспекты деятельности спортивного комплекса: Методическое пособие. – М.: Физическая культура и спорт, 2009. – 128 с.
4. Алиев Э.Г. Содержание и направленность управления деятельностью спортивной федерацией (на примере Ассоциации мини-футбола России). – СПб: Издательство Политехнического университета, 2010. – 330 с.
5. Булатов Р.А. Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в регионе: Автореф. дисс. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. – Москва, 2011. – 26 с.
6. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.
7. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – 320 с.
8. Гордин В.Э., Хорева Л.В. Инновационная стратегия развития культуры и повышение качества жизни населения // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 3. – М.: НИУ ВШЭ, 2012. – 576 с. – С. 158-166.
9. Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие / В.В. Кузин [и др.]. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 478 с.
10. Литвин A.B. Экономика спорта: теоретический аспект // Спорт: экономика, право, управление. – 2004. – № 1. – С. 16-20.
11. Маркетинг в физической культуре и спорте: Учебное пособие. – Краснодар: КГАФК, 2003. – 412 с.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Лань, 2003. – 160 с.
13. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие / М.И. Золотов, М.Е. Кутепов, В.В. Кузин [и др.]. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
14. Переверзин И.И. Менеджмент спортивных организаций: Учебное пособие. – М: Физкультура и спорт, 2006. – 434 с.
15. Правовые основы деятельности спортивных организаций города Москвы: Методическое пособие [Электронный ресурс] / Н.А. Малофеева, Т.А. Винокурова, С.В. Иванова [и др.]. – Москва, 2008. – 132 c. – Режим доступа: http://bmsi.ru/issueview/d2f1b516-c7c1-429c-8d30-1bbae4254b13/files/block8.pdf
16. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Монография. – 2-е изд., стер. – М.: Советский спорт, 2005. – 254 с.
17. Степанова О.Н. Маркетология спорта: инструментарий социолога: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 72 с.
18. Хорева Л.В. Сфера социальных услуг: формирование и направления регулирования: Монография. – СПб: Издательство СПбГУЭФ, 2006. – 200 с.

Страница обновлена: 21.11.2024 в 21:35:47