Формализованный анализ взаимодействия отделов инспекции ФНС по критерию функциональных операций

Джамурзаев Ю.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
С усложнением налоговой системы, появлением новых, более трудоемких в исчислении налогов, увеличением числа налогоплательщиков возникла необходимость в функциональной организации деятельности налоговых органов районного уровня. Это означает, что каждый отдел выполняет свои (специализированные) функции, при этом отделы занимаются налогами всех видов.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая инспекция



Между отделами существуют информационные взаимосвязи и некоторые функциональные операции являются для них общими, то есть сохраняется дублирование однотипных процедур, выполняемых различными отделами даже при функциональном подходе к организации деятельности налоговых инспекций.

Путь решения — формализованный анализ информационных взаимосвязей…

Традиционными методами выявить связи между отделами, количественно оценить их степень, дать обоснованные рекомендации по рациональному распределению функций между отделами и разработать предложения по частичному устранению дублирования было бы очень трудоемкой задачей.

Формализованный анализ, базирующийся на методике [1], позволяет не только разрешить такую задачу, но и выполнить ее качественно, с минимальными затратами труда и времени.

Для проведения формализованного анализа был сформирован полный перечень функциональных операций, выполняемых всеми отделами одной из районных ИФНС. Фрагмент этого перечня приведен в таблице 1.

Таблица 1

Фрагмент перечня функциональных операций, выполняемых отделами ИФНС

Обозначение
Сущность функциональной операции
Ф1
Общее делопроизводство
Ф2
Прием, отправка и обработка корреспонденции на бумажных носителях и в электронном виде по каналам связи
Ф3
Делопроизводство по документам для служебного пользования
и иного ограниченного доступа
Ф4
Формирование и ведение архива документов в инспекции
Ф5
Организация обмена корреспонденцией по электронной почте
Ф6
Планирование, координация и контроль исполнения работ
Ф7
Организация работы секретариата руководства инспекции


Ф53
Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации
Ф54
Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях)
Ф55
Координация работ по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц
Ф56
Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица
или признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Ф57
Представление сведений о государственной регистрации юридических лиц в государственные органы, указанные в приложении № 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц


Ф66
Прием других документов, представленных организациями и физическими лицами
Ф67
Прием от налогоплательщиков электронных носителей записи и выдача программных продуктов, предназначенных для налогоплательщика

Ф94
Администрирование баз данных инспекции
Ф95
Внедрение и сопровождение систем телекоммуникаций для обмена открытой и конфиденциальной информацией
Ф96
Программно-техническое обеспечение технологических процессов приема-передачи информации в электронном виде при взаимодействии налоговых органов с другими ведомствами
Ф97
Организация антивирусной защиты информации


В таблице 2 представлен перечень отделов ИФНС и функциональные операции, выполняемые каждым отделом.

Таблица 2

Перечень отделов ИФНС, их обозначение и соответствующие им функциональные операции

Наименование отдела
Обозначение
Функциональные операции, выполняемые отделом
Отдел финансового и общего обеспечения
О1
Ф1 – Ф38
Юридический отдел
О2
Ф39 – Ф48, Ф23
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
О3
Ф49 – Ф62, Ф23
Отдел работы с налогоплательщиками
О4
Ф63 - Ф86, Ф58, Ф23
Отдел информационных технологий
О5
Ф88 - Ф98, Ф23
Отдел ввода и обработки данных
О6
Ф99 - Ф108
Отдел учета, отчетности и анализа
О7
Ф109 - Ф124
Отдел урегулирования задолженности
О8
Ф125 - Ф145, Ф23, Ф48, Ф54
Отделы камеральных проверок
О9, О10
Ф146 - Ф172, Ф23, Ф48, Ф54, Ф80, Ф176
Отделы выездных проверок
О11–О13
Ф173 - Ф179, Ф23, Ф48, Ф54, Ф80, Ф158, Ф 163, Ф168
Отдел оперативного контроля
О14
Ф180 - Ф190, Ф23, Ф48, Ф54

Как показывают исследования, некоторые функциональные операции являются общими для нескольких отделов. Отдельные функциональные операции формулируются одинаково, но выполняются одновременно несколькими отделами (например, Ф23, Ф54, Ф48, Ф158, Ф80, Ф168, Ф176). Такое дублирование оправдано, так как одни и те же процедуры выполняются для различных категорий налогоплательщиков, способов налоговых проверок и видов деятельности отделов [2]. В то же время выполнение, например, операции Ф54, которая реализуется одновременно отделами О3 и О8, целесообразно поручить только одному отделу. Операция Ф58 также должна быть поручена либо отделу О3, либо отделу О4. Вместе с тем существует ряд функциональных операций, названия которых сформулированы по-разному, но подразумевают выполнение схожих процедур. На наш взгляд, их выполнение также целесообразно поручить одному из отделов.

..мера подобия Жаккарда, построение матрицы поглощения…

Покажем, как метод анализа предметной области может быть использован в целях рационального распределения функций между отделами и разработки предложений по частичному устранению дублирующих функций.

Пусть O = {Oi} (i = 1, 2,..., n) - множество отделов ИФНС; Ф = {Фj} (j = 1, 2,..., m) - множество, составляющее словарь функциональных операций.

Выделим отделы O i и Ok (i, k = 1,2, ... , n) и введем следующие обозначения:

Р(11)ik = êOi Ç Ok ê - мощность пересечения множеств Oi = {xij} и Ok = {xkj}, т.е. число функциональных операций, выполняемых одновременно и Oi , и Ok;

Р(10)ik = {Oi / Ok } - мощность разности множеств Oi = {xij} и Ok = {xkj}, т.е. число функциональных операций, выполняемых отделом Oi, но отсутствующих в Ok ;

Р(01)ik = {Ok / Oi }- мощность разности множеств Ok = {xkj} и Oi = {xij}, т.е. число функциональных операций, выполняемых в Ok , но отсутствующих в Oi .

В качестве меры рассогласования между строками Oi и Ok выбрана величина:

Sik = Р(01)ik/ (Р(11)ik + Р(10)ik).

Для оценки степени поглощения отделом Ok отдела Oi по функциональным операциям использовалась величина:

Hik = Р(11)ik/ (Р(11)ik + Р(10)ik).

Мера подобия Жаккарда определяется по формуле:

Gik = Р(11)ik/ (Р(11)ik + Р(10)ik + Р(01)ik)

На основании этих расчетов строятся матрицы P = {p(01)ik }, S = {Sik }, G = {Gik }, H = {Hik }.

Можно преобразовать матрицы P, S, G, H в логические матрицы отношения поглощения (включения) P0 = {P0ik }, S0 = {S0ik }, G0 = {G0ik }, H0={H0ik}, (i, k Î 1,…,n ), элементы которых определяются следующим образом:

Здесь e - выбранные граничные значения.

…в результате появилась возможность более рационально распределить функции между отделами

В таблице 3 представлены материалы обследования предметной области в виде фрагмента матрицы {xij}. При этом xij принимает значение 1, если i-я функциональная операция выполняется отделом Оj, и значение 0 – если не выполняется. Всего было исследовано 190 функциональных операций на предмет выполнения их в 14 отделах.

Таблица 3

Фрагмент исходной таблицы {xij} для формализованного анализа взаимосвязей по функциональным операциям между отделами ИФНС

Код ФО
Код отдела
О1
О2
О3
О4
О5
О6
О7
О8
О9
О10
О11
О12
О13
О14
R1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
R2
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
R190
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1

На основе данной таблицы были построены матрицы Р(01), Р(10), Р(11), S, G, H. Данные матрицы были преобразованы в логические матрицы отношения поглощения (включения) P0, S0, H0, G0.

На основании матрицы G0 для e0 = 0,5 был построен граф информационной взаимосвязи между отделами, представленный на рисунке 1.

Рис. 1. Граф взаимосвязи между отделами ИФНС по функциональным операциям

Таким образом, формализованный анализ взаимодействия отделов ИФНС на основе методики анализа предметной области позволил установить информационные взаимосвязи между отделами, определить сильно (слабо) связанные между собой отделы по функциональным операциям, разработать рекомендации по рациональному распределению функций между отделами, а также предложения по частичному устранению дублирующих функций.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:58:19