Особенности позиционирования новых энергетических компаний в системе управления регионами
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Полуэктова Т.С. Особенности позиционирования новых энергетических компаний в системе управления регионами // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 117-121.
Аннотация:
Построение имиджа основано на взаимосвязи и взаимозависимости различных элементов конструирования образа, позволяющих достигнуть предприятию определенного успеха в действующем сегменте рынка. Одним из них является позиционирование компании, особая роль которого в энергетической отрасли прослеживается в период реформирования электроэнергетического сектора экономики России.
Ключевые слова: энергетика, электроэнергетика, экономика региона
В ходе реформирования РАО «ЕЭС России» произошло преобразование экономических, юридических и организационных отношений, которые влияют на рынок энергии. За несколько лет изменилось законодательство, сформировались новые компании, вступающие в отношения сотрудничества и конкуренции между собой и с прежними партнерами РАО «ЕЭС России». Складываются новые производственные и торговые связи, закладываются будущие традиции делового оборота на энергетических рынках. Формируется новое мышление персонала и новые стереотипы в массовом сознании потребителей.
Реформирование энергетической отрасли
Период энергетической реформы оказывается наиболее благоприятным для реализации стратегических программ новых компаний, и наиболее ответственным с точки зрения осуществления работы по формированию новых отношений с внешней средой. Позиционирование при этом выступает не только как элемент построения имиджа, но и как инструмент реализации стратегий новых энергетических предприятий.
Особая актуальность позиционирования в энергетической сфере обусловлена тотальностью рынка (потребителями являются почти 100% населения страны или региона). Здесь наблюдается практически полное совпадение сознания потребителей и массового сознания, поведения потребителей энергии и потребительской аудитории в целом.
Каждая компания, разделенная по видам деятельности в ходе проведения реформы энергетики (генерация, передача, сбыт), обладает своей спецификой. Она заложена в территориальном разделении, особенностях объектов электроэнергетики, видах используемой энергии и разделении (или совмещении) видов деятельности.
Роль регионов России как центров формирования энергетической политики обусловливается двумя факторами: они обладают широкой экономической состоятельностью и сильно различаются по природно-географическим, а, следовательно, энергоэкономическим условиям [1].
Наличие территориальной асимметрии рынков и энергоструктуры, отличающейся от административно-территориального деления, определило разделение на региональные и локальные рынки и возрастающую роль местных властей в реализации энергоэкономической политики.
Энергетический рынок Волгоградской области
На территории Волгоградской области крупные электроэнергетические предприятия являются филиалами новых выделившихся компаний [3]. Причем, несмотря на то, что разделение происходило по территориальному признаку, территориальная принадлежность предприятий не совсем ясна.
На современном этапе развития отрасли ОАО «Газпром» и ОАО «СУЭК» присутствуют на территории Сибирского федерального округа. ОАО «КЭС-Холдинг» – на Урале и в Поволжье, ОАО «Лукойл» – на юге России.
ОАО «Лукойл» является основным акционером ОАО «ЮГК ТГК-8». Структура деятельности и управления компании с момента прихода нефтяной корпорации существенно изменилась. Группа компаний «Е4» вошла в состав акционеров одного из ТГК [1] смотря на дальнейшие перспективы: в регионе планируется строительство крупного металлургического комбината.
Наравне с этим наглядный пример зависимости развития компании от деятельности инвесторов – Ново-Богословская ТЭЦ: в регионе корпорацией «Русал» планировалось строительство нового электролизного производства. Под строительство были введены новые мощности на 1000 МВт. Однако в результате отказа «Русала» от строительства производства новые мощности в настоящее время остаются невостребованными.
На современном этапе развития энергетической отрасли страны не существует отработанных процедур по просчету рынка: насколько каждый из игроков имеет возможность контролировать рынок и влиять на цены, исходя из своего объема владения мощностями. Стандарты консолидации отрасли устанавливаются компанией ОАО «Газпром».
Для удержания позиций на рынке компании необходимы достаточно крупные масштабы и серьезный задел по эффективности, который имеет только ОАО «Русгидро». Остальным для эффективной работы на конкурентном секторе, с учетом обязательств по строительству новых мощностей, необходима интеграция. В этой связи ищутся логичные пути эффективного увеличения объемов и масштаба бизнеса.
Обобщение примеров позиционирования компаний в отдельных регионах России как элемента построения имиджа компании позволило разделить выявленные региональные особенности на следующие группы:
– природно-сырьевые особенности региона;
– структура производственных сил;
– система энергоснабжения;
– энергопотребляющий комплекс;
– возможность интеграции энергетических компаний.
Особенности регионального позиционирования
Каждая группа обуславливает использование определенного набора факторов в региональном позиционировании компаний.
Природно-сырьевые особенности обуславливают:
– схожесть природно-климатических условий, сырьевой базы, топливного баланса;
– специфику природно-сырьевых баз, способствующую привлечению определенных инвесторов (например, деятельность ОАО «Лукойл» на юге России);
– обеспеченность региона ресурсами (например, владение предприятием ОАО «Газпром» определенными компаниями определяет возможность влияния на газообеспечение региона);
– наличие потенциала возобновляемых источников энергии (например, строительство каскада ГЭС на юге России).
Структура производственных сил определяет:
– развитие промышленности, инвестиционных программ, включенных в стратегию региона, формирующие инвестиционную привлекательность компаний электроэнергетики;
– отведение крупным предприятиям энергетики значительной доли в общей структуре промышленности, что обеспечивает регион рабочими местами.
Система энергоснабжения создает:
– специфику структуры генерирующих мощностей (например, ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС являются объектами как федерального, так и регионального значения);
– наличие резервов мощностей в генерации и транспорта энергоносителей, являющееся возможностью для нового строительства, ввода мощностей.
Энергопотребляющий комплекс обуславливает:
– обеспечение населения электроэнергией и теплом;
– обеспечение экологической безопасности как залог предупреждения возможности возникновения энергетического кризиса в регионе;
– информирование как на уровне федеральных СМИ, так и на уровне региона;
– необходимость работы руководства с представителями общественности;
– существование резервов повышения уровня электрификации и газификации (наличие в отрасли ОАО «Газпром»).
Возможность интеграции энергетических компаний определяет:
– наличие тенденции к укрупнению компаний;
– возможность горизонтальной интеграции;
– работу в соседних регионах под единым брендом и очертание границ деятельности в названиях компаний;
– взаимосвязь работы компаний ТЭК (электроэнергетических, газовых, нефтяных).
Вывод: возможности позиционирования далеко не исчерпаны
Таким образом, позиционирование компаний – субъектов энергетической отрасли в период реформирования выступает не просто как элемент построения имиджа, но также как инструмент реализации стратегий. Рассмотрение позиционирования новых энергетических предприятий на примере Волгоградской области позволяет сделать следующие выводы:
– компании не полностью используют возможности позиционирования, например, названия не четко отражают территориальную принадлежность организации;
– прослеживается прямая зависимость позиционирования от корпораций, являющихся акционерами региональных компаний. При этом использование брендов материнских организаций является одной из дополнительных возможностей и особенностью позиционирования и новых энергетических структур;
– природно-сырьевые особенности региона служат одним из факторов, обусловившим роль субъектов Российской Федерации как центров формирования энергетической политики;
– позиционирование компаний в системе управления регионами зависит от единства и скоординированности действий администрации субъекта федерации и менеджмента предприятий.
[1] ТГК — сокращение от "территориальная генерирующая компания" — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:59:15