Особенности функционирования государственно-частных партнерств в условиях жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Поэтапная реализация программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Татарстана на 2004–2010 годы позволила республике перейти с 12-го места в 2005 г. на 9-е в 2007 г. среди 14 регионов Приволжского федерального округа по величине стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, Республика Татарстан, ЖКХ
Сегодня в ЖКК Татарстана действуют 2239 организаций, в которых трудится 53 000 работающих. Средняя стоимость жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в республике в 2007 г. была на 34% ниже среднероссийского федерального стандарта и составляла 27,5 руб. на 1 кв.м.
В Татарстане в одном из первых среди регионов России была введена 100%-ная оплата населением стоимости ЖКУ с одновременной ликвидацией системы перекрестного субсидирования. Тарифное регулирование базируется на оценке экономической обоснованности закладываемых в тариф затрат, что позволило заложить основы формирования механизма стабилизации финансового состояния организаций ЖКК. Внедрение в республике в 2003 г. новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг, заключающейся в ликвидации дотирования убытков предприятий ЖКК, позволило инициировать процесс их финансового оздоровления и преобразования.
Изменение организационно-правового статуса предприятий ЖКК
Важнейшим направлением реализации процесса государственно-частного партнерства (ГЧП) является изменение организационно-правового статуса предприятий ЖКК. В настоящее время около 80% рынка ЖКУ приходится на долю частных операторов.
Практически весь многоквартирный жилищный фонд обслуживается и управляется частными организациями. В результате удалось снизить процент износа основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства с 54% в 2000 г. до 50,1% в 2007 г., объектов теплоэнергетического хозяйства – с 60% до 49%. Износ жилищного фонда снижен до 48,4%.
Преобразование компаний ЖКК в Республике Татарстан за последние три года путем банкротств и реорганизации позволило приватизировать все 155 государственных унитарных предприятий отрасли.
В целом было реформировано 238 структур ЖКК. В результате их реорганизации создана 91 компания, из них:
– в форме акционерного общества – 84;
– в форме муниципального унитарного предприятия – 5;
– в форме муниципального учреждения – 2.
Принципиальное содержание механизма реформирования на основе ГЧП предусматривает приватизацию как предприятий, так и объектов теплоснабжения и водопроводно-канализационного хозяйства организаций ЖКК при направлении доходов, полученных от приватизации, на модернизацию основных фондов отрасли.
Важнейшим условием этого процесса является сохранение не менее 25 процентов акций плюс одной акции открытых акционерных обществ, созданных в результате реформирования, в государственной собственности Республики Татарстан с последующей передачей этого пакета муниципалитетам. Ликвидация или банкротство оставшейся части государственных унитарных предприятий привели к образованию свободных ниш на рынке ЖКУ, которые были заполнены частными организациями.
Таким образом, в результате реализации принципов ГЧП доля организаций негосударственной формы собственности в целом по отрасли достигла 78%. Из них со 100%-ным частным капиталом – 54%. При этом в жилищной сфере указанный показатель составил 88%.
Тарифы и цены
Проведение сбалансированной тарифной политики позволило организациям ЖКК реализовывать услуги всем потребителям по ценам, покрывающим экономически обоснованные затраты. Это также стабилизировало финансовое положение организаций отрасли и создало условия для развития конкуренции.
С 2001 по 2007 годы финансовый результат по отрасли изменился с 289,1 млн руб. убытков до 370 млн руб. прибыли. Уровень рентабельности организаций ЖКК впервые составил положительный результат в 2%.
В связи с разделением полномочий по установлению и регулированию цен и тарифов между органами государственной власти и муниципальными образованиями и приходом частного капитала в ЖКК возникла потребность в применении согласительного механизма взаимодействия в процессе формирования тарифов. Он обеспечивает защиту интересов участников рынка жилищно-коммунальных услуг.
Механизм ГЧП предусматривает последовательность взаимодействия сторон в процессе ценообразования по уровням следующего процесса: производственная и инвестиционная программа организации – тариф – стоимость набора услуг – социально-экономическое развитие муниципального образования – социально-экономическое развитие республики.
Рост тарифов на услуги ЖКК не должен превышать индекса потребительских цен и соответствовать основным показателям уровня жизни населения республики. Вместе с тем предусмотрена и нижняя граница на уровне средних издержек и затрат в отрасли. Она гарантирует возможность оказания этих услуг, одновременно нацеливая организации отрасли на проведение работы по оптимизации производства и снижению цен на ЖКУ.
Осуществление этих основных этапов реализации механизма ГЧП позволит к 2010 году сократить уровень износа основных фондов отрасли в среднем на 8%, а также снизить расход:
– энергоресурсов – на 9%;
– электрической энергии – на 41%;
– воды – на 37%.
В республике получили распространение и схемы ГЧП, при которых владельцами жилищно-коммунальных организаций являются частные операторы. Доля объема реализации услуг организациями, использующими данную схему управления, в общем объеме реализации отрасли в республике составляет 36%.
В ЖКК активизированы механизмы государственно-частного партнерства
Созданные в республике условия для развития ГЧП и привлечения инвестиционного капитала и развитие конкуренции привели к изменению структуры капитальных вложений в ЖКК. Доля бюджетных средств как источника капитальных вложений в ЖКК сократилась с 62% в 2004 до 36% в 2007 г. [2].
Переход в 2006 г. на нормативный принцип формирования тарифов по текущему ремонту и содержанию жилищного фонда обеспечил увеличение удельного веса частных операторов, обслуживающих жилищный фонд на конкурсной основе, до 70%.
По состоянию на 01.01.2008 г. управление 83% жилищного фонда республики осуществляется ТСЖ и негосударственными (немуниципальными) управляющими компаниями. На сегодняшний день структура управления жилищным фондом многоквартирных домов в республике выглядит следующим образом:
– 16% жилищного фонда управляются ТСЖ, жилищными или жилищно-строительными кооперативами;
– 63% – управляющими компаниями с частной формой собственности;
– 19% – управляющими компаниями с государственной и муниципальной формами собственности;
– 2% – непосредственно собственниками.
В качестве выводов к вышеизложенному можно привести следующие результаты активизации использования механизмов государственно-частного партнерства в Республике Татарстан:
– в 6 муниципальных районах используется непосредственное управление своей собственностью;
– в 5 муниципальных районах, то есть в более чем в 60% жилищного фонда, организованы товарищества собственников жилья;
– в 13 муниципальных районах товариществами собственников жилья управляются от 15% до 50% жилищного фонда;
– в 4 муниципальных районах в среднем до 90% жилищного фонда находится в управлении управляющих компаний, выбранных на конкурсной основе.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:22