Критерии определения малых предприятий, их типологические отличия
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, обусловленная тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.
Ключевые слова: малый бизнес, малые предприятия
Именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса – социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.
Устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста экономики России не могут быть достигнуты без быстрого и устойчивого развития частного сектора практически во всех сферах хозяйственной деятельности.
Критерии отнесения предприятия к малым
Термины «малый бизнес» и «малое предприятие», широко используемые за рубежом, охватывая различные типы и разновидности предпринимательства, варьируются от страны к стране. Критерии отнесения предприятия к категории малых различны:
– величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония);
– немонополистическое положение на рынке (США);
– правовой статус (Франция);
– форма собственности (Венгрия);
– различия между ремесленной и промышленной фирмой (Германия);
– независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д. [4].
Подобная множественность критериев связана с потребностью в выделении наиболее емких и общих оценок, характеризующих малый бизнес как с количественной, так и с качественной стороны.
В международной практике основным критерием, определяющим размер предприятия, является численность занятых (в сочетании с величиной годового объема продаж или балансовой стоимостью активов). Общим правилом является выделение сектора малых и средних предприятий, в границах которого рассматриваются собственно малые предприятия. При этом понятия «малый бизнес» и «малые и средние предприятия» обычно употребляются в зарубежной литературе как синонимы.
На малых предприятиях сосредоточена преобладающая часть рабочей силы в таких странах, как Япония, Италия, Швейцария, и очень значительная – в США и ФРГ. В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения и производят от 1/3 до 2/3 национального ВВП [6].
Европейский малый бизнес
В странах Западной Европы 99,9% из 16,4 млн предприятий частного сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. При этом на их долю приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% – в сфере услуг, почти 90% – в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест. Типичным для стран этого региона является микропредприятия с числом занятых до 9 чел., их насчитывается более 14,5 млн. Численность малых фирм составляет более 1 млн, средних – около 70 тыс.
Среднестатистическая компания ЕС имеет всего шесть наемных работников. От 12 до 25% всех рабочих мест несельскохозяйственного сектора в экономике стран ЕС приходится на ремесленные предприятия [6].
Количественное определение малых предприятий удобно своей простотой, но не достаточно для уяснения специфических особенностей малого бизнеса и той роли, которую он играет в производственной системе. Его дополняют качественные определения. Существенны, в частности, различия между малыми предприятиями и крупным бизнесом в том, что касается целей производства, характера менеджмента, организации производственного процесса, отношений руководства с персоналом предприятия, особенностей финансирования [5].
Ключевые признаки малых предприятий
Исследование проблем малого предпринимательства еще более осложняется различиями в официальных определениях и используемой терминологии. Авторы многих научных исследований дают более или менее произвольные трактовки исходя из численности занятых или размера вложенного капитала.
Указанными критериями руководствуются нередко при разработке стратегии регулирования и при обосновании порядка предоставления правительственной помощи. Другие функциональные характеристики, как-то: способ управления, вид собственности, специализация, методы производства или даже ориентация на тот или иной рынок – используются для измерения производительности.
В зарубежной статистике для определения принадлежности предприятия к сектору малого бизнеса, как правило, используются количественные показатели, обозначенные в табл. 1.
Таблица 1 Показатели отнесения предприятий к сектору малого бизнеса в различных странах.
Показатели
|
США
|
Япония
|
Германия
|
Великобритания
|
Россия
|
Франция
|
Италия
|
Основные:
Численность занятых Объем оборота капитала (продаж) |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ - |
+ + |
+ - |
Дополнительные:
Объем годового дохода Степень участия в капитале других фирм |
+ - |
- - |
- + |
- - |
+ + |
- - |
- - |
Российский малый бизнес
В настоящее время в экономической статистике нашей страны размер предприятий принято определять тремя основными признаками: численность производственного персонала, объем выпуска продукции и стоимость основных производственных фондов.
Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [1] был установлен единый показатель, позволяющий отнести предприятие к категории малых – предельный уровень численности персонала, который составляет по отраслям:
– в промышленности, строительстве и транспорте – 100 чел.;
– в науке и научном обслуживании – 60;
– в сельском хозяйстве – 60;
– в оптовой торговле – 50;
– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30;
– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50.
Кроме того, в законе было зафиксировано, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Доля же, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% [1].
Однако с 1 января 2008 г. критерии отнесения предприятий к категории малых значительно изменились [2]. Предприятия стали делить на три вида:
– средние;
– малые;
– микро (разновидность малых).
Среди критериев выделяют:
– уставный капитал (доля государства и иностранных компаний и граждан, фондов, общественных и религиозных объединений, а также коммерческих организаций, которые не считаются средними или малыми, не должна превышать 25%);
– численность работников, которая должна составлять: для средних предприятий – от 101 до 250 чел.; для малых – до 100 чел.; для микропредприятий – до 15 чел.;
– выручка от реализации без НДС, а также остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным за прошлый период) не должна превышать суммы, установленной Правительством РФ [2].
Малый бизнес и инновации
Зарубежный опыт показывает, что малое предприятие очень динамично и не требует больших капитальных вложений. Многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития, когда опробовалась новая идея, обращались к малым фирмам.
Именно малый бизнес, как правило, берется реализовать новые рискованные проекты. Очень часто именно производитель знания становится участником превращения замысла в товар, то есть в малом предпринимательстве достигается кратчайший инновационный цикл.
Ставка на ускоренное развитие малого предпринимательства в науке и инновационной сфере требует пересмотра научно-технических программ, которые финансируются за счет госбюджета и ориентированы на крупную индустрию, не готовую пока к их восприятию. Смена ориентиров даст новое, более эффективное направление инновационной политике государства.
Только установив тесную связь между фундаментальной и прикладной наукой и сферой производства товаров и услуг, можно запустить производство товаров, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
[1] Указанный закон утратил силу с 1 января 2008 года — прим. ред.
[2] Примечание редакции. Согласно постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 с 1 января 2008 года предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной за предшествующий год без учета НДС, установлены в следующих размерах:
— микропредприятия — 60 млн руб.;
— малые предприятия — 400 млн руб.;
— средние предприятия — 1000 млн руб.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:59:52