Внутренний аудит в государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Кузин А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Государственная корпорация «Росатом» является хозяйствующим субъектом, имеющим разветвленную структуру дочерних обществ и филиальных образований. Поэтому роль внутреннего аудита становится особенно важной.

Ключевые слова: аудит, внутренний аудит, росатом



Государственная корпорация «Росатом» является хозяйствующим субъектом, имеющим разветвленную структуру дочерних обществ и филиальных образований. Поэтому роль внутреннего аудита становится особенно важной.

Значимость внутреннего аудита определяется необходимостью получать своевременную и объективную информацию о деятельности филиалов/дочерних обществ. Что касается последних, то они, в свою очередь, также получают существенную пользу от внутреннего аудита:

‑ во-первых, они знакомятся в рамках всей компании с лучшими практиками в работе отдельных подразделений, носителем которых, в силу специфики своей деятельности, является внутренний аудит;

‑ во-вторых, внутренний аудит способствует более глубокому пониманию в филиа­лах/дочерних обществах финансово-экономической политики и процедур государственной корпорации «Росатом».

В правилах стандарта аудиторской деятельности под внутренним аудитом понимается созданная в экономическом субъекте и определенная его приказами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля [2].

Внут­ренний аудит направлен на совершенствование деятельности и является независимой оценкой всех бизнес-процессов, происходящих в «Росатоме» (снабжение, производство, логисти­ка, маркетинг, реализация и т.д.). Внутренний аудит помогает корпорации достичь поставленных целей, используя систематизированный подход к оценке бизнес-процессов, управления рисками, контроля и корпоративного управления. При этом внутренние аудиторы должны быть независимыми при сборе информации, т.е. свободны от указаний и запретов руководителей организаций «Росатома».

Внутренний аудит может быть организован в:

‑ в форме постоянно действующей ревизионной комиссии, избираемой на общем собрании акционеров. Независимость ревизионной комиссии от руководства предприятия обеспечивается тем, что она уполномочена высшим органом – собранием акционеров, и ему же подотчетна.

‑ в форме специального внутреннего контрольно-аналитического подразделения, подотчетного непосредственно руководителю корпорации.

‑ в форме договора с аудиторской фирмой на ведение внутреннего аудита.

В организациях «Росатома» создано структурное подразделение внутреннего аудита, руководитель которого назначается непосредственно генеральным директором корпорации.

К компетенции внутреннего аудита организации относятся:

‑ финансовый контроль за работой организации;

‑ проверка функционирования системы производства по экономическим показателям;

‑ анализ работы системы управления производством и реализацией;

‑ оценка платежеспособности, ликвидности, рентабельности и деловой активности организации;

‑ выработка рекомендаций по улучшению работы организации, снижению уровня риска и повышению эффек­тивности систем и бизнес-процессов.

В акционерных обществах, когда фун­кции владения и управления бизнесом разделены, собственники занимаются вопросами определения стратегии и направлений развития АО, не вникая в текущую деятельность, а управле­ние осуществляют топ-менеджеры. Поэтому для собственников актуальным становится вопрос контроля за состоянием дел в АО, за деятельностью менедж­мента.

В процессе проведения внутреннего аудита сотрудниками осуществляются следующие аналитические процедуры:

‑ сопоставление фактических показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности с плановыми показателями, которые планировались руководством на отчетный период и указывались в планах (программах деятельности, бизнес-планах, сметах и пр.);

‑ сопоставление остатков по счетам за различные отчетные периоды;

‑ сопоставление полученных в отчетном периоде соотношений между различными статьями отчетности с аналогичными соотношениями прошлых периодов;

‑ сопоставление финансовой и нефинансовой информации, в частности, сведений об объеме выпуска продукции в денежных и натуральных единицах;

‑ сопоставление финансовых коэффициентов со среднеотраслевыми значениями;

‑ проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на прикладные исследования;

‑ проверка достоверности бухгалтерского учета и отчетности по средствам федерального бюджета, выделенных на прикладные научные исследования;

‑ проверка целевого расходования средств федерального бюджета, субсидий, средств внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

‑ проверка правомерности и эффективности использования средств, выделенных подведомственным организациям на реализацию федеральных целевых программ, ведомственных программ;

‑ проверка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с нормативными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет.

Особое место среди финансовых показателей занимают коэффициенты текущей ликвидности; степени платежеспособности по текущим обязательствам, обеспеченности собственными средствами; восстановления (утраты) платежеспособности.

Для большинства предприятий и организаций, входящих в перечень стратегических предприятий и организаций [3, 5], коэффициенты текущей ликвидности и степени платежеспособности по текущим обязательствам рассчитываются в соответствии с методикой, утвержденной Минэкономразвития России [6].

Как известно, работники, назначенные для осуществления аналитических процедур, осуществляют проверку с учетом следующих аспектов:

‑ планируемый уровень существенности;

‑ результаты проведенных оценок риска;

‑ объем выборки;

‑ наличие достаточных аудиторских доказательств для подтверждения результатов и выводов аудитора;

‑ существование каких-либо упущений;

‑ правильность и полнота составления рабочих документов и др. [1].

Результаты проверок, проведенных в 2007 году на 40 подведомственных предприятиях и учреждениях Федерального агентства по атомной энергии, показали необходимость усиления служб внутреннего аудита, как в кадровом плане, так и в методическом обеспечении. Для разбора характерных ошибок и устранения причин вышеуказанных недостатков было проведено совещание с работниками бухгалтерских и финансовых служб подведомственных предприятий и учреждений на базе федерального государственного образовательного учреждения «Государственный центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» (г. Обнинск).

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Внутренний аудит помогает акционерному обществу достичь поставленных целей, используя систематизированный подход к оценке бизнес-процессов, управления рисками, контроля и корпоративного управления.

2. Служба внутреннего аудита является действенным инструментом оценки системы внутреннего контроля в акционерном обществе.

3. Создание действенной службы внутреннего аудита в государственной корпорации «Росатом» позволит устранить недостатки, отмеченные органами финансового надзора в ходе проверок в 2007 году предприятий и учреждений Федерального агентства по атомной энергии, и снизить риски.


Источники:

1. Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (Одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 18 от 21 - 22 октября 2003 года).
2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
3. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2004 №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».
4. Федеральный закон от 01.12.2007 №317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 №22-р «Перечень стратегических предприятий и организаций».
6. Приказ МЭРТ России от 21 апреля 2006 г. N 104 «Об утверждении методики проведения ФНС учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».

Страница обновлена: 23.10.2024 в 10:03:36