Современные аспекты инвестирования в развитие объектов авиатранспортной инфраструктуры
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время наряду с проблемами развития парка воздушных судов нового поколения существуют первоочередные задачи развития объектов авиатранспортной инфраструктуры. Безусловно, при формировании стратегии инвестирования подобных мероприятий необходимо учитывать и прогнозируемые на период до 2010 года объемы авиаперевозок и требования авиатранспортного рынка к качеству и эффективности перевозок и работ.
Ключевые слова: инвестиции, транспорт, авиатранспорт, рынок авиаперевозок
В настоящее время наряду с проблемами развития парка воздушных судов нового поколения существуют первоочередные задачи развития объектов авиатранспортной инфраструктуры. Безусловно, при формировании стратегии инвестирования подобных мероприятий необходимо учитывать и прогнозируемые на период до 2010 года объемы авиаперевозок и требования авиатранспортного рынка к качеству и эффективности перевозок и работ.
Авиакомпаниям до 2010 года потребуется 563 единицы новых воздушных судов, учитывая нарастающее списание устаревшей части эксплуатируемого парка и планируемое в этот период поэтапное введение в действие на территории России ограничений ИКАО по точности самолетовождения, авиационному шуму и эмиссии вредных веществ при полетах воздушных судов.
Такое развитие парка обеспечит увеличение в структуре его провозной мощности доли современных воздушных судов всех типов до 60%, что необходимо для качественного удовлетворения спроса на авиаперевозки, развития региональных перевозок, повышения эффективности авиатранспортной деятельности и доступности воздушного транспорта, существенного снижения вредного воздействия авиации на окружающую среду. Вместе с тем в ходе переоснащения парка воздушных судов современными типами самолетов и вертолетов всех классов предполагается стимулирование поступления новых воздушных судов, разрабатываемых и производимых в России.
Отметим, что общая потребность в инвестициях на развитие парка воздушных судов нового поколения оценивается в 206,5 млрд. рублей [1]. Планируемые поставки новых воздушных судов, разрабатываемых и производимых в России, представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ п./п.
|
Класс воздушных судов
|
Количество воздушных судов по годам
|
Итого 2004-2010
| ||||||
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
| |||
1
|
Магистральные пассажирские самолеты
|
2
|
10
|
13
|
26
|
31
|
35
|
47
|
164
|
2
|
Региональные пассажирские самолеты
|
-
|
4
|
15
|
22
|
34
|
37
|
34
|
146
|
3
|
Магистральные грузовые самолеты
|
3
|
2
|
6
|
6
|
6
|
7
|
7
|
37
|
4
|
Региональные грузовые самолеты
|
2
|
2
|
-
|
2
|
2
|
2
|
-
|
10
|
5
|
Вертолеты
|
2
|
2
|
8
|
20
|
32
|
52
|
62
|
179
|
|
Всего: 2004-2010
|
9
|
20
|
42
|
76
|
105
|
134
|
150
|
536
|
|
Поставка воздушных судов в 2002-2005 гг., всего
|
|
|
|
|
|
|
|
27
|
|
Всего: 2002-2010 гг.
|
|
|
|
|
|
|
|
563
|
На наш взгляд, эффективность и безопасность функционирования авиатранспортной системы во многом зависит от состояния наземной материально-технической базы аэропортов. При этом необходимо отметить, что обеспеченность многих аэропортов производственными мощностями находится но низком уровне. Недостаточная оснащенность аэропортов современным оборудованием приводит к нарушению технологического процесса перевозок и снижению их качества.
В соответствии с транспортной стратегией Российской Федерации в структуре опорной сети аэропортов федерального значения выделены узловые аэропорты (крупные пересадочные аэропорты), которые обеспечивают международные и внутренние транспортные авиаперевозки, и региональные аэропорты.
Безусловно, современная сеть аэропортов является важной предпосылкой экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику. Так, например, по существующим оценкам, в 2005 году для совершенствования материально-технической базы российских аэропортов было выделено 9,3 млрд. руб. при потребности более чем в 25 млрд. руб. При этом характерно, что из внебюджетных источников на развитие аэропортов сегодня поступает не более 35% инвестиций притом, что доля федерального бюджета все время растет (с 41% в 2002 г. до почти 60% в 2006 г.) [2]. Государственные вложения идут на модернизацию ВПП и рулежных дорожек (РД), то есть в наиболее капиталоемкие и долго окупаемые объекты. Объем государственной поддержки аэропортов для модернизации материально-технической базы за прошедшие годы составлял не более 20-40% от общего объема инвестиций.
Отметим, что в целях повышения уровня регулярности полетов, а также качества обслуживания авиапассажиров предусматривается развитие основных объектов (ВПП, аэровокзалы, светосигнальное оборудование ССО) наземной инфрастуктуры аэропортов федерального значения, аэропортов, являющихся составными элементами международных транспортных коридоров, а также других аэропортов, инвестируемых за счет ФЦП «Модернизация транспортной системы России».
В настоящее время на основе уточнения прогноза социально-экономического развития страны выделены крупные пилотные инвестиционные проекты по строительству и реконструкции объектов аэропортов. Так, в указанные проекты вошли 24 аэропорта. При этом реконструкция аэродромов крупных узловых аэропортов позволит увеличить международный транзит через аэропорты, повысить их конкурентоспособность на рынке авиационных услуг, привлечь дополнительные пассажиропотоки и внебюджетные средства на расширение аэровокзальных комплексов [3].
Реализация такого инвестиционного проекта, как расширение аэропорта, позволит значительно увеличить пропускную способность крупного международного аэропорта, обеспечить прием практически всех типов воздушных судов зарубежных и российских авиакомпаний, выполняющих полеты по основным маршрутам, а также круглосуточные полеты в зимний период.
Следует учитывать также мероприятия, осуществляемые на авиапредприятиях за счет внебюджетных источников инвестирования, по строительству, расширению и реконструкции:
- грузовых комплексов (терминалов);
- объектов авиатопливообеспечения;
- ангаров;
- природоохранных объектов в составе проектов реконструкции аэропортов, включая сооружения по очистке поверхностных производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод;
- устройств (систем), улавливающих пары тяжелых и легких органических жидкостей (топлива) на складах, горюче-смазочных материалов;
- площадок для антиобледенительной обработки наружной поверхности воздушных судов.
Отметим, что общие инвестиционные вложения на развитие объектов авиатранспортной инфраструктуры на период до 2010 г. составляют 49287,5 млн. руб., в том числе: средства федерального бюджета - 25536,9 млн. руб.; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2169,3 млн. руб.; внебюджетные средства - 21581,3 млн. руб.
При этом инвестиции за счет средств федерального бюджета направляются на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов, находящихся в федеральной собственности.
Инвестиции за счет средств субъектов Российской Федерации предназначены для развития объектов аэропортов, имеющих важное значение для жизнедеятельности регионов, а также для расширения и реконструкции объектов, не находящихся в федеральной собственности. Однако наряду с этим развитие объектов наземной инфраструктуры в ряде аэропортов необходимо осуществлять с применением форм государственно-частного партнерства.
В общем, следует отметить, что политика государства в отношении развития гражданской авиации в условиях ограниченности средств бюджета должна строиться на принципе мотивированного сокращения количества аэропортовых комплексов и развития за счет концентрации ресурсов ключевых, системообразующих аэропортов.
При этом необходимо учитывать, что в настоящее время в стране не сформирован рынок гражданской авиатехники. Отсутствуют стабильные условия взаимоотношений между авиакомпаниями, промышленностью, финансовыми структурами и государством на этапах производства, реализации, сервиса и эксплуатации авиатехники нового поколения.
Кроме того, следует уделить значительное внимание проблемам развития рынка воздушных перевозок и услуг авиации для удовлетворения потребностей населения и экономики страны. Намечаемый на среднесрочную перспективу рост валового внутреннего продукта будет способствовать значительному увеличению объемов грузовых и пассажирских перевозок.
Существенным фактором роста авиатранспортной мобильности населения и увеличения объема пассажирских авиаперевозок является относительное снижение стоимости билетов в сравнении с динамикой зарплаты и развитие внутренних, в том числе региональных и местных воздушных сообщений. Будет продолжаться процесс укрупнения и оптимизации количества авиакомпаний, системы воздушных линий с организацией узловых аэропортов, восстановления инфраструктуры и развития региональных и местных воздушных сообщений.
Источники:
2. Березин В.Ф. Информационное обеспечение транспортного комплекса // Бюллетень транспортной информации. – 2006. - №3.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:52:46