Организационно-экономическое устройство отечественной системы управления здравоохранением в условиях ограниченности ресурсов

Сунгатов Р.Ш.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сунгатов Р.Ш. Организационно-экономическое устройство отечественной системы управления здравоохранением в условиях ограниченности ресурсов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 123-126.

Аннотация:
Важнейшей задачей управления отечественным здравоохранением в рыночных условиях становится эффективное использование ограниченных финансовых, материальных и других ресурсов. Однако используемая сегодня система расчетов в здравоохранении не позволяет определить фактические затраты лечебных учреждений в процессе оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: управление предприятием, здравоохранение



Важнейшей задачей управления отечественным здравоохранением в рыночных условиях становится эффективное использование ограниченных финансовых, материальных и других ресурсов. Однако используемая сегодня система расчетов в здравоохранении не позволяет определить фактические затраты лечебных учреждений в процессе оказания медицинской помощи.

Вследствие несовершенства системы расчетов невозможно определить истинную структуру расходов при оказании тех или иных медицинских услуг, объективно обосновать реальные расходы. При этом необходимо помнить, что система здравоохранения производит медицинские услуги, которые имеют свою фактически сложившуюся, а не фактически оплачиваемую стоимость.

Уровни управления здравоохранением

В теории и практике построения системы управления здравоохранением сложилась определенная методологическая традиция, которая детерминирует в построении и функционировании три уровня управления, органически связанных между собой. Первый уровень структурирует управленческие отношения в предметной деятельности здравоохранения. Она включает управления медико-социальными, оздоровительными и здравоохранительными технологиями, создающими фундамент, на котором строятся остальные уровни.Второй уровень обеспечивает управление экономико-правовыми рамками, определяющими экономические и правовые границы функционирования здравоохранения в обществе. Третий уровень – политический, определяющий миссию и цели, ради достижения которых построена система здравоохранения. Цель данного уровня – разработка и формирование социально и экономически приемлемых форм организации здравоохранения, адекватных для данного этапа развития общества.Данный подход, на наш взгляд, не отвечает быстро развивающимся рыночным отношениям, которые сегодня наполняют организационно-экономическое строение отечественной системы управления здравоохранением в условиях ограниченности ресурсов. Быстро развивающаяся система экономических отношений настоятельно требует четвертого – информационно-аналитического уровня управления, который сегодня фактически уже сформировался.

Недостающий уровень управления — информационно-аналитический

Принятие адекватных управленческих решений сегодня невозможно без экономического анализа ресурсной базы системы здравоохранения, начиная от определения стоимости в денежном выражении простой медицинской манипуляции и заканчивая бюджетами самих лечебно-профилактических учреждений и территорий в целом. Для любой отрасли действует закономерность, когда в отсутствие современных средств информатизации предприятие в состоянии использовать не более 15% имеющейся у него информации. Разумеется, что такое положение делает невозможным принятие оптимальных, а главное – обоснованных управленческих решений.Информационное обеспечение управленческого процесса в учреждениях здравоохранения приобретает сегодня все большую актуальность. Ибо медицинское учреждение есть совокупность специфических и неспецифических подсистем, тесно связанных с реализацией главной функции, вытекающей из общей системы целей функционирования системы здравоохранения. Оно должно включать помимо функциональных и организационно-экономических подсистем также информационную подсистему. Функциональные подсистемы реализуют содержание медико-технологического процесса и его стадий, а организационно-экономические представляют форму их функционирования и управление. Информационно-аналитические же подсистемы обеспечивают высокую производительность и поддержку информационных связей между первыми двумя, что жизненно важно для всей системы в целом.

Информация: медико-технологическая, правовая, экономическая и политическая

Наличие информационно-аналитической системы делает возможным автоматическое определение себестоимости как простых, так и сложных медицинских услуг по данным, получаемым на каждом промежуточном этапе функционирования лечебного учреждения. Таким образом, у руководства лечебных учреждений появляется мощный инструмент не только для принятия обоснованных управленческих решений, но и для убедительной демонстрации реальности их экономического вклада в поддержание и восстановление трудоспособного населения территории и страны в целом.Эффективность функционирования здравоохранения как экономической системы определяется степенью оптимизации всех входящих в нее процессов. Это позволяет оценивать функционирование технологических процессов с позиций эффективности использования ресурсов и обеспечивает маршрутизацию информационных потоков. При этом достигается оптимальная с точки зрения затраченных ресурсов эффективность организации и технологии лечебного процесса.В данном контексте здравоохранение как организационно-экономическая система может быть определена нами через сложный процесс взаимодействия медико-технологической, правовой, экономической и политической подсистем, объединенных в единой информационно-аналитической среде, реализующих свою функцию через удовлетворение как текущих, так и перспективных потребностей общества в сфере здравоохранения.Наиболее пагубной является устойчивая тенденция многих медицинских учреждений заменять автоматизацию процессов обеспечения сотрудников требуемой информацией на автоматизацию выполнения отдельных функций на рабочих местах.

Единое информационное пространство

Рассмотрение информационных систем как суммы отдельных автоматизированных рабочих мест (АРМ) препятствует созданию единого информационного пространства (ЕИП). В многочисленных дискуссиях о построении информационных систем масштаба предприятия понятие ЕИП связывается опять-таки с наличием компьютеров, хотя это совсем не так. Как и в ситуации с определением информационной системы, следует подчеркнуть, что хотя существование ЕИП возможно без компьютеров, использование средств вычислительной техники делает его построение экономически наиболее оправданным. Необходимость работы в ЕИП для эффективного управления лечебным учреждением обусловлена следующими необходимыми условиями:‑ регистрацией в информационной системе всех пациентов, событий происходящих с ними, а также результатов этих событий;‑ полного учёта движения материально-финансовых средств;‑ регистрацией всех действий персонала;‑ регистрацией экономических последствий каждого действия в отношении пациента.Обобщение результатов, полученных при анализе систем здравоохранения в России и за рубежом, позволяет констатировать, что использование информационно-аналитических технологий для оптимизации управления в отдельных небольших и средних медицинских учреждениях дает значительно меньший экономический эффект. Этим можно объяснить некоторый негативизм относительно экономической эффективности внедрения информационных технологий в системе здравоохранения. Скорее всего, он вызван неправильным приложением сил и средств, при попытках компьютеризировать небольшие организации с целью получения быстрого эффекта. И, наоборот, для крупных медицинских учреждений и центров с большим числом внутренних и внешних связей использование подобной оптимизации управления делает такие проекты рентабельными.


Источники:

1. Сунгатов Р.Ш. Современные технологии управления здравоохранением как экономической системой. - Казань: Идел-Пресс, 2005. - 128 с.
2. Киселев С.В., Сунгатов Р.Ш. Моделирование инновационной деятельности в экономической системе здравоохранения. - М.: Экономздрав, 2007. – 378 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:02:01