Эффективное корпоративное управление
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мухаметшин Р.Т. Эффективное корпоративное управление // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 71-75.
Аннотация:
В последнее время появилось убеждение, что достижение компанией своих целей, направленных на создание и повышение её ценности, невозможно без эффективной системы корпоративного менеджмента. Ее можно охарактеризовать как единство финансовой успешности всего предприятия в целом и каждого отдельного субъекта управления. Что этому может помешать? Рассмотрим подробнее.
Ключевые слова: управление предприятием, корпоративное управление, система менеджмента, корпоративный менеджмент
В последнее время появилось убеждение, что достижение компанией своих целей, направленных на создание и повышение её ценности, невозможно без эффективной системы корпоративного менеджмента. Ее можно охарактеризовать как единство финансовой успешности всего предприятия в целом и каждого отдельного субъекта управления. Что этому может помешать? Рассмотрим подробнее.
В компании мошенники! Кто допустил?
Единство финансовой успешности всего предприятия и каждого его топ-менеджера — положительный факт, однако очень часто оно нарушается. Некоторые участники корпоративного управления, как правило, топ-менеджеры, преследуя свои личные корыстные цели, идущие вразрез с интересами всей компании, прибегают к мошенничеству. Наиболее распространёнными примерами являются коррупция и махинации с финансовой отчётностью. В таких случаях первостепенная роль корпоративного управления заключается в обнаружении и предотвращении мошенничества внутри компании за счёт совершенствования деятельности его участников.
Рассмотрим критерии эффективности деятельности основных участников корпоративного управления (совета директоров, ревизионной комиссии, внутреннего и внешнего аудита) в обнаружении и предотвращении мошенничества внутри компании.
В целях нашего исследования определим корпоративное управление как систему взаимодействия его участников, выполняющих следующие функции (рис.1.):
— управленческие (менеджмент);
— контрольные (совет директоров и ревизионная комиссия);
— аудиторские (внутренние и внешние аудиторы);
— надзорные (органы власти);
— пользовательские (инвесторы, кредиторы, акционеры).
Рис.1. Участники корпоративного управления.
Директора-аутсайдеры
Рассмотрим детально всех участников и определим, какими характеристиками они должны обладать для создания системы эффективного корпоративного управления, при которой в деятельности компании не будет места мошенничеству.
Анализируя работу совета директоров, обратимся к исследованию, проведённому М. Бисли [1]. Оно заключалось в сравнении характеристик совета директоров компаний, в деятельности которых имело место мошенничество, и компаний, которые не были в этом замечены. Выяснилось, что они отличаются по следующим 3-м признакам:
1. В компаниях-мошенниках в совете директоров состояло меньшее количество членов-аутсайдеров (50% от всех членов), чем в тех, которые не прибегали к мошенничеству (65%). В недобросовестных предприятиях независимые директора составляют всего 28%, а «серые» ‑ 44% против 38% в организациях, которые в мошенничестве не замечены.
2. Срок пребывания членов-аутсайдеров в совете директоров влияет на способность верно оценивать решения и действия менеджмента компании. В добросовестных предприятиях он длиннее (в среднем 6,6 года против 3,8 года).
3. Директора-аутсайдеры, обладающие значительной долей в собственности компании, более ответственно подходят к контролированию деятельности топ-менеджеров. Оказалось, что в добросовестных организациях они владеют в среднем 12% акций против 5,4% в компаниях-мошенниках.
Ревизионная комиссия
Ревизионная комиссия представляет собой постоянную структуру, состоящую из независимых и не работающих в компании членов совета директоров. Она несет ответственность по надзору над корпоративным управлением, процессом подготовки финансовой отчетности, структурой внутреннего контроля и аудиторскими функциями.
Повышение эффективности функционирования ревизионной комиссии возможно по следующим трем категориям: квалификация членов ревизионных комиссий, их независимость, а также деятельность ревизионной комиссии в целом. Другими словами, для совершенствования деятельности членов ревизионной комиссии необходимо, чтобы:
— её члены были финансово грамотными, квалифицированными, эрудированными;
— члены ревизионной комиссии были функционально независимыми, ведь только тогда они смогут эффективно выполнять свои надзорные обязанности;
— ревизионная комиссия собиралась регулярно и по мере необходимости встречалась с советом директоров, генеральным и финансовым директорами, казначеем, контролером, главой органа внутреннего аудита и внешними аудиторами — как коллективно, так и индивидуально, для обеспечения качества, целостности и надежности финансовой отчетности.
Внутренние и внешние аудиторы
Внутренний аудит можно охарактеризовать как первую линию защиты от мошенничества в отношении отчетности и зачастую как общий контроль процесса подготовки отчетности.
Главным требованием для обеспечения эффективности деятельности внутренних аудиторов является их независимость, в первую очередь от решений и действий топ-менеджеров компании. Это позволит эффективно следить за подготовкой отчетности. Обеспечение независимости подразумевает главным образом тот факт, что глава подразделения внутреннего аудита должен назначаться ревизионной комиссией и быть подотчетным только ей, генеральному директору и финансовому директору, если он напрямую не связан с подготовкой отчетности.
Внешние аудиторы полагаются на внутренних в процессе проверки отчетности. Поэтому можно заключить, что растущие взаимосвязи с внешними аудиторами и эффективность внутреннего аудита в предотвращении и выявлении махинаций в отчетности может значительно повысить статус и профессионализм самих аудиторов.
Суть деятельности внешних аудиторов в корпоративном управлении заключается в придании достоверности опубликованным финансовым отчетам посредством их проверки. Помимо этого, они обеспечивают достаточные гарантии того, что инвесторы получат адекватную, полезную и надежную информацию и на её основе принимают корректные решения.
Для эффективного функционирования внешних аудиторов необходимо, чтобы:
— они были независимыми и объективными;
— имели соответствующие знания, позволяющие им определить признаки потенциального мошенничества. Эти знания включают в себя понятие об индикаторах, способах, позволяющих выявить мошенничество, и типах возможных афер.
— обладали хорошей репутацией в деловых кругах.
Внешние аудиторы должны открыто общаться с внутренними, а также с членами совета директоров и ревизионной комиссии, но при этом избегать возможности стать их деловыми партнёрами. И, наконец, внешним аудиторам необходимо контактировать с предыдущими аудиторами организации для обмена информацией об отношении менеджмента к финансовой отчётности, об особенностях деятельности компании, а также о причине смены аудиторов.
Сформулируем главный вывод из проведённого в статье исследования: успешное функционирование компании и качество предоставляемой ею информации зависит от уровня корпоративного управления. Высокий уровень предполагает, что все участники эффективно осуществляют свою деятельность, т.е. отвечают следующим критериям:
— преобладание в структуре совета директоров членов-аутсайдеров с длительным сроком пребывания в должности и высокой долей в собственности компании;
— финансовая грамотность, функциональная независимость и открытость членов ревизионной комиссии;
— высококвалифицированный, функционально независимый от менеджмента внутренний аудит, регулярно взаимодействующий с внешним;
— независимый, высококвалифицированный, опытный внешний аудит с хорошей репутацией в деловых кругах.
Источники:
2. Dimitris N. Chorafas. IFRS, Fair Value and Corporate Governance: The impact on budgets, balance sheets and management accounts. – Elsevier, 2006.
3. Randall K. Morck. A History of Corporate Governance Around the World. – The University of Chicago Press. – Chicago, 2007.
4. Sanjay Anand. Essentials of Corporate Governance. – New Jersey: John Willey & Sons, 2008.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:04:56