Кодекс корпоративного поведения как инструмент повышения эффективности корпоративного управления
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (23), Ноябрь 2008
Цитировать:
Пронина З.Ю. Кодекс корпоративного поведения как инструмент повышения эффективности корпоративного управления // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 11. – С. 111-117.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11600962
Аннотация:
Не секрет, что совершенствование корпоративного управления способствует повышению эффективности компаний и расширяет их доступ к внешнему финансированию, а это является одним из необходимых условий устойчивости их экономического роста. Многие российские аналитики считают улучшение эффективности корпоративного управления залогом успеха экономических преобразований в нашей стране. Еще в октябре 2001 года на сессии Всемирного экономического форума тогда еще Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении подчеркнул важность этого направления для реализации реформ: «У России есть стратегическая цель – стать страной-производителем конкурентоспособных товаров и услуг. И все наши действия направлены именно на это. Мы понимаем, что для интеграции в международные рынки капитала надо решить вопросы, связанные с защитой прав собственников, улучшением корпоративного управления и финансовой прозрачности бизнеса».
Ключевые слова: управление персоналом, эффективность управления, корпоративное управление, кодекс корпоративного поведения
Не секрет, что совершенствование корпоративного управления способствует повышению эффективности компаний и расширяет их доступ к внешнему финансированию, а это является одним из необходимых условий устойчивости их экономического роста.
Многие российские аналитики считают улучшение эффективности корпоративного управления залогом успеха экономических преобразований в нашей стране. Еще в октябре 2001 года на сессии Всемирного экономического форума [1] тогда еще Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении подчеркнул важность этого направления для реализации реформ: «У России есть стратегическая цель — стать страной-производителем конкурентоспособных товаров и услуг. И все наши действия направлены именно на это. Мы понимаем, что для интеграции в международные рынки капитала надо решить вопросы, связанные с защитой прав собственников, улучшением корпоративного управления и финансовой прозрачности бизнеса».
Сегодня Россия развивается в условиях относительной экономической и политической стабильности, в стране совершенствуется система законодательства и регулирования. Однако инвесторы не спешат делать долгосрочные инвестиции в российские компании и указывают, что главная причина этого — неудовлетворительная ситуация в сфере корпоративного управления. Поэтому российским компаниям все-таки стоит обратить внимание на различные практики корпоративного управления и, в частности, на практику использования кодекса корпоративного поведения, который признан мировым бизнес сообществом одним из самых действенных инструментов повышения эффективности корпоративного управления.
В мировой практике кодексы корпоративного поведения подтверждают свою полезность тем, что, как правило:
В апреле 2002 г. деловому российскому сообществу был представлен одобренный правительством вариант Кодекса корпоративного поведения на заседании Координационного совета ФКЦБ [2] по вопросу корпоративного управления. Также было принято постановления ФКЦБ России об обязательном раскрытии информации компаниями о своей практике корпоративного управления. После этого вопрос о практическом применении кодекса в работе акционерных обществ России стал особенно актуальным.
При этом российские акционеры отнеслись к появлению Кодекса корпоративного поведения по-разному.
Для крупных собственников, нацеленных на повышение акционерной стоимости предприятия и привлечение новых акционеров, прежде всего портфельных, данный кодекс оказался весьма полезным инструментом. Он дал им возможность обратить на себя внимание потенциальных вкладчиков, в первую очередь иностранных, за счет демонстрации того, что и российским компаниям не чуждо эффективное корпоративное управление.
В то же время владельцы компаний, не заинтересованные в привлечении новых акционеров, отнеслись к кодексу без особого энтузиазма. Из миноритариев кодекс поддержали только портфельные инвесторы, главным образом представители инвестиционных фондов, преимущественно с западным капиталом. Хотя, как говорит один из составителей кодекса - директор Российского института директоров Игорь Беликов [3], «словесные реверансы в поддержку кодекса со стороны этой группы акционеров далеко не всегда подкрепляются учетом ими практики корпоративного управления компаний-реципиентов их инвестиций. Чувствуется, что большинство портфельных инвесторов в России остаются ориентированными главным образом на краткосрочные, спекулятивные цели. Мелкие акционеры частных предприятий в данном случае оказались достаточно пассивными. Российские управляющие компании не проявили того внимания, которое можно было бы ожидать».
Тем не менее, в последнее время, количество компаний, в той или иной степени учитывающих рекомендации кодекса в своей практике, увеличилось. Более того, растет число акционерных обществ, которые принимают свои собственные кодексы.
Вот что по этому поводу говорит Игорь Беликов: «Наш институт занимался подготовкой такого рода документов и давал экспертные заключения на кодексы, подготовленные компаниями. Среди них ОАО «Северсталь», ОАО «Силовые машины», ОАО «РЖД», ОАО «Детский Мир», шесть из семи межрегиональных компаний связи и др. В целом, число предприятий, имеющих свои кодексы, на сегодняшний день составляет примерно сорок-пятьдесят. Для сравнения: в 2001 г., до появления кодекса корпоративного поведения, в России такой документ был совершеннейшей экзотикой, которым обладали лишь считанные единицы компаний. У некоторых из них он существовал в объеме трех-четырех страниц. А сегодня во многих обществах кодекс является необходимым фактором корпоративной жизни, влияющим на поведение инвесторов и развитие компании в целом».
Тем не менее, рекомендации кодекса корпоративного поведения не всегда корректно используются в российских компаниях, если вообще используются на практике, а не формально. Так, большинство организаций не предоставляют свои годовые отчеты биржам ни перед, ни после проведения общих собраний акционеров. Кроме того, компании крайне редко раскрывают информацию о внутренних документах, разъясняющих аспекты практики своего корпоративного управления, а разделы годовых отчетов и корпоративных интернет-сайтов, посвященные практике корпоративного управления определенных компаний, не имеют чекой структуры и единства содержания.
Соответственно, можно утверждать, что многое в российской практике корпоративного управления и, в частности, внедрения и применения кодекса корпоративного поведения уже было сделано, но, тем не менее, кодекс нуждается в существенной доработке.
Основным объектом усилий по внедрению кодекса должны стать все-таки открытые акционерные общества, акции которых находятся в биржевом обороте, деятельность которых определяет тенденции развития в своих отраслях и планирующие первичные публичные размещения акций. Прежде всего, следует обеспечить эффективное раскрытие такими ОАО информации о практике своего корпоративного управления и ее соответствия кодексу корпоративного поведения. С этой целью необходимо повысить степень обязательности раскрытия информации о практике своего корпоративного управления и ее соответствии рекомендациям кодекса корпоративного поведения. И, соответственно, предлагается нацелить проверки ФКЦБ именно на данный тип компаний с дальнейшем ужесточением санкции за нарушения, связанные с раскрытием информации.
Кроме того, крупные российские и иностранные институциональные инвесторы могли бы публично объявить, что принятие и соблюдение российскими компаниями рекомендаций кодекса корпоративного поведения рассматривается инвесторами в качестве обязательного условия для приобретения ценных бумаг этих компаний.
И, наконец, важным является регулярное обновление российского кодекса на основе исследования практики корпоративного управления и с учетом международного опыта.
Именно это позволит российским компаниям выйти на один уровень эффективности функционирования корпоративного управления с западными компаниями, что, в конечном счете, позитивно скажется на их развитии в целом.
Источники:
2. К вопросу о природе корпоративных конфликтов в российских компаниях / Козлов Р. // Управление компанией. – 2005. - №11 (54). – С. 18-24.
3. Говорим на языке инвесторов / Власова С., Дубовицкая Е. // Управление компанией. – 2006. - №07 (62). – С. 21-26.
4. Осиновский А.Д. Акционер против акционерного общества / А.Д. Осиновский - СПб. : Изд-во ДНК, 2003. - 350 с. - ISBN 5-901562-23-2.
5. И. Беликов, В. Вербицкий, В. Шаров, К. Гуляев: Тенденции развития корпоративного управления в российских компаниях, Сборник работ и статей Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль совета директоров [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://elitclub.ru/mpku/view/76. - Загл. с экрана.
6. Выступление Президента России В.В. Путина на сессии Всемирного экономического форума "Встречи в России – 2001" 30 октября 2001 года, Москва [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.mid.ru/bl.nsf/218603db65cac2d343256ac50038d63e/a0b67d2e205d0ec443256af6002c62a0?OpenDocument. - Загл. с экрана.
7. Интернет-конференция Председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Костикова Игоря Владимировича. Обзор публикаций СМИ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.garweb.ru/conf/fcsm/20030827/smi/msg.asp@id_msg231850.htm. – Загл. с экрана.
8. Мария Абраменко: Через тернии – к бирже. [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа : http://www.izvestia.kz/news.php?date=23-11-07&number=18. – Загл. с экрана.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:46:48