Бенчмаркинг в повышении эффективности образовательных проектов

Ниязова Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ниязова Г.А. Бенчмаркинг в повышении эффективности образовательных проектов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 160-163.

Аннотация:
Бенчмаркинг является тем инструментом, с помощью которого минимизируются затраты, связанные с повышением качества любых процессов. Это специфическая технология управления последними, основанная на использовании прогрессивных методов в любой сфере человеческой деятельности. Ныне во всем мире в теории и практике экономического развития все больше внимания уделяется инвестициям не в производственные фонды и прочие материальные условия производства, а в человека для гармонизации его личности, развития способностей и потребностей индивида.

Ключевые слова: образовательные услуги, образование, качество услуг, бенчмаркинг



Бенчмаркинг является тем инструментом, с помощью которого минимизируются затраты, связанные с повышением качества любых процессов. Это специфическая технология управления последними, основанная на использовании прогрессивных методов в любой сфере человеческой деятельности. Ныне во всем мире в теории и практике экономического развития все больше внимания уделяется инвестициям не в производственные фонды и прочие материальные условия производства, а в человека для гармонизации его личности, развития способностей и потребностей индивида.

Сегодня высшее профессиональное образование (как и среднее специальное) не имеет в нашей стране устойчивой связи с рынком труда. Известно, что больше половины выпускников не находят работу по специальности. В целом в РФ лишь 18% выпускников устраиваются на работу по специальности [2]. Массовый охват высшим образованием сопровождается снижением уровня преподавания и, соответственно, значительным снижением качества подготовки специалистов.

По сравнению с советским периодом количество вузов более чем утроилось, а число поступающих в них фактически сравнялось с количеством выпускников средних школ (сравните: 30% выпускников средней школы поступало в вузы в СССР, а в более суженном пространстве России ‑ более 90%).

Возникает вопрос: «Для кого (главный постулат экономической теории) «производится» эта «немереная» масса инженеров, экономистов, юристов и т.д. по устаревшим образовательным стандартам»? Огромная масса различных образовательных «корочек» – суть свидетельство утраты их ценности и ценности обладателей этих корочек.

О дефиците современных кадров как факторе, ограничивающем экономический рост, с тревогой говорят отечественные эксперты. Этот дефицит порожден, во-первых, несоответствием профессиональной подготовки кадров (структуры и масштабов) современным запросам экономики; во-вторых, качеством образовательной подготовки, уровень которой явно недостаточен для освоения профессиональных знаний, умений и навыков, адекватных требованиям информационной экономики. Отсутствие соответствующей фундаментальной общеобразовательной базы предопределяет неэффективность государственных вложений в образовательные программы.

По нашему глубокому убеждению, государство должно изменить отношение к высшей школе, которое по всем имеющимся признаком является фактором, констатирующим всеобщее высшее образование, но не имеющим институциональной природы. Речь не идет о каких-то особых государственных обязательствах в данной сфере (хотя и это очень важно, если учесть тот факт, что у нас на обучение одного студента из бюджета расходуется 500-600 долларов в год, а в ведущих университетах мира - 20-25 тыс. долларов в год), а о достижении максимальной эффективности инвестиций в образование.

Учиться можно и нужно всем, необходимо только знать образовательным госструктурам, когда (экономическая динамика), зачем (для кого) и сколько (количество выпускников и количество лет обучения).

Итак, учить нужно всех, но до порога, достаточного и необходимого для сохранения генофонда нации и повышения ее общей культуры. Но поскольку у каждого имеется свой интеллектуальный порог, то, стало быть, принцип «равенства возможностей», действовавший в СССР, должен быть отвергнут.

В этой связи небезынтересно напомнить о том, что правительство Великобритании отказалось от использования указанного принципа еще в 1979 году, введя взамен принцип элитарности и трактуя образование как «великое сито», позволяющее осуществлять интеллектуальный и социальный отбор. На вооружение был взят тезис о необходимости повышения качества образования, поскольку лишь определенная часть населения обладает необходимыми для обучения способностями. Френсис Бэкон давно заметил, что в выращивании «с помощью ученых занятий нуждаются врожденные дарования, которые подобны диким растениям». Правительство вынесло вердикт, что «больше означает хуже», а значит увеличение числа студентов наносит ущерб качеству подготовки.

Таким образом, адекватные времени английские образовательные стандарты и возросшие требования к качеству образования «отсекают» ту часть выпускников школ, интеллектуальный порог которых или способности для обучения явно недостаточны. Следовательно, инвестиции становятся избирательными, ориентированными главным образом на людей, обладающих природными креативными способностями и особым социальным качеством – обучаемостью. И это оправданно, поскольку из фантастического многообразия людей целесообразно отбирать «особые личности», сущность которых, по К. Марксу, «составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» [3].

В том же 1979 году американцы «подсмотрели» у англичан их «великое сито» и стали осуществлять ежегодный мониторинг (Общенациональное расширенное исследование молодежи США (NLSY)) с выборкой в 12500 респондентов в возрасте 14-22 лет. Главный зримый результат исследования - обилие (достаточность) информации о способности респондентов к обучению, измеряемой с помощью AFQT-теста, отчасти аналогичного тестам Г. Айзенка, Р. Кетеля и В. Мерлина. Идея англичан получила признание практически во всем мире, кроме России. У самих англичан только 60% выпускников средних школ способны обучаться в вузе, в Италии – 63%, в Польше – 59%, в Чехии – 37%, во Франции – 56%, в Израиле – 57%, в США – 63% [4].

Логическим продолжением реализации правила жесткого, но справедливого отбора абитуриентов в вузы должна стать не менее жесткая и справедливая аттестация обучающих (профессорско-преподавательского состава), практически «поголовно» остепененных, но не по критерию научно-педагогической зрелости, а по критерию объективно обусловленной необходимости поддержания их более или менее сносного уровня жизни (диссертации российских преподавателей было бы справедливо уподобить пространным заявлениям с просьбой об увеличении заработной платы).

В результате реализации рассмотренного здесь проекта возрастет вероятность достижения оптимального соотношения обучающихся и обучающих с одновременным повышением качества подготовки первых и улучшением материально-креативного благосостояния вторых.

В заключении следует особо подчеркнуть, что объективным императивом современной эпохи цивилизационного слома должен стать постоянно осуществляемый мониторинг эффективности образовательных проектов, в том числе и планетарно прогрессивных.


Источники:

1. Доклад о развитии человека 2006. Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов / пер. с англ. – М. : Весь мир, 2006.

2. «КП», 26.09.2006 г.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т.1.

4. Россия и страны мира. 2006. : статистический сборник. – М. : Госкомстат России, 2006.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:40:42