Особенности и направления использования рекреационного потенциала Северо-Запада РФ
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время Северо-Западный федеральный округ имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал. Благоприятные природно-ландшафтные условия, наличие крупнейших объектов культурного наследия и средства размещения при правильном использовании могут обеспечить быстрое развитие отрасли туризма.
Ключевые слова: туристический бизнес, Северо-Западный федеральный округ, экономика региона, рекреационный потенциал
В настоящее время Северо-Западный федеральный округ имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал. Благоприятные природно-ландшафтные условия, наличие крупнейших объектов культурного наследия и средства размещения при правильном использовании могут обеспечить быстрое развитие отрасли туризма.
Северо-Западный регион России занимает одно из лидирующих мест в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, для иностранца средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге составляет около 100 долларов США. Кроме того, порядка 100-150 долл. тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней – 58% посетителей города; 1-2 дня – 24%; неделя – 12%; две недели – 6%.
Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в город ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно [1].
Принятая в октябре 2005 года программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра официально признала туризм стратегическим сектором экономики города. В программу включен комплекс мероприятий, направленных на решение главной задачи – к 2010 году войти в пятерку крупнейших туристских центров Европы с ежегодным посещением не менее 5 миллионов человек.
В 2006 году количество иностранных туристов впервые за три последних года увеличилось на 10% и составило 2,18 миллионов человек (в 2005 году – 1,89 млн.). Этот показатель не учитывает иностранных гостей, прибывших в Санкт-Петербург из Москвы и других городов России. По итогам 2005 года наблюдалось сокращение зарубежных туристских потоков на 25% по отношению к 2004 году.
По данным пилотного статистического исследования 2006 года, половина посетителей Санкт-Петербурга приезжает с целью отдыха. Доли бизнесменов и прибывающих с частным визитом примерно равны и составляют по 25%.
Основные расходы посетителей пришлись на приобретение товаров (в среднем 19%) и питание (18%). Транспорт и проживание, которые могли бы занимать основное место в расходах, в среднем занимают лишь 13% и 12% соответственно. На достопримечательности и развлечения туристы тратили около 9%.
Практически все опрошенные посетители выразили желание посетить Санкт-Петербург в будущем, что свидетельствует о высокой итоговой удовлетворенности совершенным визитом. Общее впечатление от визита полностью компенсирует любые негативные эмоции [3].
По оценкам инициаторов программы «Белые дни», в течение нескольких прошедших сезонов происходит увеличение зимней загрузки отелей примерно на 10%. О растущем интересе к Санкт-Петербургу свидетельствует и тот факт, что «Нью-Йорк Таймс» включила его в перечень городов мира, которые газета рекомендовала посетить своим читателям в 2007 году.
Развитие въездного туризма в Санкт-Петербурге, его будущее стоит за комбинированными турами (Санкт-Петербург плюс один или несколько регионов СЗФО). Они позволяют использовать богатейшие культурно-исторические ресурсы города и природно-климатические ресурсы округа. Такая интеграция, безусловно, может способствовать развитию рекреационного туризма в регионах, в частности, за счет интенсификации прибытий иностранных туристов.
По данным совместного исследования Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии и экспертов Европейского союза, в 2006 году объем въездного туризма на Северо-Западе оценивается в 12,8 млн. человек, из которых иностранные туристы составляют около 44%.
По последним оценкам экспертов, рост въездного туризма в СЗФО за 2006 г. достиг 10%, при этом он в равной мере обеспечен ростом как внутренних, так и внешних туристических потоков.
Для прогнозирования динамики развития туристической индустрии Северо-Запада России необходимо учитывать процессы, происходящие в экономике основных целевых рынков. Одним из наиболее важных рынков, обеспечивающих значительную часть въездного туризма СЗФО из стран вне СНГ, является Европа, а именно страны Скандинавии, Великобритания, Франция, Германия и Италия.
Статистика не дает возможности точно оценить потребности в рекреационном туризме. Агентство социальной информации Санкт-Петербурга с августа 2005 г. по август 2006 г. провело исследование на тему «Туристы на Северо-Западе: зачем приезжают, что посещают, сколько тратят?», в котором приняли участие 3,5 тыс. туристов всех регионов Северо-Запада.
Из данных раздела «Основная цель визита» следует, что культурный и рекреационный туризм преобладает в Санкт-Петербурге, Карелии, Калининградской, Новгородской и Псковской областях (от 63% до 76%). Здесь доли мужчин и женщин сравнимы; многие туристы посещают несколько областей России за один визит; значительное число «новичков» на Северо-Западе; наиболее частый способ оплаты – турпакет; достопримечательности имеют большое значение.
В областях с «бизнес-специализацией», а это – Вологодская, Мурманская, Архангельская области (от 53% до 73%) отмечено преобладание мужчин; в ходе одного визита посещается чаще одна дестинация. Значительная часть платежей осуществляется компаниями; большая часть посетителей приезжает в область не в первый раз; достопримечательности не являются предметом первой важности [3].
В Северо-Западном регионе сконцентрировано достаточное число зон рекреационного туризма, но развиваются они пока в большей степени благодаря энтузиазму малого и среднего предпринимательства. Бизнес осознает рыночную привлекательность и перспективность данного направления в отличие властей округа, которые, как правило, не учитывают возможности получения и использования туристской ренты.
Туристская рента на сегодняшний день является недостаточно изученной категорией. Проблемы сущности туристской ренты, предпосылок ее образования и использования с целью оптимизации природопользования обсуждали еще в начале 1970-х гг. [2]. Однако по-настоящему актуальным данный вопрос стал в 1990-е годы, что связано с переходом к рыночным отношениям и разделением с частным сектором государственной монополии на средства производства.
Сегодня государство — монопольный собственник природных ресурсов, но производственный капитал принадлежит не только государству, но и частному сектору. В связи с этим экономика туризма снова обратилась к проблеме туристской ренты. При этом подчеркивается наибольшая важность туристской ренты как реального источника дополнительных поступлений в государственный бюджет, так как рекреационные ресурсы являются собственностью государства, а рента представляет собой превышение прибавочной стоимости над средней прибылью на капитал. Однако мало внимания уделяется возможности использования рентных платежей в качестве регулятора туристского использования природных ресурсов. Многоцелевой характер их использования позволяет существенно снизить предпринимательские риски за счет диверсификации бизнеса по различным видам туризма.
Источники:
2. Тарасенок А.И. Формирование туристской ренты (на примере национальных парков Беларуси). // Туризм: практика, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 11-13 апр., 2001 г. – Мн.: БГЭУ, 2001. – с.12-121.
3. Официальный сайт Российского союза туриндустрии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.rata.ru
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:40:59