Региональная реформа в условиях изменения экономической программы развития РФ

Екасов М.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Екасов М.Д. Региональная реформа в условиях изменения экономической программы развития РФ // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 38-41.

Аннотация:
В настоящее время в России реализуется углубленная экономическая реформа, основанная на рыночном механизме хозяйствования и концепции социально-экономического развития России на 2008-2012 гг. Однако объективно она не соответствуют современному государственно-территориальному устройству РФ, которое нуждается в региональных преобразованиях, адекватных принимаемой Концепции.

Ключевые слова: государственное управление, модернизация экономики, экономика региона



В настоящее время в России реализуется углубленная экономическая реформа, основанная на рыночном механизме хозяйствования и концепции социально-экономического развития России на 2008-2012 гг. Однако объективно она не соответствуют современному государственно-территориальному устройству РФ, которое нуждается в региональных преобразованиях, адекватных принимаемой Концепции.

Необходимо предусмотреть стратегические векторы государственного развития. Во-первых, это касается институциональной реформы, которая предусматривает значительное повышение эффективности управления государственных структур. Во-вторых, проблем инновационных технологий и обеспечения инвестиционных потоков для их запуска в производство. И, наконец, развитие инфраструктуры, как базовой составляющей для реализации программ социально-экономического развития регионов и страны в целом.

К сожалению, процесс реформирования, несмотря на некоторые «телодвижения» федеративных органов управления в направлении изменения территориальной организации экономики России, проходит спонтанно, без организующей роли государства. Более того, руководители государства считают целесообразным «не мешать регионам самостоятельно выбирать пути социально-экономического развития» [1].

Такая позиция в региональной политике федеральных органов управления не просто затрудняет реализацию программы развития страны, а серьезно сдерживает прогрессивные изменения в структуре и направлениях социально-экономического преобразования субъектов Российской Федерации.

Качественное развитие федеративных отношений в России в сторону реформирования регионов (субъектов Федерации) давно назрело. Главы субъектов Федерации, руководители федеральных органов управления, ученые и региональные практические работники предлагают различные варианты реформы.

Ученые Совета по изучению производительных сил России (СОПСа) предлагают при создании семи Федеральных округов наделить их органы управления функциями государственного регулирования. Они считают, что рыночные рычаги управления экономикой в этой организационной форме станут более активно содействовать ускоренному, комплексному и компетентному проведению экономической реформы, формированию новых, прогрессивных институциональных структур, в том числе межрегиональных и транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и союзов (а также и на основе совместной собственности регионов).

Весь мировой опыт показывает, что в государствах федеративного типа формирование и тем более реформирование внутренних структур происходит достаточно медленно. Этот процесс объективно ограничен рамками баланса интересов Федерации и ее регионов, а также собственно принципами или критериями федерализма, которые действуют и оказывают мощное влияние на политическую жизнь всех современных Федераций, особенно Федераций, интегрирующих в себя (как Россия) определенную компоненту национально-территориального обособления.

В настоящее время большинство экономистов, считающих необходимым осуществить региональную реформу, склоняются к мнению, что наиболее подходящей конфигурацией современных субъектов Федерации является губерния. Более того, по их мнению, губерния является наиболее удачной структурой, способной интегрировать позитивные факторы российских территорий.

Исторический опыт длительного существования губернского деления территории России говорит об известных его преимуществах. Это объяснялось тем, что социальные, национальные и экономические интересы губерний совпадали с территориальными границами, что позволяло органам территориального управления для своего времени четко осуществлять административно-полицейские, финансово-хозяйственные и судебные функции.

По нашему мнению, можно без ущерба для государственного устройства страны придать всем субъектам действительно равный конституционно-правовой статус и значительно сократить их количество. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является вариант государственного устройства состоящий из губерний. Таким образом, мы добьемся необходимой симметрии государственного устройства.

Чтобы решить данную проблему, необходимо активно проводить, так называемую «губернизацию» страны. Совет по изучению производительных сил России (СОПС) считает, что при преобразовании государственно-территориального устройства целесообразно создать 28 губерний. [2] «Практически не проводя детальной проверки обоснованности существующего областного деления (несмотря на его недостатки), учитывая, что оно действует десятки лет, вполне возможно пойти по пути группировки этих областей в более крупные образования. Однако при этом губернии должны совпадать с экономическими районами или их подрайонам (задача облегчается включением в экономические районы областных единиц руководствоваться, например, только финансовой обеспеченностью при всей ее важности). При подготовке проекта учитывалась целесообразность отнесения областей, краев, республик к тем или иным административно-экономическим районам на основе использования количественных методов районирования» [3]

Как нам представляется, федеральные органы власти должны занять четкую организационно-правовую позицию, определиться в путях и целесообразности реформирования регионального управления.

Первые шаги по укрупнению регионов уже сделаны: создан Пермский край из Коми-Пермяцкого АО и Пермской области. В настоящее время уже объединились Красноярский край, Таймырский АО и Эвенкийский АО, готовятся к объединению Иркутская область и Усть-Ордынский АО, Губернатор Кемеровской области аргументировал целесообразность объединения с Алтайским краем и Алтайской республикой. Различные предложения высказывают многие руководители субъектов Федерации. Необходимо разработать четкие принципы оптимизации объединений субъектов Федерации, а не просто пожелания отдельных руководителей. На наш взгляд, государственным органам управления необходимо привлечь широкий круг ученых для разработки концепции государственно-территориального деления страны. Это в настоящее время особенно важно в связи с новой концепцией социально-экономического развития страны на 2008-2020 гг. Ее реализация предполагает изменение в связи с этим региональной политики, смещения центра управления с Федеральных структур на центры макрорегиональных территориально-производственных объединений.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:10:56