Диверсификация хозяйствования как фактор динамичного развития предпринимательства

Алимусаев Г.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одной из значимых предпосылок повышения устойчивости предпринимательских структур является диверсификация их деятельности. Диверсификация (от лат. Diversificatio – изменение, разнообразие) – это включение в производственную и торговую программы продуктов (услуг), которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности фирмы.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, диверсификация, экономическая устойчивость



Одной из значимых предпосылок повышения устойчивости предпринимательских структур является диверсификация их деятельности. Диверсификация (от лат. Diversificatio – изменение, разнообразие) – это включение в производственную и торговую программы продуктов (услуг), которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности фирмы.

Во многих случаях в новых областях бизнеса имеет смысл применять опыт и связи, накопленные при работе со старыми продуктами. Желание диверсифицировать свою деятельность может быть вызвано такими мотивами, как необходимость вложения капитала, снижение рисков и издержек на выпускаемую продукцию, стремление более эффективно использовать каналы дистрибьюции, систему управления и т.д. Предлагая более широкий спектр услуг и товаров, фирма может повысить свою конкурентоспособность.

Можно выделить концентрическую (вертикальную), горизонтальную и конгломератную диверсификацию.

Для концентрической (вертикальной) диверсификации (concentrational diversification) характерно пополнение ассортимента товарами, похожими на изделия фирмы. Она предполагает наличие тесной технологической или маркетинговой связи между товарами основного производства и изделиями, вводимыми на вновь созданном (приобретенном) подразделении.

Для горизонтальной диверсификации (horizontal diversification) характерно пополнение товарами, не похожими на изделия предприятия, но интересными для существующей клиентуры. Она не связана технологически с производством новых товаров, но направлена на удовлетворение спроса тех же групп потребителей.

Вертикальная и горизонтальная диверсификация относятся к понятию «связанная диверсификация».

Для конгломератной (несвязанной) диверсификации (conglomerational diversification) характерно пополнение ассортимента изделиями, не имеющими отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам и рынкам. Она представляет собой внедрение компании в абсолютно новую для нее сферу деятельности и является достаточно рискованной стратегией. Данный вид диверсификации оправдан в случаях, когда отсутствует возможность усиления позиций на имеющихся рынках, когда есть опасение, что эти рынки или хотя бы один из них будут подвержены спаду в ближайшем будущем. Представляется правильным, когда этапы развития рынков и видов деятельности предприятия различны. Таким образом, спад в одной отрасли и, соответственно, в одном виде деятельности организации компенсируется стабильным положением на другом рынке. Вместе с тем, в случае общеэкономического спада компании со связанной диверсификацией чувствуют себя более стабильно.

Нужно отметить, что диверсификация имеет два пути развития: внутренний рост – проведение диверсификации работ существующей компании; внешний рост – диверсификация путем слияний и поглощений.

Практика показывает, что чем крупнее фирма, тем чаще она развивается за счет внешнего роста. Таким образом, диверсификация позволяет предпринимательским структурам снижать свои хозяйственные риски, проникая в другие сферы бизнеса, что в конечном итоге обеспечивает динамичное развитие фирмы.

Каждому хозяйствующему субъекту, в том числе и организациям лесной сферы, необходимо находить и мобилизовывать внутренние резервы своей финансовой устойчивости, оптимизировать систему межфирменного бизнес-партнерства. Рациональная диверсификация оказываемых услуг и направлений деятельности может существенно содействовать повышению устойчивости лесохозяйственных звеньев и их адаптации к рынку.

Например, в спецлесхозе (СЛХ) «Красногорский» в рамках диверсификации бизнеса и в целях повышения его финансовой устойчивости развивается прудовое хозяйство, используемое для коммерческого рыболовства. Внедрение высокорентабельной технологии переработки усыхающей древесины в удобрения позволяет одновременно решать две важнейшие для спецлесхоза задачи: очистку лесопарковой территории; получение дополнительных доходов, направляемых опять-таки на природоохранные цели.

В качестве диверсификационных источников укрепления экономической базы спецлесхозов также может рассматриваться:

‑ развитие коммерческого экскурсионного обслуживания по типу зарубежных (например, американских) лесопарковых зон, маршрутов здоровья;

‑ изготовление малых архитектурных форм и товаров народного потребления из вырубаемой в санитарных целях древесины;

‑ сбор чаги (в том числе, по зарубежным заказам);

‑ установка рекламных щитов на территории СЛХ;

‑ выделение на коммерческих условиях площадей для пейнтбола и другие разумные направления диверсификации хозяйствования.

Перспективным и экономически целесообразным, очевидно, может быть развитие бизнес-партнерства лесопарковых структур с хозяйствующими субъектами, обеспечивающими мобильную связь. Взаимный интерес, в частности, может представлять рациональное использование устанавливаемых на территории лесопарков вышек для сотовой связи с одновременным оборудованием их датчиками по предупреждению лесных пожаров (тепловыми датчиками).

С учетом рациональных отечественных и зарубежных подходов, в решении бизнес-задач могут быть предприняты достаточно разнообразные усилия по диверсификации хозяйствования для повышения устойчивости и качества работы различных организаций в транзитивной экономике.


Источники:

1. Предпринимательство: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - 12-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 20:25:49