Институциональные формы государственного регулирования экономики
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Реализация задач устойчивого развития России, в том числе, сохранения и упрочения тенденций стабильного экономического роста, требует расширения инструментов государственного регулирования экономики. Помимо традиционных мер такого регулирования сегодня необходимо более широко использовать не только государственные институты, но и так называемое «государственное предпринимательство». Некоторые из таких структур уже созданы и даже получили соответствующее наименование «институты развития».
Ключевые слова: национальная экономика, государственное предпринимательство, государственное регулирование, институты развития
Реализация задач устойчивого развития России, в том числе, сохранения и упрочения тенденций стабильного экономического роста, требует расширения инструментов государственного регулирования экономики. Помимо традиционных мер такого регулирования сегодня необходимо более широко использовать не только государственные институты, но и так называемое «государственное предпринимательство». Некоторые из таких структур уже созданы и даже получили соответствующее наименование ‑ «институты развития».
К числу создаваемых государственных институтов, в задачи которых входит участие в обеспечении устойчивого экономического роста, должны относиться, например, Национальный фонд инновационного развития, Российская ипотечная компания, Государственная корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Как круг, так и функции этих государственных институтов в принципе достаточны для решения многих задач активизации процессов развития национальной экономики. В то же время деятельность большинства институтов сегодня имеет существенные резервы для своего совершенствования.
Очевидно, что основным направлением улучшения является четкая направленность на выполнение приоритетных с точки зрения экономического роста задач. В настоящее время функционирование указанных организаций осуществляется скорее в режиме традиционной деятельности того или вида бизнеса, то есть рутинного кредитования или проектного финансирования, тогда как потребности экономики и цели создания этих структур предполагают реализацию стратегических, крупномасштабных проектов, которые способны стать локомотивом развития всего хозяйственного комплекса.
Институциональные изменения вытекают из комплексного подхода к осуществлению реформ. Не комплексный подход к ним, характерный, в частности, для России, привел к серьезному отставанию в развитии институциональных преобразований, излишне высоким издержкам реформирования. Безусловно, допущенные ошибки следует учитывать при формировании национальной концепции устойчивого развития.
В институциональной теории понятие «институт», заимствованное из социальных наук, эволюционировало от представления о нем как обычае, стереотипе поведения (Т. Веблен, Дж. Комманс, У. Митчелл) до характеристики его как сложноорганизованной системы правил, ограничений и форм принуждения к их исполнению (Д. Норт, О. Уильямс) [1]. В развитых странах в институциональную инфраструктуру экономики входят экономическое законодательство, государственные и общественные организации, контролирующие соблюдение законов и неформальных правил поведения.
К «институтам» относятся самые разнообразные категории и явления, предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию. Под институтами понимается совокупность «правил, связанных с ними механизмов реализации, и норм поведения, структурирующих и облегчающих взаимодействие между людьми» [2].
В России институционализм долгое время находился вне главного русла экономической теории. Экономические реформы 90-х гг. не учитывали сложившуюся в России систему институтов, значение институциональных изменений, сводя реформы в основном к обвальной либерализации, приватизации и ограничению денежной массы. Лишь в последние годы появились исследования по этим проблемам.
Как справедливо отметил Д.С. Львов институциональная теория – эффективный инструмент познания реальной экономики реформ. Стандартные подходы к реформированию, навязанные России в 90-х гг., упрощали задачи реформ и сводили их к либерализации (цен, внешней торговли и т.д.), приватизации и стабилизации через жесткое формальное планирование денежной массы. Роль государства как субъекта реформирования ограничивалась разработкой постоянно менявшихся правил приватизации и контролем динамики показателей денежной массы. В результате система национального имущества и доходов населения подверглись разрушительным изменениям.
Современная институциональная теория исследует проблемы экономики во взаимообусловленности с институциональными изменениями, т.е. организацией взаимоотношений между людьми, изменением «правил игры». Развитие и усложнение социально-экономических отношений означает, прежде всего, эволюцию формальных и неформальных институтов. Именно они определяют поведение хозяйствующих субъектов, действие законов спроса и предложения, функционирование рыночных механизмов, а, в конечном счете, - динамику экономического роста.
Как отметил О. Уильямсон, без институтов общество представляло бы собой множество не связанных друг с другом сегментов, групп, хозяйственных субъектов, индивидов. Именно социальные институты формируют социально-экономическую систему. Институты представляют собой внешние (рефлексивные) нормы, регулирующие совместную деятельность людей. Они разделяются на правовые (формализованные) и социально-культурные (неформальные) [3].
В настоящее время ключевой задачей государственной политики устойчивого роста экономики в России является трансформация и формирование эффективных институтов рыночной экономики, рассматриваемых как система, как комплекс институтов государства, хозяйства и общества, объединенных между собой прямыми и обратными связями, взаимодействующих и взаимозависимых.
В России – в отличие от институциональных реформ, проводимых в странах Запада – произошедшие структурные изменения не были следствием целенаправленной и в полном смысле слова обоснованной экономической политики, а явились результатом стихийного приспособления экономики к финансовым решениям правительства и ограничениям рыночного механизма в условиях кризиса. Отметим, что текущее регулирование в тех формах и теми методами, которые присущи современной практике российского правительства, по ряду параметров неадекватны существующему состоянию институциональной системы.
В целях формирования единого подхода к возможности обеспечения устойчивого роста экономики необходимо
‑ осуществить упорядочение работы рыночных механизмов;
‑ произвести согласование интересов в рамках государственного воздействия на экономические процессы, имеющего целью направить равнодействующую экономических сил на решение кратко- и долгосрочных задач экономического, социального и политического развития, которое в свою очередь должно осуществляться через систему институтов (государственных, общественных и рыночных).
К сожалению, созданные институты рыночной экономики являются в значительной степени декоративными, а иногда инициирующими ряд кризисных ситуаций: их функционирование и взаимодействие не затрагивают существенных процессов, происходящих в хозяйстве, не учитывают и не оказывают обратного влияния на реальные интересы субъектов экономики. В значительной степени данное явление объясняется тем, что в российскую экономику, находящуюся в процессе трансформации, приспособления к рыночным условиям хозяйства, были механически перенесены многие институциональные формы развитого рыночного хозяйства других стран.
Условия же для эффективной работы таких институтов в России пока не сложились, и сохраняется угроза возникновения кризиса, так как в России реально действуют институты стихийного рынка, основанного не на праве и общенациональных интересах, а на концентрации корыстных интересов отдельных субъектов и на силовых возможностях их реализации [4].
Итак, в сфере регулирования рыночной среды и создания институтов рынка необходима управляемость и переориентация экономических интересов на задачи долгосрочного развития. Именно этот аспект государственной политики устойчивого роста экономики, с учетом макроэкономических решений, следует рассматривать как основной и открывающий перспективы перехода от кризиса, спада и депрессии к экономическому подъему.
Таким образом, содержание политики устойчивого роста экономики в РФ, должно сводиться к решению двух стратегических задач:
1) необходимо обеспечить стабилизацию, макроэкономическое равновесие при сохранении производственного, технологического и интеллектуального потенциала России;
2) обеспечить рост в условиях динамического равновесия с увеличением производственного, технологического, интеллектуального и профессионального потенциала.
Предложенные меры в области формирования институтов, характерных для развитой рыночной экономики, позволят диверсифицировать источники и ресурсный потенциал устойчивого экономического роста и создать тем самым существенный резерв для стабильного развития России на долгосрочную перспективу.
Источники:
2. Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегии. -М., 2001. - с.9-24
3. Уильямсон О. Исследования стратегии фирм: возможности концепции механизмов управления и концепции компетенций. - Российский журнал менеджмента, 2003, т. 1, № 2.
4. Соколин Б. Кризисная экономика России. – М.: Дело, 2002.
Страница обновлена: 27.09.2024 в 00:14:43