Проблема формирования институтов предпринимательства в западной и российской историографии

Бессолицын А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Экономическая история, частью которой является история предпринимательства, изучает законы развития экономики и на основе исторического опыта может давать прогноз дальнейшего развития. Очевидно, что история предпринимательства – это наука о закономерностях его развития, а также о формах и методах предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, история предпринимательства, зарубежный опыт



Экономическая история, частью которой является история предпринимательства, изучает законы развития экономики и на основе исторического опыта может давать прогноз дальнейшего развития. Очевидно, что история предпринимательства – это наука о закономерностях его развития, а также о формах и методах предпринимательской деятельности.

Глубинные истоки предпринимательства связаны с ранними торговыми обменами, ремесленным производством, ростовщичеством, промыслами и т.п. Однако как научная и учебная дисциплина оно стало изучаться сравнительно недавно ‑ с конца 80-х гг. ХХ века. Тем не менее, эта важная составная часть экономической истории или истории бизнеса (в западной терминологии) в качестве особой сферы познания получила развитие еще в дореволюционной России.

В России после 1917 г. история предпринимательства (в связи с исчезновением самого понятия «предприниматель») как научная и учебная дисциплина практически исчезла. В этой связи можно вполне обоснованно говорить о том, что в советскую эпоху предпринимательство рассматривалось, прежде всего, как пропагандистская проблема, имевшая совершенно определенную идеологическую направленность, что определяло и методологические подходы к его исследованию.

Практически во всех исследованиях по данной тематике в Советский период Российской истории господствовало упрощенное понимание социальных процессов, как формы классовой борьбы трудящихся против угнетателей, а позднее пролетариата ‑ против буржуазии, без глубокого анализа взаимовлияния и взаимопереплетения других форм жизнедеятельности общества (экономических, политических, социокультурных и духовно-нравственных).

Процесс формирования рыночных отношений в России, начавшийся в конце ХХ в., оказал и продолжает оказывать огромное влияние на экономику, политику, социальные отношения, культуру, менталитет российского общества, что объективно повышает интерес исследователей к проблемам предпринимательства и предпринимательской практики в прошлом и настоящем.

Однако и сегодня, несмотря на то, что с момента начала рыночных реформ прошло уже более 15 лет, само понятие «предприниматель», как полезная для общества и государства фигура, которая создает новый продукт, дает рабочие места и платит налоги, в нашем государстве и обществе до сих пор не сложилось. И это несмотря на то, что предпринимательство относится к категории важнейших факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения любой страны, а для современной России может служить эффективным инструментом преодоления кризисных явлений в экономической, политической и духовной сферах.

Для того чтобы предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который позволил бы России стать равноправным субъектом мировых рыночных отношений, необходимо правильно понимать и адекватно оценивать его сущность.

Сложность изучения феномена предпринимательства заключается в том, что оно относится к числу понятий, чрезвычайно богатых по своему содержанию, и является предметом исследования целого ряда научных дисциплин.

С исторической точки зрения, первыми предпринимателями были собственники, они действовали на свои средства, рисковали своим имуществом. Поэтому, по мнению Г.К. Гинса, «понятие предпринимателя должно было соединяться с представлением о собственности, об имущественном вкладе предпринимателя в хозяйство» [1]. [1]

В литературе XVII в. предпринимателем называли купца, противопоставляя его финансисту. В XVIII в. (в связи с развитием в Европе индустриального хозяйства) предпринимателем считали работодателя. Это понимание привело к противопоставлению рабочих и работодателей.

Зарождение теории предпринимательства обычно связывают с именем французского ученого Ричарда Кантильона (ирландца по происхождению), который в начале XVIII в. ввел в оборот понятие «предприниматель» и выделил предпринимательство в качестве особой экономической функции.

Он считал, что расхождения между спросом и предложением на рынке дает возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары подешевле и продавать их подороже. Именно этих субъектов отношений он называл предпринимателями (entrepreneur).

По Кантильону, предприниматель – это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.п., но не рабочий и государственный чиновник с постоянным жалованием и не земельный собственник, получающий ренту. Риск – главная отличительная черта деятельности такого предпринимателя [2]. [2]

Другой классик теории предпринимательства французский экономист и предприниматель (владелец текстильной мануфактуры) Жан Батист Сэй (1767-1832 гг.) определял предпринимателя как лицо, которое берется за свой счет (или за счет заемных средств) и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт, годный для употребления. При этом предприниматель должен обладать таким набором нравственных качеств, которые нечасто соединяются в одном лице: «тут требуются здравый ум, постоянство, знание людей и понимание окружающих обстоятельств, умение верно оценить важность продукта, потребность, которую он должен удовлетворять, средства производства.

Часто тут потребуется еще привлечь к делу очень большое число людей, закупить самому или поручить закупить сырые материалы, собрать рабочих, привлечь потребителей, обнаружить стремление к порядку и бережливости – одним словом, обладать талантом управления. Кроме того, предприниматель должен верно сводить свои счеты и вычислять издержки производства сравнительно с ценностью, какую будет иметь его продукт в продаже. Во время самого производства придется преодолевать много препятствий, переживать много беспокойств, исправлять много неудач, изобретать новые приемы производства и пр.» [3]. [3]

Таким образом, важнейшими функциями предпринимателя с точки зрения Ж.-Б. Сэя являются:

а) соединение факторов производства (капитала и труда);

б) сбор информации и накопление необходимого опыта;

в) принятие решения и организация производственного процесса.

Здесь также особенно настойчиво выделяются такие качества, как творческий, экспериментальный, рискованный характер деятельности предпринимателя, ее отличие от рутинных повседневных операций по управлению производством.

Ж.-Б. Сэй вводит такой термин как «умелость», имея ввиду, что эффективно работают только те предприятия, которые ведутся умело. В этом смысле умелость ограничивает число людей, предлагающих свой труд в качестве предпринимателей. В то же время не все виды предпринимательской деятельности требуют одинакового уровня умелости, то есть одинаковых способностей и знаний.

Для фермера, занимающегося сельским хозяйством, нет надобности иметь познания, которые, безусловно, необходимы купцу, ведущему торговлю с отдаленными странами. Если фермер знаком с рутинными приемами возделывания каких-нибудь двух-трех видов сельскохозяйственных культур, дающих доход его ферме, то он может еще справиться с делом. Знания же, необходимые для того, чтобы вести торговлю с отдаленными странами, гораздо выше и сложнее. Тут требуется не только знать свойства товаров, которыми ведется торговля, но и уметь составить себе понятие о размере потребностей и об объеме сбыта в тех местах, где предлагается продать эти товары [4]. [4]

Продолжение следует


Источники:

1. Гинс Г.К. Предприниматель. - М. : «Посев», 1992. - С. 19.
2. Цитируется по: Старцев А.В., Гончаров Ю.М. История предпринимательства в Сибири (XVII – начало ХХ века). - Барнаул, 1999. - С. 4.
3. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. - М. : Дело, 2000. - С. 56-57
4. Там же. С. 57-58.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 22:52:01