Принципы и методы исследования состояния регионального рынка на транспорте с целью его регулирования
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Куанов А.А., Гукетлев Ю.Х., Борс Х.И. Принципы и методы исследования состояния регионального рынка на транспорте с целью его регулирования // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 106-110.
Аннотация:
Формирование рыночных основ хозяйствования в России, объективная интеграция экономик регионов в общегосударственное и мировое экономическое пространство определяют приоритеты развития регионального рынка транспортных услуг.
Ключевые слова: транспортные услуги, транспорт, экономика региона, рынок транспортных услуг
Формирование рыночных основ хозяйствования в России, объективная интеграция экономик регионов в общегосударственное и мировое экономическое пространство определяют приоритеты развития регионального рынка транспортных услуг.
Оценивая современное состояние региональных рынков транспортных услуг с точки зрения регулирования, необходимо разграничивать их деятельность во временном и пространственном аспектах.
Во временном аспекте можно выделить этапы формирования и функционирования стабильного развития.
На этапе формирования регионального рынка транспортного услуг основной целью регулирования является наиболее полное удовлетворение транспортных потребностей региона, которое достигается созданием равных и благоприятных условий для осуществления свободных перевозок в географических границах региона.
Достижение поставленной цели возможно при реализации следующих этапов:
‑ разработка региональной транспортной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики региона;
‑ формирование и развитие организационного механизма управления отраслью в регионе, обеспечивающего государственное регулирование транспортной деятельности;
‑ разработка системы регионального маркетинга и мониторинга как важного элемента процесса регулирования рынка;
‑ регулирование основных составляющих механизма саморегулирования: конкуренции, интеграции, диверсификации, глобализации;
‑ формирование единого информационного пространства региона и внедрение современных телекоммуникационных технологий;
‑ разработка целевых программ, направленных на повышение эффективности использования материально-технического, технологического, инновационного, информационного, кадрового потенциала участников рынка.
При этом в основу регулирования регионального рынка должны быть положены следующие принципы (см. также рис. 1):
‑ целеполагание – разработка единой согласованной экономической стратегии и политики;
‑ координация коллективных действий участников рынка для достижения целей намечаемой в рамках региональной транспортной стратегии и политики;
‑ распределение функций, прав и ответственности участников рынка.
Цель регулирования рынка на этапе функционирования и развития состоит в создании «цивилизованного рынка транспортных услуг». Его основными критериями являются высокое качество предоставляемых услуг, кооперация ресурсов и действий участников, сотрудничество, а не борьба между ними, высокая информативность и результативность. Логико-структурное строение системы регулирования рынка можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рис.1. Логическая схема регулирования рынка транспортных услуг
Формирование, функционирование и развитие рынка зависит от решения ряда проблем:
‑ укрепление материально-технической базы за счет инвестиций на ее модернизацию и развитие;
‑ обеспечение государственного регулирования, учитывающего влияние самоорганизации на состояние и поведение рынка;
‑ устранение несогласованности правовых и законодательных положений;
‑ снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду и здоровье человека;
‑ совершенствование системы обеспечения безопасности транспортной деятельности;
‑ создание условий для инновационной деятельности на транспорте и др.
Формирование как процесс вызвано перераспределением сил и возникновением новой системы или нового качества рынка как состояния.
Функционирование определяет непрерывность воспроизводства сложившейся системы отношений и описывается некоторой функцией, имеющей траекторию линейного характера.
Развитие рассматривается как процесс и как способность рынка улучшать и изменять свое состояние во времени и пространстве. Оно характеризуется цикличностью, колебаниями конъюнктуры, наличием необратимых процессов, пульсацией потенциала рынка и энтропии его условий, наличием переходных состояний, в области которых происходит трансформация организации в самоорганизацию и обратно [2, с. 15]. Развитие рынка представляется как колебательный процесс, описывающий некоторую траекторию движения нестационарной большой открытой самоорганизующейся системы.
Своеобразным индикатором результативности и устойчивости рынка, а также одним из инструментов его регулирования выступают системные ограничения входа-выхода на рынок.
Теоретические концепции формирования управляемого рыночного хозяйства определяют экономические барьеры входа-выхода, среди которых главенствующими выступают:
‑ цены на услуги;
‑ налоги;
‑ эффект масштаба и уровня капитальных затрат, необходимых для входа;
‑ абсолютное преимущество в издержках;
‑ дифференциация услуг на рынке;
‑ стратегия фирм, действующих на рынке с целью ограничения входа [2].
Уровень влияния барьеров входа-выхода на региональный рынок транспортных услуг меняется на различных этапах развития экономики и поэтому может проявляться по-разному [3]. В частности, в переходный период зафиксировано возникновение следующих специфических барьеров входа-выхода:
‑ административные, состоящие в запретах со стороны государственных и местных органов власти;
‑ криминальные, создающие угрозу добросовестной конкуренции;
‑ личностные, обусловленные связью бизнеса и власти;
‑ техногенные, проявляющиеся в виде неразвитости инфраструктуры рынка.
Для того чтобы имело место объективное отражение динамики рыночной конъюнктуры, состоящее в установлении и смене барьеров, необходимо функции управления барьерами сконцентрировать в руках органов государственной власти. При этих условиях данный инструмент позволяет государству осуществлять реальное управление, не нарушая рыночных принципов и достигая устойчивого экономического развития.
В результате можно сделать следующие выводы:
1. Цели и задачи регулирования регионального рынка транспортных услуг могут быть достигнуты на основе приоритетной роли органов государственного управления. Степень влияния государственного управления должно меняться в соответствии с рыночными императивами на разных этапах развития народного хозяйства. Чем менее развиты рыночные отношения, тем актуальнее вопросы государственного регулирования транспортного комплекса региона, которые требуют научно-обоснованных методов и инструментов рыночного регулирования.
2. Система регулирования должна иметь соответствующее логико-структурное строение, объединяющее государственные функции и принципы регулирования рынка в рамках государственной и региональной транспортной политики.
3. Систематизация барьеров входа-выхода на рынок оказывает влияние на его устойчивое развитие. При этом необходимо определение минимального набора барьеров, поддающихся государственному регулированию.
Источники:
2. Будрина Е.В. Рынок транспортных услуг // Экономика отрасли: Конспект лекций. — СПб. : СПбГИЭА, 1995. — 34 с.
3. Гончарук О.В. Управление транспортом: вопросы, теория и практика — СПб. : Наука, 1994. — 220 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:44:19