Развитие методов стратегического управления предприятиями стройиндустрии на основе бенчмаркинга
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Термин «бенчмаркинг», заимствованный из английского языка, появился в ряду экономических понятий сравнительно недавно и не имеет однозначного русского эквивалента. Значением «benchmark» является «нечто», обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон сравнения с другими предметами.
Ключевые слова: строительство, стратегический менеджмент, бенчмаркинг, строительная индустрия
Термин «бенчмаркинг», заимствованный из английского языка, появился в ряду экономических понятий сравнительно недавно и не имеет однозначного русского эквивалента. Значением «benchmark» является «нечто», обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон сравнения с другими предметами.
В современной трактовке бенчмаркинг – метод сравнительного анализа ключевых факторов успеха (параметров бизнеса) предприятия и его основных конкурентов.
Основная идея бенчмаркинга – переход от опоры на самосовершенствование к изучению «мировых лидеров» в данной области и усвоению «наилучших практик».
Дальнейшее развитие этого определения в теории управления привело к его новой интерпретации. Теперь «benchmark» рассматривается как процесс эталонного сопоставления, сравнения по ряду показателей эффективности управления одного объекта перед другим, выявления наилучшего опыта менеджмента с целью изучения, усовершенствования и применения положительного опыта и методов в практике другого предприятия.
В связи с этим нами разработан и предложен механизм формирования и использования идеологии бенчмаркинга на предприятиях по производству теплоизоляционных материалов. Суть алгоритма заключается в следующем. Вначале задаемся вариантами будущей стратегической направленности процесса сокращения выявленных разрывов в показателях эффективности фирмы-лидера и предприятия, использующего в качестве метода управления идеологию бенчмаркинга. Эта работа начинается с процедуры идентификации видов деятельности и формирования стратегического бизнес-портфеля предприятия по производству теплоизоляционных материалов.
Далее для каждого из сформированного в бизнес-портфеле направления по моделированию товарного ассортимента специалистами отдела маркетинга, развития и стратегического управления проводится работа по генерированию множества таких альтернатив, которые в последующем можно довести до жизнеспособных решений. Тем самым создается основа для работы по обоснованию и выбору наиболее привлекательных и конкурентоспособных стратегий на конкретных рыночных сегментах продаж теплоизоляционных материалов.
Суть предлагаемой нами методики заключается в следующем. С помощью определенных математических приемов исходное множество экспертно-определенных ключевых факторов успеха продаж теплоизоляционных материалов, так или иначе влияющих на решение клиента о покупке товара, «сжимается» до нескольких наиболее значимых и важных для потребителя ключевых характеристик.
Реализация процесса «сжатия» осуществляется» в три этапа.
Первым шагом предлагаемой методики является организация процесса выдвижения гипотезы о том, какие характеристики продукта, по мнению специалистов компании, являются наиболее значимыми и важными при принятии клиентом решения о покупке теплоизоляционной продукции. Из этих предложений формируются списки наиболее значимых и важных характеристик интересующей нас продукции.
При формировании такого списка учитываются мнения и перспективные видения возможных проблем всех специалистов компании, которые в том или ином виде контактируют с конечными потребителями теплоизоляционных материалов.
Методика предполагает экспертное определение первоначального списка альтернатив изучаемых характеристик. На практике такой подход может быть реализован методом мозгового штурма, когда исследователь собирает мнения специалистов, которые совместными усилиями решают задачу составления «Списка ключевых характеристик успеха».
Здесь важно понимать, что полученный список является общим представлением специалистов компании при ответе на вопрос «почему потребители покупают наш продукт или услугу?»
В практике работы предприятий по производству теплоизоляционных материалов зачастую подобные списки альтернатив являются основой для продвижения и разработки мероприятий по стимулированию сбыта. С нашей точки зрения, такой подход неверен, поскольку не основывается на мнениях конечного потребителя, а только на предположениях специалистов производителя. Именно поэтому автором предлагается решать задачу по выбору ключевых характеристик успеха пошагово и в соответствии с предлагаемой схемой.
Результатом первого шага является составление анкеты, в основе которой лежит «Список ключевых характеристик успеха».
Вторым шагом предлагаемой нами методики является проведение полевой части исследования, то есть проведение опроса и формирование выборки факторов успеха из целевого покупательского сегмента. Здесь необходимо четко следовать общепринятым алгоритмам анкетирования для получения репрезентативного массива информации, который и подлежит дальнейшей статистической обработке.
Третьим шагом является проведение факторного анализа полученного массива данных с целью нахождения результатов, пригодных для интерпретации и определения в окончательном варианте искомых характеристик успеха, влияющих на процесс принятия клиентом решения о покупке партии теплоизоляционных материалов.
В основу обработки полученного полевым способом массива информации мы предлагаем положить методы так называемого факторного анализа.
В современной статистике под факторным анализом понимается совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные обобщающие характеристики механизма развития изучаемых процессов и явлений.
Из числа методов, позволяющих обобщать значения элементарных признаков, по нашему мнению, метод главных компонент выделяется простой логической конструкцией. В то же время на его примере становятся понятными общая идея и целевые установки других многочисленных методов факторного анализа.
Алгоритм отличается некоторой трудоемкостью, поэтому в настоящее время все вычисления факторного анализа проводят с использованием прикладных статистических пакетов, где эта процедура полностью автоматизирована.
Именно пакеты общего назначения составляют большинство продаваемых на рынке статистических программ. К ним относятся системы Stadia и Statgraphics, а также пакеты SPSS, Systat, S-plus и другие.
Таким образом, после завершения предлагаемой методики в нашем распоряжении оказываются главные параметры продукта, наиболее значимо влияющие на процесс принятия решения о покупке. Эти характеристики мы можем использовать для решения задачи окончательного выбора ключевых характеристик конкретной продукции и разработки стратегии ее продвижению на выбранные рынки сбыта.
Апробация предложенной методики была проведена на ОАО «Минвата» и показала ее практическую пригодность для целей внедрения бенчмаркинга на других предприятиях стройиндустрии.
По результатам проведенной апробации можно говорить о том, что предложенная методика реализации бенчмаркинга на данной стадии внедрения может с успехом быть использована и тиражирована на другие предприятия России, не требует существенного увеличения финансирования на разработку и внедрение. В то же время, она может быть значимым инструментом повышения экономической устойчивости компании, учитывает потребности и желания конечного потребителя, способствует росту конкурентоспособности продукции предприятий стройиндустрии.
Страница обновлена: 27.09.2024 в 10:16:11