Стратегия налоговой оптимизации как компонент стратегического управления финансами предприятия

Лисовская И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В соответствии с законодательством РФ организации должны исчислять и уплачивать налоги, установленные Налоговым кодексом РФ. Несмотря на понимание и признание этой необходимости, для предприятия уплата налогов – это отток денежных средств и уменьшение величины чистой прибыли, что сокращает его дальнейшие возможности по реинвестированию и уменьшает величину потенциальных дивидендов.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, стратегическое управление, финансовый менеджмент, налоговая оптимизация



В соответствии с законодательством РФ организации должны исчислять и уплачивать налоги, установленные Налоговым кодексом РФ. Несмотря на понимание и признание этой необходимости, для предприятия уплата налогов – это отток денежных средств и уменьшение величины чистой прибыли, что сокращает его дальнейшие возможности по реинвестированию и уменьшает величину потенциальных дивидендов.

Обоснованная налоговая стратегия выступает инструментом, который помогает найти оптимальные варианты исполнения организацией обязанностей налогоплательщика, обеспечивающие уменьшение налоговых платежей в условиях соблюдения требований законодательства, а также позволяет гармонизировать взаимоотношения предприятия и государства.

На наш взгляд, налоговая стратегия должна рассматривается как один из компонентов финансовой стратегии организации. Такой подход определяется следующими причинами:

1. Главные цели налоговой стратегии, в качестве которых выступают оптимизация налоговых платежей и минимизация налоговых рисков, входят в систему целевых установок, поддерживающих достижение главных целей финансовой стратегии – обеспечение роста стоимости компании, что в свою очередь направлено на реализацию ее корпоративных стратегических целей.

2. Для предприятия уплата налогов – это рост затрат и отток денежных средств, что должно быть учтено при формировании стратегии управления денежными потоками фирмы.

3. Увеличение масштабов бизнеса, как правило, сопровождается ростом налоговых платежей. Решая задачу обеспечения финансовыми ресурсами, предприятие вынуждено параллельно решать другую задачу – поиск путей, позволяющих сократить отток денежных средств, в том числе и в бюджет. Это вызывает рост налоговых рисков, которые, являясь частью системы финансовых рисков, нуждаются в управлении в рамках единой финансовой стратегии.

4. Российские организации несут существенную налоговую нагрузку. Вместе с тем со стороны инвесторов и контрагентов все чаще выдвигаются требования по обеспечению прозрачности бизнеса. Поэтому в условиях обостряющейся конкурентной борьбы и наличия ограничений в возможности привлечения заемных финансовых ресурсов необходима эффективная и безопасная финансовая стратегия, охватывающая и сферу налоговых отношений.

5. На отечественных предприятиях обязанности по управлению налоговыми платежами выполняет подразделение, входящее в состав финансовой службы (или главный бухгалтер). Руководитель подразделения по управлению налогами, так же как и руководители других структурных единиц финансовой службы, подчиняется финансовому директору.

Анализ литературы показал, что представление налоговой стратегии как элемента финансовой стратегии поддерживается рядом специалистов.

Так, авторы «Налогового менеджмента» определяют: «Налоговая стратегия – составная часть финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективного варианта уплаты налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности» [1].

Аналогичную точку зрения высказывает Юткина Т.Ю., рассматривая корпоративный налоговый менеджмент как «неотъемлемую часть финансово-хозяйственной деятельности предприятия» [2]. Такая же позиция имеется у ряда зарубежных специалистов. Так, Стивен Берг, представляя систему задач финансовой службы, определяет налоговую стратегию как часть стратегического управления финансовой деятельностью компании [3].

На наш взгляд, сейчас можно выделить четыре основных типа налоговых стратегий, которые вне зависимости от факта формального провозглашения реализуются предприятиями:

‑ стратегия максимальной налоговой безопасности направлена на абсолютное исполнение требований налогового законодательства на основе абсолютного признания позиции налоговых органов по всем спорным вопросам. Позволяет минимизировать налоговые риски, но сопровождается максимальной налоговой нагрузкой, что не отвечает главной цели финансовой стратегии – увеличение рыночной стоимости путем максимизации чистой прибыли;

‑ стратегия уклонения от налогообложения выражается в сознательном нарушении налогового законодательства (искажении доходов и (или) расходов, манипулировании нормами гражданского права при квалификации сделок, неуплате налогов и пр.). В ее основе лежит использование методов, находящихся за границами правового поля, что не может быть приемлемым для организации, строящей стратегию развития;

‑ стратегия «смягчения» налоговых последствий предполагает отказ от заведомо неправомерных сделок и минимизацию сомнительных хозяйственных операций. Фактически она «балансирует» между стратегией уклонения от налогообложения и стратегией налоговой оптимизации. В сравнении с последней генерирует дополнительные налоговые риски и может быть достаточно опасной;

‑ стратегия налоговой оптимизации проявляется в уменьшении величины налоговых обязательств (или перенесении их исполнения на более поздние сроки), а также сокращении налоговых рисков посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика. Стратегия использует только правовые методы оптимизации налогообложения, поэтому позволяет управлять налоговыми платежами, обеспечивая при этом минимизацию налоговых рисков.

Следует отметить, что в ряде случаев «налоговая оптимизация» трактуется как синоним «уклонения от налогообложения», хотя эти понятия принципиально различны, в первую очередь, в отношении применения нелегитимных методов, которые исключаются при построении стратегии налоговой оптимизации. Понятие «налоговая оптимизация» нормативно не закреплено, что вызывает целый ряд проблем при его толковании.

Так, в работе Митюковой Э.С. отмечено, что «даже легальные методы оптимизации могут привести к получению необоснованной выгоды» [4]. Такой вывод сделан автором на основе анализа постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности налогоплательщиком налоговой выгоды» и арбитражной практики российских организации.

Стратегия налоговой оптимизации направлена на решение следующих задач:

‑ обеспечение устойчивого развития и укрепление финансовой безопасности предприятия в стратегическом периоде;

‑ получение дополнительных конкурентных преимуществ как результата снижения налоговой нагрузки и (или) ее смещения на более поздние периоды;

‑ формирование имиджа добросовестного налогоплательщика, использующего исключительно правовые методы управления налоговыми платежами и не подвергающего вложения собственников и инвесторов дополнительным налоговым рискам.

К числу практических решений по формированию стратегии налоговой оптимизации относятся:

‑ формирование налоговой учетной политики, позволяющей уменьшать величину налоговой базы по налогу на прибыль в текущем налоговом периоде и переносить нагрузку на последующие периоды;

‑ сокращение расходов непроизводственного характера, которые не могут быть признаны для целей исчисления налога на прибыль, и не позволяют возместить НДС из бюджета;

‑ обеспечение ведения раздельного учета по отдельным товарам и видам деятельности, облагаемым НДС по различным ставкам, что позволяет обоснованно применять различные ставки НДС;

‑ использование возможности применения специальных налоговых режимов с более мягкой налоговой нагрузкой;

‑ применение всех налоговых льгот и положений, снижающих налоговое бремя, от которых в ряде случаев предприятие отказывается по причинам субъективного характера;

‑ проведение экспертизы договоров организации с целью обеспечения их юридической чистоты и минимизации рисков;

‑ повышение квалификации персонала в области налогообложения.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

‑ налоговая стратегия является компонентом финансовой стратегии компании, направленным на поддержание стратегических целей и задач;

‑ стратегия налоговой оптимизации позволяет организации максимально эффективно использовать финансовые ресурсы, не нарушая норм налогового законодательства;

‑ в рамках реализации стратегии налоговой оптимизации предприятию необходимо разработать систему решений, учитывающих специфику его деятельности и позволяющих снизить налоговое бремя и налоговые риски.


Источники:

1. Налоговый менеджмент. / Под ред. А.Г.Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 440 с.

2. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 574 с.

3. Берг С. Настольная книга финансового директора. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 535 с.

4. Митюкова Э.С. Налоговое планирование. Анализ реальных схем. – М.: Эксмо, 2008. – 192 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:54:38