Налоговые инструменты регулирования экономического развития
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Налоговое управление заключается в создании условий для сосредоточения в органах государственной власти финансовых ресурсов. Они необходимы для решения проблем социально-экономического и научно-технического развития, стоящих перед экономикой страны.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, государственное регулирование, налоговые инструменты
Налоговое управление заключается в создании условий для сосредоточения в органах государственной власти финансовых ресурсов. Они необходимы для решения проблем социально-экономического и научно-технического развития, стоящих перед экономикой страны.
Одной из наиболее значимых задач налогового регулирования экономики является гармоничное сочетание того инструментария, который применяется в связи с установлением налоговых обязанностей. Традиционно в наиболее общем виде это относится к сочетанию в законодательстве и, соответственно, в экономической политике фискальной и регулирующей функций налогообложения.
Фискальная функция налогообложения
Многие специалисты рассматривают налоговую политику в основном в связи с фискальной функцией, выделяя ее в качестве приоритетной. То есть основной и наиболее важной ее целью является наполнение бюджета или обеспечение органов публичной власти необходимым финансированием, чтобы они могли осуществлять свои функции в полном объеме. При этом отмечается, что налогообложение выполняет регулирующую роль, как с помощью установления льгот, так и через более жесткий подход к взиманию налогов [1, 3, 4].В идеале налоговая политика предполагает такое сочетание интересов различных участников отношений, при котором происходило бы выравнивание их экономического положения. Именно поэтому представляется не совсем верным рассматривать налоговую обязанность исключительно с точки зрения наполнения бюджета. В этом смысле основной задачей финансовой политики является обеспечение гармоничного сочетания интересов различных сторон. В таком контексте фискальная цель может рассматриваться как одна из основных, но не единственная.
Анализ российской действительности на современном этапе позволяет сделать вывод о не всегда оправданном снижении регулирующих и стимулирующих механизмов. Так, для современной налоговой политики, регламентированной законодательством, характерен практически полный отказ от использования льгот. Более распространено применение института налоговых вычетов и освобождений.
Основным отличием здесь является то, что налоговые освобождения применяются, как правило, не к отдельным категориям плательщиков, а к объектам обложения. В Налоговом кодексе Российской Федерации лишь статья 218 выделяет определенные категории лиц, которые обладают правом на получение стандартных вычетов. В остальных статьях они предоставляются, в основном, в связи с возникновением объекта налогообложения.
Важный инструмент — налоговые льготы
В условиях формирования рыночных механизмов «господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль налогов резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной, благотворительной и т.п. Льготы есть, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения» [1].На наш взгляд, установление налоговых льгот является одним из основных инструментов выравнивания положения различных участников экономических отношений либо служит своего рода стимулом для развития приоритетных отраслей. При этом вопрос о целесообразности и эффективности льгот является, скорее, проблемой результативности действий органов власти.
Регулирующая функция налогообложения
Не всегда следует идти по пути пресечения различных налоговых полномочий посредством законодательства о налогах и сборах. Скорее всего, данная проблема может быть решена при условии модификации концептуальных подходов к изменению существующих и введению новых институтов. Они должны ограничивать неоправданный произвол со стороны органов управления, устанавливать механизмы их ответственности за принимаемые решения.Таким образом, одной из основных задач налоговой политики государства является создание на уровне федерального законодательства механизмов, предоставляющих органам власти субфедерального уровня четко определенную экономическую самостоятельность. По крайней мере, в части определения полномочий по автономному определению и финансированию приоритетных направлений своего развития, а также в части закрепления за ними полномочий по использованию регулирующих механизмов. Например, посредством предоставления налоговых льгот и освобождений по налогам и сборам, установленных законодательными актами соответствующего уровня и поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Причем такая самостоятельность, на наш взгляд, должна, прежде всего, соотноситься с полномочиями органов власти регионального уровня устанавливать оптимальное количество налогов и сборов (в сферах, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством к их полномочиям). Кроме того, во власти федерального законодательства находится установление необходимых ограничений, которые способствовали бы недопущению злоупотребления субъектами федерации своими налоговыми полномочиями, а также осуществлению ими надлежащего налогового администрирования.
При этом следует иметь в виду, что регулирующая функция налога проявляется не только при установлении льгот, вычетов или освобождений. Важное значение при осуществлении государственного регулирования налоговых отношений также имеет то, каким образом в законодательстве осуществляется соотношение облагаемого объекта, налоговой базы и ставки. Посредством их изменения государство также может оказывать определенное регулирующее воздействие.
Необходимость совершенствования института льгот
Таким образом, обеспечение гармоничного сочетания регулирующих и фискальных механизмов при проведении налоговой политики является важнейшим условием осуществления финансовых реформ. Вопрос об установлении налоговой обязанности всегда должен, помимо фискальных интересов, учитывать и необходимость использования различных средств и механизмов, обеспечивающих экономическое выравнивание различных участников налоговых отношений.Именно поэтому нуждается в дальнейшем совершенствовании институт льготы с целью ее более гибкого применения при установлении налоговых обязанностей.
Скорее всего, было бы более правильным, понимая под льготами средства, обеспечивающие снижение бремени налогоплательщиков, разделить их в Налоговом кодексе Российской Федерации по:
1) субъектному составу – на льготы, предоставляемые физическим лицам, и льготы, предоставляемые организациям;
2) целевому признаку – на льготы социального характера, направленные на выравнивание экономического положения одних налогоплательщиков по отношению к другим, и льготы экономического характера, направленные на поддержание определенных видов деятельности или развитие тех или иных отраслей, развитие инвестиционного климата и т.д.
При этом необходимо установить и определенные ограничения, связанные с тем, что налоговые льготы не должны иметь дискриминационного и индивидуального характера. Они должны применяться вне зависимости от организационно-правовой формы, национальности, формы собственности и других дискриминационных оснований.
Источники:
2. Виссарионов А., Еланчук О. Использование налогов в государственном регулировании экономики России: Вопросы методологии // Проблемы теории и практики управления. – 2000. ‑ № 5.
3. Карасев М.Н. Налоговая политика и регулирование налогообложения в России. – М.: Вершина, 2004.
4. Наумова И.Н. Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс. ч. 2. // Бухгалтерский учет. – 2000. ‑ № 18.
5. Пермяков А.В. О концепции налоговой реформы // Экономическая политика России – XXI век. – 2008. ‑ № 4 (8).
Страница обновлена: 13.11.2024 в 16:33:59