Организационный механизм развития бизнес-процессов на предприятиях пищевой промышленности

Смирнова Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (120), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Смирнова Н.В. Организационный механизм развития бизнес-процессов на предприятиях пищевой промышленности // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 112-114.

Аннотация:
В последние годы в обществе России происходят многообразные преобразования. Не находится в стороне от них и пищевая промышленность. Вследствие высокой динамики и изменчивости внешней среды развиваются и методы управления промышленным предприятием, в том числе его бизнес-процессами.

Ключевые слова: пищевая промышленность, управление предприятием, развитие бизнес-процессов



В последние годы в обществе России происходят многообразные преобразования. Не находится в стороне от них и пищевая промышленность. Вследствие высокой динамики и изменчивости внешней среды развиваются и методы управления промышленным предприятием, в том числе его бизнес - процессами.

Рост потребления и развитие пищевой отрасли

Политическая стабилизация и экономическое улучшение в России после финансового кризиса в 1998 г. привели к росту потребительского доверия и к увеличению спроса на товары отечественных производителей. Расходы потребителей на душу населения в среднем увеличились на 25 % за 1999 – 2004 гг. (4).

Анализ потребления продуктов пищевой промышленности показал, что, возможно, в ближайшем будущем совокупные продажи на российском продовольственном рынке составят около 1 млрд. долл. в день. Следует ожидать, что наметившиеся тенденции развития сохранятся и в дальнейшем, поэтому необходима национальная стратегия экономического роста и повышения конкурентоспособности пищевой отрасли в России (1, 3).

Развитие производства пищевых продуктов в 2008 г. прогнозируется с учетом ситуации в сельскохозяйственном производстве, состояния материально-технической базы, платежеспособности населения, а также последствий принятых мер по регулированию импорта определенных видов продовольствия. По прогнозам, рост объемов производства пищевой промышленности в 2008 г. составит 117, 8 – 118 %. В основу перспективных изменений отраслевой структуры могут быть положены оценка развития сырьевой базы, интегральная оценка производственного потенциала имеющихся предприятий агропродуктового сектора и уровень самообеспечения населения (3).

На предприятиях пищевой промышленности производство отдельных продуктов стабильно растет. Предпосылкой этому послужили увеличение ВВП и рост доходов населения. Эксперты полагают, что российский рынок по объему занимает третье место в Европе, и при сохранении текущих темпов развития общий доход от продажи продуктов питания к 2010-2012 гг. будет составлять от 300 до 400 млрд долл.

Организационная модель развития бизнес-процессов

Рост производства в пищевой отрасли стимулирует развитие новых походов к управлению промышленным предприятием. При этом используются инструменты «нового поколения», обеспечивающие взаимосвязь экономических и неэкономических показателей. Появление новых подходов к управлению увеличивает для предприятий спектр моделей организационного механизма управления, среди которых можно выбрать то, что наиболее полно соответствует особенностям предприятия. В таком случае модель управления применяется ко всему предприятию в целом, в том числе к производственно-технологическим процессам и системе управления.

Современные тенденции развития бизнес-процессов промышленного предприятия получили свое отражение в таких моделях управления как модель М. Болдриджа, модель «6 сигм», модель Т. Конти и модель Г. Канжи и других (2). Сравнительный анализ моделей организационного механизма управления промышленным предприятием показывает, что при разработке организационной модели развития бизнес-процессов следует руководствоваться такими критериями, как эффективность процессов, оптимальное применение ресурсов, ориентация на потребности клиентов, мотивирующее воздействие на сотрудников и т.д.

Критерии и приоритеты

Для успешной деятельности предприятия пищевой промышленности необходима разработка организационного механизма, который требует не только выбора подходящих критериев, но и установления их приоритетности.

В случае моделирования организационного механизма развития бизнес-процессов предприятия пищевой промышленности необходимы:

- минимизация организационных интерфейсов (т. е. минимизация числа участвующих в выполнении процесса организационных единиц);

- формирование единых целей и критериев успеха;

- формирование сфер ответственности в рамках процессов.

Приоритетными направлениями развития бизнес-процессов в пищевой промышленности являются:

- повышение наукоемкости пищевых производств на основе разработки новых прогрессивных технологий и видов техники, а также ресурсосберегающих технологий;

- развитие организационных механизмов контроля качества и безопасности выпускаемой продукции;

- расширение ассортимента и увеличение объемов производства продукции, предназ­наченной для лечебно-профилактического и диетического питания людей;

- внедрение организационных механизмов для новых производств по выработке функциональных и диетических продуктов;

- рост качества, безопасности и кон­курентоспособности отечественной пищевой продукции в целях продвижения ее на мировые рынки;

- разработка механизмов, направленных на переработку побочных продуктов производства;

- создание производств по переработке отходов и выработке компонентов для комбикормовой промышленности;

- строительство очистных сооружений и установок, предназначенных для недопущения загрязнения окружающей среды;

- улучшение условий труда работников и повышение уровня культуры производства на предприятиях.

Важные характеристики

В качестве исходных принципов организационного механизма развития бизнес – процессов на предприятиях пищевой промышленности принимаются следующие:

- промышленное предприятие является сложной динамической системой, подверженной воздействию множества факторов;

- комплексный механизм бизнес-процесса рассматривается как порядок по преобразованию входных характеристик в выходные;

- ресурсы бизнес-процесса представляют собой информационные и материальные ресурсы, которые владелец распределяет в ходе планирования бизнес - процесса и учитывает при расчете эффективности.

- качество и эффективность деятельности предприятия пищевой промышленности характеризуется совокупностью показателей управленческих и производственно - технологических бизнес-процессов, определяющих потенциальные возможности предприятия по удовлетворению потребности населения выпускаемой продукцией.

Анализ подходов к разработке организационных моделей позволяет сделать вывод о том, что в конкретный момент времени можно получить определенную организационную структуру, уточняемую по мере расширения знаний о бизнес–процессах предприятия.


Источники:

1. Итоги работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России за январь – декабрь 2006 г. // Пищевая промышленность. - 2007. - № 3. - С. 20-21.

2. Корольков В.Ф., Брагин В.В. Процессы управления организацией. - Ярославль. : Ред. Из – центр Яртелекома, 2001. – 416 С.

3. МЭРТ: Прогноз развития пищевой промышленности и сельского хозяйства // http// www.webagro.net/news.php?id=11467

4. Российский рынок пищевой продукции Потенциальные возможности и трудности изменения структуры российского рынка // Пищевая промышленность. -2006. - № 2. - С. 34-36.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:03:21