Эффективное управление экономикой – необходимое условие успешного социально-экономического развития региона

Марковская Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (120), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Марковская Е.А. Эффективное управление экономикой – необходимое условие успешного социально-экономического развития региона // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 63-68.

Аннотация:
В составе факторов, характеризующих динамику социально-экономического развития региона, главную роль играет государственное управление. От его эффективности зависит уровень использования экономического и социального потенциала территории. Отсутствие методики оценки эффективности государственного управления не позволяет адекватно воспринимать результаты деятельности органов власти и определять наиболее слабые места в системе управления экономикой, чтобы провести мероприятия по их устранению.

Ключевые слова: государственное управление, экономика региона, социально-экономическое развитие региона



В составе факторов, характеризующих динамику социально-экономического развития региона, главную роль играет государственное управление. От его эффективности зависит уровень использования экономического и социального потенциала территории. Отсутствие методики оценки эффективности государственного управления не позволяет адекватно воспринимать результаты деятельности органов власти и определять наиболее слабые места в системе управления экономикой, чтобы провести мероприятия по их устранению.

В составе факторов, влияющих на состояние и динамику развития социально-экономической системы региона, главную роль играет государственное управление. От уровня его эффективности зависит уровень использования экономического и социального потенциала территории.

Региональные органы власти должны обеспечивать эффективное развитие экономики региона, направленность на структурные и институциональные преобразования, обеспечивающие повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, перед органами управления стоит задача разработки и осуществления программ социально-экономического развития региона, определения источников финансирования программных мероприятий, в том числе привлечения частных инвестиций.

Целевые программы по развитию региона

В условиях формирования рыночной экономики важным элементом и формой осуществления региональной экономической политики стали федеральные и региональные программы экономического и социального развития, позволяющие сосредоточить усилия для комплексного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики региона.

Согласно программе социального и экономического развития Республики Марий Эл на период до 2011 года на состояние социально-экономического положения Республики Марий Эл и увеличение предпринимательской активности влияют следующие факторы:

1) эффективное использование средств консолидированного бюджета Республики Марий Эл;

2) привлечение и рациональное использование средств федерального бюджета по федеральным целевым программам;

3) активная деятельность по оздоровлению инвестиционного климата в Республике Марий Эл с целью вовлечения в инвестиционные процессы как заемных, так и собственных средств предприятий.

В 2007 году в Республике Марий Эл действовало 39 республиканских целевых программ, с общим объемом финансирования 1641,2 млн. рублей, направленных на реализацию важнейших социальных программ.

Также Республика Марий Эл активно сотрудничает и с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций на строительство объектов социальной сферы, жилья, инженерной инфраструктуры, приобретение медицинского оборудования. За последние годы в республике значительно выросли объемы средств, выделенных по федеральным целевым программам. Всего за 2001-2005 гг. на развитие экономики и социальной сферы привлечено более 4,8 млрд. рублей средств федерального бюджета. В 2006 году республика принимала участие уже в 14 федеральных целевых программах, с объемом финансирования около 1 млрд. рублей. Всего за семь с половиной лет привлечено более 7,8 млрд. рублей средств федерального бюджета.

Система индикативного управления

Такое обилие действующих программ требует, чтобы в основе каждой из них лежала единая концепция социально-экономического развития, органически связанная с общегосударственными подходами, осуществлялись партнерство и созидательная инициатива всех ступеней регионального управления с четким разделением труда и взаимодействием между ступенями.

В целях упорядочения разработки и реализации целевых программ, повышения эффективности использования бюджетных средств, органами исполнительной власти Республики Марий Эл разработан типовой макет, порядок утверждения и реализации республиканских целевых программ, проводится мониторинг реализации программных мероприятий. При разработке республиканских программ социально-экономического развития государственные заказчики в первую очередь ориентируются на получение высокого социального эффекта, и только после определения его уровня рассматривают бюджетную эффективность от реализации программных мероприятий. На современном этапе развития Республики Марий Эл как крупного центра экологического туризма проводится и процедура проверки программных мероприятий на их соответствие экологическим нормам.

В рамках проведения административной реформы в Российской Федерации в организации деятельности региональных органов государственной власти наблюдаются важные изменения: совершенствуется структура управления, внедряется система среднесрочного и долгосрочного прогнозирования как метод управления, повышается уровень профессионализма государственных служащих. В результате, вышеуказанные и другие перемены должны отразиться на итогах государственного управления.

Для совершенствования деятельности органов государственного управления Республики Марий Эл Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл разработана система индикативного управления экономическими процессами в экономике. С момента ее введения республика перешла на управление по результатам, которые должны соответствовать основным направлением Концепции административной реформы в Российской Федерации.

Благодаря реализации указанных мер, Республика Марий Эл в последние годы по ряду макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое развитие территорий, занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе, а по некоторым позициям – и в Российской Федерации.

Для измерения уровня эффективности управления экономикой региона необходима разработка теоретических и методических основ оценки деятельности региональных органов исполнительной власти. Отсутствие универсальной методики оценки эффективности государственного управления социально-экономической системой не позволяет адекватно оценить результаты деятельности региональных органов власти с точки зрения их влияния на эффективность социально-экономического развития региона, определять наиболее слабые места в системе управления и проводить необходимые мероприятия по их устранению.

В настоящее время отсутствуют возможности проведения сравнительного анализа итогов работы государственных органов субъектов Российской Федерации, с целью выявления положительного опыта и его последующего применения в других регионах страны.

Показатели лидерства среди регионов

Для совершенствования государственного регулирования регионального развития все большее значение приобретают не административные решения, а экономические регуляторы, носящие в основном не льготный, а экономически стимулирующий характер.

Одним из таких стимулов для повышения эффективности государственного управления согласно Указу Президента РФ может стать получение гранта для содействия достижению наилучших показателей для оценки эффективности деятельности органов государственной власти. Для определения степени государственного воздействия на развитие экономики региона Комиссией при Президенте РФ разработано 77 показателей, которые характеризуют социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации за отчетный период и их прогнозируемых значениях на следующие три года. Анализ этих показателей позволит оценить эффективность использования бюджетных средств, динамику изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровень социально-экономического развития региона, степень внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям регионального управления.

Данные показатели должны отражаться в докладе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президенту РФ, ежегодно представляемом до 1 мая года, следующего за отчетным. Кроме этого, доклад должен содержать обоснование значений достигнутых показателей, краткую характеристику мер, с помощью которых удалось добиться улучшения, а также пояснения по данным с негативной тенденцией развития. По результатам представленных докладов и будут выявляться победители – наиболее интенсивно развивающиеся субъекты Российской Федерации.

Таким образом, первым шагом при разработке методики оценки эффективности управления социально-экономической системой региона является определение целевых показателей, которые позволят объективно и точно оценить деятельность государственных органов в повышении эффективности функционирования территориальной экономической системы. В настоящее время еще не разработаны концептуальные и методические основы определения эффективности государственного управления экономикой региона. Решение данной проблемы предполагает создание теоретических представлений, объективно определяющих характер управленческого влияния органов власти и состав наиболее важных направлений деятельности органов государственного управления.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

2. Программа экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2002-2005 годы и на период до 2011 года.

3. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 № 214.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:03:47