Партнерство государственного и частного капитала в Советской России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-1 (120), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Макаров И.Н. Партнерство государственного и частного капитала в Советской России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 46-50.
Аннотация:
Совместные проекты государства и частного капитала, получающие в последнее время все большее распространение, зачастую преподносятся как совершенно новое для России явление. Между тем наша страна в период НЭПа накопила значительный опыт подобного сотрудничества. Его анализ крайне необходим для того, чтобы избежать ошибок, уже имевших место в истории, и реализовать лучшие наработки, полученные в то время.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, НЭП, международная концессия
Совместные проекты государства и частного капитала, получающие в последнее время все большее распространение, зачастую преподносятся как совершенно новое для России явление. Между тем наша страна в период НЭПа накопила значительный опыт подобного сотрудничества. Его анализ крайне необходим для того, чтобы избежать ошибок, уже имевших место в истории и реализовать лучшие наработки, полученные в то время.
Спецификой концессионной деятельности Советской России периода НЭПа является то, что экономико-правовые условия и политика государства были определены стоявшей тогда задачей создания тяжелой промышленности и кардинальной модернизации всех отраслей.
"Восстановление русского производства в собственных интересах иностранного капитала"
Объекты, которые предстояло передать в концессию, а также ресурсная база, определялись советским правительством исходя из критериев технического состояния предприятий. При этом их количество увеличивалось с ростом нехватки финансовых ресурсов государства, необходимых для восстановления и развития народного хозяйства.
Характерной чертой концессий, практикуемых в период НЭПа, являлось привлечение в качестве частной стороны исключительно представителей иностранного капитала. Подобная практика приобрела распространение с 1922 г., когда началось соперничество зарубежных компаний в деле «восстановления русского производства в собственных интересах иностранного капитала» [1].
Анализ концессионной практики НЭПа показывает, что чаще всего концессии предоставлялись в сфере разработки природных ресурсов. Наиболее известные примеры:
‑ асбестовая концессия «Аламерико» на Урале (договор был заключен в 1921 г.);
‑ «Кузбасс-Аик», занимавшаяся разработкой угольных месторождений Кузнецкого бассейна (заключение договора также состоялось в 1921 г., функционирование предприятий концессии показало их превосходство над государственными по всем параметрам);
‑ концессия Г. Синклера, не состоявшаяся по причине японской оккупации (предварительный договор на разработку нефтегазовых месторождений на острове Сахалинбыл подписан в 1922 г.) [2];
‑ «Большое Северное телеграфное общество» ‑ в качестве частной стороны выступали датские предприниматели (годы функционирования 1921-1946);
‑ «Индоевропейское телеграфное общество» («Индо») было образовано частным капиталом совместно с английским в 1922 г.;
‑ «Дерулюфт» (1921 г. немецкой стороне было предоставлено право эксплуатировать воздушные линии), «Дерутра» (1921 г., эксплуатация морских путей, происхождение частного капитала также немецкое);
‑ «Юнкерс-Укрвоздухпуть» (Германия), «Океанское бюро путешествий» (Великобритания), «Русско-Канадско-Американское пассажирское агентство» (1922 г. и позднее).
В отмеченных сферах концессии заключались, как правило, на срок 20-36 лет и предусматривали привлечение иностранных финансовых ресурсов, технологий, оборудования, специалистов. При этом в большинстве случаев эффективность функционирования была выше государственных предприятий, действующих в аналогичных условиях.
Сельскохозяйственная концессия Круппа
Отдельный интерес для изучения представляет концессия в сфере сельскохозяйственного производства (концессия Круппа), заключенная в 1922 г. Согласно первоначальным условиям, ее продолжительность должна была составить 36 лет, а объем привлеченного капитала 40 тыс. фунтов стерлингов.
Концессионеры были обязаны организовать работу зернового хозяйства, создать и оборудовать мастерские и соорудить производственные помещения. Им разрешалось привлечение из иностранных граждан в количестве не более 75% от общей численности служащих и не более 50% рабочих. По завершении срока концессии необходимо было безвозмездно передать в собственность государству все имущество, за исключением животных, 85% стоимости которых государство должно было компенсировать [3].
Первоначальный договор был пересмотрен в 1927 г. вследствие природных условий (почвенные характеристики на части площадей, переданных в концессию оказались непригодными для ведения зернового хозяйства).
Анализ результатов работы данной концессии показал ее высокую эффективность, достигнутую посредством введения новых технологий организации труда и внедрения новой техники. В качестве основных недостатков были признаны исключительно иностранный (немецкий) состав администрации и, как следствие, недостаточный учет местных условий ведения хозяйственной деятельности [3].
Лесохозяйственные концессии
Сотрудничество государственных структур с иностранным капиталом в период НЭПа в сфере лесного хозяйства имело несколько отличий от иных отраслей [3, 4, 5]:
1. В данной сфере была широко распространена такая форма ГЧП [1] как совместное предприятие (СП). В проектах, наряду с иностранным частным капиталом, в равной доле или с некоторым, как правило небольшим, перевесом участвовал государственный капитал в лице государственного треста «Северолес».
2. Главным источником капиталов СП являлись денежные средства, полученные посредством реализации национализированных лесных запасов.
3. С целью ведения беспрепятственной хозяйственной деятельности образованных обществ за пределами СССР и придания им статуса полноценного юридического лица были проведены переговоры с бывшими собственниками лесных угодий.
4. Основой для привлечения частных капиталов в отрасль послужили предложения, разработанные еще в дореволюционный период, что существенно упростило организацию СП.
Совершенствование форм партнерства
Из 163 договоров ГЧП, заключенных в период с 1919 г. до 1 ноября 1927 г., действие 50 было прекращено. Из 113 оставшихся 24 предполагали участие иностранного капитала в форме АО, действующих за пределами СССР или функционирующих в стране и представлявших собой «изъятие из действующих законов (Добролет, Хладэкспорт, Электросельстрой)», а также финансирование частным капиталом экспортных операций [5, c. 53].
Таблица 1. Распределение по сферам экономики форм государственно-частных партнерств, действующих на 1 ноября 1927 года [5, c. 54].
№ п/п
|
Сфера деятельности
|
Форма партнерства
|
Всего
| ||
Классические концессии
|
Совместные предприятия
|
Техническая помощь
| |||
1
|
Торговля
|
3
|
6
|
–
|
9
|
2
|
Лесное хозяйство
|
1
|
5
|
–
|
6
|
3
|
Сельское хозяйство
|
4
|
1
|
–
|
5
|
4
|
Промыслы
|
3
|
–
|
–
|
3
|
5
|
Горная промышленность
|
17
|
–
|
2
|
19
|
6
|
Обрабатывающая промышленность
|
23
|
2
|
21
|
46
|
7
|
Транспорт и связь
|
2
|
1
|
–
|
3
|
8
|
Строительство
|
–
|
1
|
–
|
1
|
9
|
Итого
|
53
|
16
|
23
|
92
|
В табл. 1 приведено распределение договоров ГЧП по сферам деятельности. Из нее видно, что в обрабатывающей промышленности, наряду с классическими концессиями, практически столь же распространенными оказались договора технической помощи. Они предусматривали предоставление в распоряжение СССР на возмездной основе патентов, технических и технологических секретов, новшеств, а также обучение персонала самым на тот период современным способам производства.
Механизмы взаимодействия власти и частного капитала
Эволюция организационной структуры механизма, обеспечивающего взаимодействие власти и частного капитала в период НЭПа, представляет собой результат влияния государственной политики. Она была направлена на административное регулирование всех сфер хозяйственной деятельности, с одной стороны, и необходимостью обеспечения гибкости для взаимодействия с частным капиталом – с другой.
Первоначально специальный орган, занимающийся делами концессий, был создан при Госплане в 1921 г. В 1923 г. при Совнаркоме был образован Главный концессионный комитет. Вместе с тем вопросами смешанных обществ занимались другие структуры [5]. На наш взгляд, подобная организация работы представляется неоптимальной, и обусловленной в большей степени политическими, чем экономическими причинами.
Анализ концессионного опыта СССР периода НЭПа показывает, что данная форма хозяйствования была весьма эффективной в ряде отраслей. Это, в частности, АПК [2], горная и обрабатывающая индустрии и пр. В лесном хозяйстве весьма продуктивной оказалась такая форма партнерства как совместное предприятие.
Опыт Советской России показал, что оптимальной является структура механизма, предполагающая создание специальных органов по вопросам ГЧП по отраслям, в компетенции которых находятся все формы партнерства.
Источники:
2. Фурсенко А.А. Династия Рокфеллеров. – Л. : Наука, 1970. – 488 с.
3. Дергачева Н.П. Концессии. – М. : Прибой, 1925. – 138 с.
4. Гаевский П.М. Лесные концессии и колонизация на Севере // Известия. – 1923. - 30 марта.
5. Бутковский В.П. Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР. – М.-Л. : Государственное издательство, 1928. – 123 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:03:49