Финансовая стратегия компании: необходимость формирования, основные компоненты и принципы построения
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-1 (120), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Лисовская И.А., Рыжкова С.А. Финансовая стратегия компании: необходимость формирования, основные компоненты и принципы построения // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 130-134.
Аннотация:
В настоящее время разработка финансовой стратегии является не фантазией или особенностью отдельных «продвинутых» компаний, а необходимостью для всех участников бизнеса, которые видят свою задачу в поступательном развитии и сохранении устойчивого положения на рынке. Одной из важнейших причин потребности в построении и реализации эффективной финансовой стратегии является признание растущего влияния внешних и внутренних факторов на результативность ведения бизнеса.
Ключевые слова: финансовая стратегия, стратегическое управление, управление бизнесом
В настоящее время разработка финансовой стратегии является не фантазией или особенностью отдельных «продвинутых» компаний, а необходимостью для всех участников бизнеса, которые видят свою задачу в поступательном развитии и сохранении устойчивого положения на рынке. Одной из важнейших причин потребности в построении и реализации эффективной финансовой стратегии является признание растущего влияния внешних и внутренних факторов на результативность ведения бизнеса.
К числу внешних факторов, оказывающих значительное влияние на развитие компании, следует отнести:
‑ глобализацию бизнеса;
‑ ускорение темпов научно-технического прогресса;
‑ стремительное устаревание используемых технологий;
‑ развитие Интернет-технологий (в том числе для продвижения товара);
‑ резкий рост цен на энергоносители и изменение структуры издержек;
‑ существенные колебания конъюнктуры финансового рынка и пр.
Кроме того, большое значение имеет нестабильность российской государственной политики в области регулирования хозяйственной, в том числе и финансовой деятельности. Следует отметить, что состав значимых внешних факторов постоянно расширяется. Они становятся все более динамичными, а степень их влияния на эффективность бизнеса возрастает.
В этих условиях гарантом успеха является умение компании гибко, своевременно и эффективно адаптироваться к внешним изменениям путем выбора оптимальных вариантов стратегического и тактического развития, максимально соответствующих изменяющейся среде. В полной мере это относится и к управлению финансами. Однако использование преимущественно традиционных технологий управления и опыта, накопленного на начальных этапах трансформационного периода, не позволяет российским предприятиям строить современный действенный финансовый менеджмент.
Внешние и внутренние факторы развития компаний
Основными внутренними факторами развития многих российских предприятий сегодня являются:
‑ активное старение основных производственных фондов,
‑ недостаток высококвалифицированных кадров,
‑ отсутствие устойчивых конкурентных преимуществ продукции
‑ нестабильность финансового состояния предприятия.
Безусловно, это относится не ко всем отечественным компаниям. За годы перестройки отдельные компании превратились в мощные диверсифицированные холдинги. Они объединяют множество отдельных бизнес-единиц, занятых различными видами деятельности.
Эффективное управление такими компаниями возможно только на основе разработки и реализации корпоративной стратегии, включая один из функциональных блоков – финансовую стратегию. В то же время другая часть предприятий, способная к ведению деятельности только в условиях дефицита, «пережила» пик своего развития в период отсутствия конкурентного рынка и теперь оказалась в новой стадии своего жизненного цикла – фазе спада. Для того чтобы эта стадия не стала последней, таким структурам необходима финансовая стратегия, ориентированная, в первую очередь, на поиск путей преодоления кризисного состояния.
Значительные изменения внешних и внутренних условий функционирования российских компаний определили особенности понимания ими современного этапа развития, как признание необходимости:
‑ развития управления стоимостью компании;
‑ создания устойчивых конкурентных преимуществ продукции как отклика на существенное обострение конкурентной борьбы;
‑ формирования имиджа надежного бизнес-партнера, рассматриваемого в качестве одного из конкурентных преимуществ;
‑ создания высокой инвестиционной привлекательности;
‑ обязательности инновационного развития, являющегося неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности продукции и предприятия.
Цель и модули финансовой стратегии
Таким образом, изменение внешних и внутренних факторов развития, формирование ряда особенностей ведения бизнеса создают качественно новые возможности в части продвижения продукции, привлечения более дешевых источников финансирования, расширения инвестиционных возможностей и т.д.
Вместе с тем, возникают и новые угрозы, сдерживающие развитие отечественных компаний: рост импорта, развертывание бизнеса зарубежными фирмами на территории России, инфляционные процессы и пр. В этих условиях формирование и реализация финансовой стратегии, рассматриваемой как эффективный инструмент перспективного управления финансовой деятельностью предприятий, становится крайне актуальной.
Финансовая стратегия – это концепция управления финансовой деятельностью, являющаяся частью стратегического менеджмента организации, направленная на достижение поставленных целей в условиях динамичного изменения внешней и внутренней среды. Одной из главных функциональных целей финансовой стратегии является максимизация рыночной стоимости компании. На наш взгляд, в составе финансовой стратегии фирмы можно выделить 5 главных компонентов (модулей):
‑ инвестиционную стратегию;
‑ стратегию формирования финансовых ресурсов;
‑ стратегию обеспечения финансовой безопасности;
‑ стратегию построения эффективной системы управления финансовой деятельностью;
‑ налоговую стратегию.
Каждый из перечисленных компонентов имеет свои цели (цели 2-го порядка). Они направлены, прежде всего, на обеспечение реализации финансовой и общекорпоративной стратегии.
Принципы построения
Построение финансовой стратегии предполагает применение ряда принципов:
1. Безусловный приоритет корпоративной стратегии фирмы. Несмотря на важность, финансовая стратегия – это одна из базовых функциональных стратегий. Поэтому, имея свои специфические цели и задачи, она должна соответствовать философии, миссии, системе стратегических целей и задач, а также корпоративной стратегии компании;
2. Обеспечение согласованности управления отдельными объектами финансовой стратегии. Учитывая разнообразие объектов управления, стратегический финансовый менеджмент предполагает эффективное интегрирование основных компонентов в единую финансовую стратегию;
3. Инновационная направленность. Финансовая стратегия должна быть постоянно направлена на поддержание инновационного характера развития, рассматриваемого как важнейшее условие и инструмент создания конкурентных преимуществ компании;
4. Предпринимательский характер. По своей ориентированности финансовая стратегия – это стратегия преимущественно интенсивного роста. Ее особенность состоит в активном поиске и выборе управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности, обеспечивающих максимальный прирост целевых параметров;
5. Гибкость, понимаемая как готовность хозяйствующего субъекта к трансформации финансовой деятельности с учетом внешних и внутренних изменений. Это позволяет реализовывать имеющиеся возможности и преодолевать основные угрозы ведения бизнеса;
6. Выбор позиции в отношении допустимости финансовых рисков. Принятие стратегических решений в области управления финансами должно происходить в условиях обоснованного выбора соотношения «доходность – риск». Оценка угроз и их потенциальных последствий в значительной мере имеет субъективный характер. Поэтому в рамках финансовой стратегии должен быть зафиксирован уровень допустимых рисков и программа действий, направленных на управление ими;
7. Обеспечение баланса между стратегическими и тактическими решениями. Только взаимное соответствие и координация стратегических и тактических финансовых решений обеспечивает ранжирование по значимости и срокам исполнения целей и задач и, соответственно, получение заданных результатов.
Выводы
1. Разработка и реализация финансовой стратегии выступает необходимым инструментом развития компании в условиях динамичных внешних и внутренних изменений.
2. Наличие множества объектов управления предполагает выделение отдельных компонентов, интегрированных в единую финансовую стратегию компании.
3. Основой финансовой стратегии является применение ряда базовых принципов, создающих предпосылки для ее эффективной реализации.
Источники:
2. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 714 с.
3. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – Киев : Ника-Центр, 2004. – 711 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:03:34