Транспарентность российских компаний топливно-энергетической и металлургической отраслей
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Транспарентность можно охарактеризовать как некий принцип создания такой среды, где информация о существующих условиях, решениях и действиях агента доступна, видна и понятна всем участникам рынка. Сегодня транспарентность – основная составляющая деловой репутации компании и оценки уровня ее корпоративного управления. Это один из важнейших элементов корпоративного инжиниринга в международной практике.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, металлургия, деловая репутация, транспарентность
Транспарентность можно охарактеризовать как некий принцип создания такой среды, где информация о существующих условиях, решениях и действиях агента доступна, видна и понятна всем участникам рынка. Сегодня транспарентность – основная составляющая деловой репутации компании и оценки уровня ее корпоративного управления. Это один из важнейших элементов корпоративного инжиниринга в международной практике.
При проведении различных видов анализов выявляется наличие положительной зависимости между уровнем прозрачности компаний и ее привлекательностью для рынка в целом и отдельных агентов, в частности [1, 2]. Оценивать уровень транспарентности компании инвесторам и другим заинтересованным лицам в настоящее время помогают международные рейтинги.
Наиболее известным аналитическим продуктом оценки информационной прозрачности компаний является ежегодно (с 2002 года) проводимое исследование компании Standard & Poor's. В данном исследовании Standard & Poor's оценивает средний уровень корпоративной прозрачности относительно максимального уровня, желательного для «рационального инвестора», — т.е. полного объема легкодоступной информации по важнейшим параметрам операционной деятельности, эффективности и механизмов корпоративного управления в компании. Анкета исследования состоит из 100 пунктов, касающихся:
Эксперты S&P, с 2002 года ежегодно публикующие результаты оценки уровня транспарентности российских компаний, склонны скорее к нейтрально-негативной оценке работы российских агентов по раскрытию информации, несмотря на постоянно растущие средние показатели. [3]
Однако неравномерность отраслевого развития российской экономики делает некорректной усреднение общероссийских результатов и распространение их на разнородные по своим экономико-управленческим показателям российские компании.
Так, если очертить круг анализа крупнейшими российскими компаниями топливно-энергетической и металлургической отраслей (табл. 1), можно с уверенностью утверждать, что усредненные оценки тенденций, характера и уровня раскрытия информации не в должной мере отражают опыт рассматриваемой (пусть и немногочисленной) группы компаний.
Таблица1
Организационно-экономический анализ крупнейших российских компаний топливно-энергетической и металлургической отраслей
|
Структура собственности и права акционеров (%)
|
Финансовая и операционная информация (%)
|
Состав и процедуры Совета директоров и менеджмента (%)
| ||||||||||||
Компания
|
2007
|
2006
|
2005
|
2004
|
2003
|
2007
|
2006
|
2005
|
2004
|
2003
|
2007
|
2006
|
2005
|
2004
|
2003
|
ОАО «Мечел»
|
79
|
80
|
80
|
33
|
Н/П
|
72
|
86
|
86
|
22
|
Н/П
|
60
|
57
|
59
|
37
|
Н/П
|
ОАО «НК «Роснефть»
|
70
|
65
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
69
|
71
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
71
|
59
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
ОАО «Газпром»
|
54
|
70
|
59
|
58
|
38
|
75
|
74
|
63
|
66
|
50
|
48
|
45
|
55
|
55
|
46
|
ОАО «ЛУКОЙЛ»
|
70
|
54
|
52
|
50
|
40
|
79
|
77
|
75
|
72
|
64
|
55
|
58
|
69
|
67
|
55
|
ОАО «ГМК Норильский никель»
|
62
|
62
|
49
|
64
|
56
|
72
|
76
|
64
|
66
|
61
|
60
|
43
|
57
|
55
|
55
|
ОАО «Газпром нефть»
|
64
|
68
|
49
|
43
|
32
|
63
|
63
|
57
|
74
|
61
|
39
|
45
|
63
|
46
|
58
|
ОАО «Северсталь»
|
57
|
58
|
44
|
22
|
25
|
73
|
68
|
53
|
38
|
32
|
44
|
45
|
39
|
34
|
37
|
ОАО РАО «ЕЭС России»
|
71
|
58
|
57
|
61
|
42
|
70
|
55
|
49
|
53
|
56
|
78
|
53
|
53
|
52
|
33
|
ОАО «НОВАТЭК»
|
33
|
41
|
26
|
Н/П
|
Н/П
|
73
|
69
|
52
|
Н/П
|
Н/П
|
48
|
46
|
46
|
Н/П
|
Н/П
|
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК)
|
68
|
51
|
42
|
46
|
47
|
76
|
61
|
52
|
49
|
48
|
52
|
47
|
39
|
40
|
41
|
ОАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК)
|
79
|
62
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
63
|
49
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
54
|
51
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
Evraz Group S.A. («Евраз»)
|
64
|
30
|
18
|
Н/П
|
Н/П
|
80
|
74
|
25
|
Н/П
|
Н/П
|
60
|
41
|
17
|
Н/П
|
Н/П
|
ТНК-ВР
|
59
|
62
|
48
|
45
|
18
|
52
|
38
|
57
|
50
|
21
|
40
|
45
|
52
|
35
|
37
|
ОАО «Иркутскэнерго»
|
55
|
45
|
33
|
32
|
42
|
49
|
43
|
37
|
25
|
28
|
37
|
40
|
31
|
29
|
46
|
ОАО «Татнефть»
|
44
|
46
|
44
|
33
|
38
|
55
|
23
|
44
|
18
|
48
|
38
|
31
|
53
|
30
|
30
|
ОАО «РИТЭК»
|
Н/П
|
41
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
24
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
31
|
Н/П
|
Н/П
|
Н/П
|
ОАО «Михайловский ГОК»
|
Н/П
|
64
|
24
|
26
|
12
|
Н/П
|
25
|
22
|
18
|
12
|
Н/П
|
35
|
24
|
26
|
12
|
Мосэнерго
|
52
|
55
|
56
|
60
|
41
|
56
|
63
|
59
|
64
|
49
|
58
|
58
|
55
|
64
|
45
|
ср.знач.
|
61,3
|
56,2
|
45,4
|
44,1
|
35,9
|
67,3
|
57,7
|
53,0
|
47,3
|
44,2
|
52,6
|
46,1
|
47,5
|
43,8
|
41,3
|
Эксперты утверждают, что крупнейшие российские компании – лидеры рейтинга S&P – которые достигли определенного относительно высокого уровня стандартов раскрытия информации, отказываются идти вперед и предоставлять еще более полные сведения.
Однако если мы посмотрим на тренд изменения уровня транспарентности рассматриваемых компаний (рис. 1), то очевиден устойчивый рост с хорошим маржинальным показателем в 4-6 процентных пункта (на 8-15%) ежегодно. За последний же 2007 г. рост составил 8,7 процентных пункта (15%).
Рис. 1. Тренд изменения уровня транспарентности
Эксперты отмечают, что повышение рейтинга транспарентности происходит преимущественно за счет увеличения раскрытия финансовой и операционной корпоративной информации. Другие же аспекты (структура собственности и права акционеров, состав и процедуры совета директоров и менеджмента), по-прежнему, остаются закрытыми.
Однако тренды изменения всех аспектов информационной прозрачности рассматриваемых компаний указывают, в свою очередь, на почти непрерывный рост уровня раскрытия информации и по финансово-операционной деятельности, и по структуре собственности и правам акционеров, и по составу и процедурам совета директоров и менеджмента. С 2003 по 2007 год рост составил 23,1, 25,4, 11,4 процентных пункта (50%, 71%, 28%) соответственно (рис. 2).
Рис. 2. Тренды изменения некоторых аспектов информационной прозрачности
Россия сегодня уделяет значительное внимание анализу качества корпоративного управления. Именно в России компания S&P по инициативе российских регуляторов (ММВБ, ФСФР) начала внедрение своих продуктов - рейтинга корпоративного управления и рейтинга транспарентности.
В качестве основной причины увеличения транспарентности – помимо общего понимания значения и перспектив внедрения передовых практик раскрытия информации - можно, несомненно, назвать бурный рост числа первичных размещений акций (IPO), которые невозможны без предоставления потенциальным инвесторам самых подробных сведений.
Однако отдельные российские компании (ММК, ТМК, Роснефть, ЕвразГруп) продолжают повышать уровень раскрытия информации (в том числе и наиболее «чувствительной» для российских агентов информации о бенефициарных собственниках и управленческих процедурах) и после проведения IPO (табл.1). Это свидетельствует о стремлении превзойти нормативные требования и стать частью международной системы управления деловой репутацией, в целом, и транспарентность, в частности.
Рейтинг корпоративного управления ведущих мировых публичных нефтегазовых компаний, опубликованный американским аналитическим агентством Energy Intelligence (EI) в январе 2004 г., продемонстрировал следующие результаты: нефтяная компания ЮКОС заняла 2-е место, «Сибнефть» - 8-е, ЛУКойл – 11-е.
Средний показатель американских компаний в рейтинге – 59,7 баллов, европейских – 53,9 балла, российских – 52,8 балла. Причем, указанные выше три российские компании опередили ряд ведущих западных компаний, а более низкий средний балл российских компаний был связан с серьезным отставанием в то время качества корпоративного управления в таких российских компаниях как «Газпром» и «Сургутнефтегаз» [4]
Сравнение уровня транспарентности российских компаний топливно-энергетической и металлургической отраслей с компаниями других российских отраслей также свидетельствует в пользу рассматриваемых нами компаний.
Российские компании этих двух отраслей уступают только телекоммуникационным компаниям в средневзвешенном по капитализации уровне прозрачности.
При более высоких показателях прозрачности компании телекоммуникационного сектора демонстрируют стагнацию и даже снижение индекса транспарентности, не говоря уже о других российских отраслях, в то время как компании анализируемых нами отраслей – качественный рост вплоть до 10 процентных пунктов (металлургическая отрасль за 2006-2005 гг.).
Эти результаты особенно значимы, учитывая, что ни в одном регионе мира компании топливно-энергетических и металлургических отраслей не занимают лидирующих позиций по уровню транспарентности [3]
В целом можно сделать вывод о том, что крупнейшие российские компании топливно-энергетической и металлургической отраслей, совсем недавно начавшие путь интернационализации и интеграции в мировой рынок и имеющие небольшой (в общемировом представлении) опыт конфигурирования стратегических и тактических решений в ответ на требования мирового сообщества, осознают стратегическую значимость транспарентности как важнейшего элемента корпоративного инжиниринга.
Источники:
2. Экклз Р.Дж и др. Революция в корпоративной отчетности: как разговаривать с рынком капитала на языке стоимости, а не прибыли / Р.Дж.Экклз, Р.Х.Герц, Э.М. Киган, Д.М.Филлипс: пер с англ. – М., 2002.
3. Исследования информационной прозрачности российских компаний S&P в 2002-2007гг. Режим доступа: http://www.standardandpoors.ru.
4. Беликов И.В. Хорошее корпоративное управление: кто заплатит премию?// Рынок ценных бумаг. - 2004. - №5 (260).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:59