К вопросу об определении понятия «местный рынок»

Черных В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Черных В.В. К вопросу об определении понятия «местный рынок» // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 154-158.

Аннотация:
Понятие «место», согласно словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, имеет более десяти трактовок. Так, понятие «место»характеризуется как пространство, которое занято кем-либо или чем-либо. Следующая трактовка этого понятия: участок земной поверхности, а также, периферийные организации. Понятие «местный» достаточно часто употребляется относительно пределов данной территории или района, например, местная промышленность, местный бюджет. Термин может применяться для характеристик здешнего, или непривозного продукта. На этом основании выражение «местный» вполне может использоваться для характеристики рынков, находящихся в пределах установленной территории.

Ключевые слова: термин, определение термина, местный рынок

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Понятие «место», согласно словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, имеет более десяти трактовок. Так, понятие «место» характеризуется как пространство, которое занято кем-либо или чем-либо. Следующая трактовка этого понятия: участок земной поверхности, а также, периферийные организации.

Понятие «местный» достаточно часто употребляется относительно пределов данной территории или района, например, местная промышленность, местный бюджет. Термин может применяться для характеристик здешнего, или непривозного продукта. На этом основании выражение «местный» вполне может использоваться для характеристики рынков, находящихся в пределах установленной территории.

Термин «местный рынок» использовался в трудах немногих экономистов. Ж.-Б. Сэй [1] рассматривал «отдельные рынки» как аналог местных. Впервые термин «местный рынок» появляется в трудах А. Маршалла [2]. А. Н. Олейник [3] рассматривает термин «локальный рынок», В. В. Радаев [4] выделяет «городской рынок». Однако, понятие «местный рынок» в трудах большинства ученых не имеет достаточно четкого определения, что и обосновывает необходимость конкретизации формулировки данного термина.

Наиболее близким к формулировке понятия местный рынок находится подход А. Н. Олейника, где рассматриваются локальные рынки.

По аналогии с термином «локальный рынок» сформулируем первое определение. Местный рынок - это система экономических отношений, находящаяся в пределах определенного места и характеризующаяся наличием определенных границ.

Обратим внимание на слово «локальный». Согласно Краткому словарю иностранных слов [5] термин «локальный» имеет два значения: первое - местный, то есть свойственный данному месту, и второе - не выходящий за определенные пределы.

На понятии локальный рынок можно остановиться подробнее, рассмотрев понятие «локальные системы», данное в «Экономико-математическом словаре» Л. Лопатниковым [6]. Локальные системы – это специфические для отдельных регионов системы. Локальные системы обладают специфическими критериями, на основе которых производится планирование и прогнозирование развития той или иной экономической системы. Локальные системы подчинены глобальной системе, «иначе, как бы хорошо ни была решена частная задача, нельзя быть уверенным в том, что она решена правильно не только с позиций данного хозяйственного звена, но и всей системы в целом». Но существует и обратная взаимосвязь: «глобальный критерий должен учитывать локальные, частные интересы». При формулировке термина «местный рынок» следует рассматривать локальную систему, которая, тем не менее, может работать лишь во взаимосвязи с другими элементами системы (это могут быть как другие локальные рынки, так и рыночная система в целом). Локальные системы подчинены глобальной системе, отсюда следует, что местный рынок подчинен другой, более глобальной системе, которой является мировой рынок.

Таким образом, для термина «местный рынок» получаем несколько критериев: во-первых, местный рынок должен быть свойственен данному месту; во-вторых, имеет определенные границы; в-третьих, находится во взаимосвязи с локальными рынками; в-четвертых, подчинен глобальной системе, которой является мировой рынок.

На этой основе сформулируем второе определение. Местный рынок - это система экономических отношений, которая находится в пределах места, характеризуется наличием определенных границ, является частью глобальной системы и подчинена ей.

Поскольку рынок существует в пределах общества и находится в постоянном и непосредственном взаимодействии с окружающей средой, следует охарактеризовать местный рынок как элемент системы, находящийся в пределах так называемого «местного сообщества». Если рассмотреть ситуацию с точки зрения экономического аспекта, можно придти к выводу, что местные рынки формируются под влиянием местных сообществ. Сущность понятия «местное сообщество» или «община» может означать «социально-психологическую общность или стремление к ней».

Вместе с термином «местное сообщество» применяются такие понятия, как мировое сообщество и национальное сообщество. В данном случае критерием различия являются размеры сообщества. В рыночной системе существуют мировой рынок, национальный, региональный рынки, а также местный рынок. Следовательно, основным критерием различия между рынками является размер территорий, которые они охватывают.

Применяя методику Д. Мак-Миллана и Д. Чависа [7] для определения признаков местного сообщества, можно получить следующие признаки местного рынка:

- общность предприятий и организаций, существующих на местных рынках – экономическая, отраслевая, стратегическая информационная;

- территориальное пространство в пределах определенных границ - географических, административных, экономических, информационных;

- экономическое взаимодействие в пределах границ местных рынков;

- идентификация местных рынков с рыночной системой, то есть общность ценностей, чувство принадлежности, сопричастности по отношению к событиям на местном рынке и ответственности в сообществе предприятий и организаций.

Согласно первому признаку, предприятия различных отраслей взаимодействуют друг с другом в пределах местного рынка, объединенные общими стратегическими целями. Что касается второго признака, то местный рынок должен находиться в пределах определенной территории, которая имеет различного рода ограничения. Третий признак предполагает распределение произведенных ресурсов, взаимосвязь различных отраслей производственной деятельности, распределение трудовых ресурсов и ресурсов капитала, общие правила и нормы при осуществлении предпринимательской деятельности, общее правительство. Четвертый признак основан на общем механизме вынесения решений и связан с наличием совместного информационного поля.

Наиболее полным будет следующее определение. Местный рынок - это система экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, которые объединены общими экономическими и стратегическими интересами, находятся в пределах определенной территории, характеризуются наличием определенных границ и подчинены глобальной системе.

Таким образом, проведенный анализ позволил дать несколько формулировок термина «местный рынок». Первая формулировка термина базируется на анализе точек зрения ученых-экономистов, а также на основании подхода к вопросу о местных рынках А. Н. Олейника. Вторая формулировка согласно подходу Л. Лопатникова, основана на анализе рынка как системы. Затем выдвигается третья формулировка понятия «местный рынок» выработанная с помощью сравнительного анализа местных сообществ, описанных Д. Мак-Милланом и Д. Чависом и местного рынка. Итогом статьи является формулировка термина «местный рынок».


Источники:

1. Baumol W. Say's (at least) eight laws, or what Say and James Mill may really have meant// Economica (44). - 1977. - May. - P. 156.
2. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1 : пер. с англ. – М. : Издательская группа “Прогресс”, 1993.
3. Олейник А.Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход. - М. : ИЧП “Издательство Магистр”, 1997.
4. Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход. Препринт Р.15 WР4/2006/07. - М. : ГУ ВШЭ, 2006. - 48 с.
5. Музрукова Т. Г., Нечаева И. В. Краткий словарь иностранных слов. — М. : Русский язык, 1995.
6. Лопатников Л. Экономико-математический словарь.. – М.: Издательство “ABF”, 1996.
7. McMillan D., Chavis D. Sense of Community: A Definition and Theory // Journal of Community Psychology. - 1986. - N 1. - P. 6—23.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:15:39