Проблема компаративистики в оценке роли малого предпринимательства в экономическом развитии стран

Герасимова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Герасимова О.В. Проблема компаративистики в оценке роли малого предпринимательства в экономическом развитии стран // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 113-117.

Аннотация:
Малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, экономическое развитие, экономическое развитие государства, компаративистика



Малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

На малые и средние предприятия в Японии приходится свыше 90% всех занятых в экономике; в Италии, Франции и Австрии — более 70%; в США, Великобритании, Бельгии — 50-70%. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП США, Японии, Великобритании, Италии, Германии, Франции составляет от 50 до 80%. Количество малых предприятий в различных зарубежных странах находится на уровне 70-99% от общего числа зарегистрированных предприятий [1].

Заметный рост в странах с рыночной экономикой малого и среднего бизнеса был обусловлен:

- ростом научно-технического прогресса и образованием венчурных компаний;

- созданием высокопроизводительных машин и оборудования, ориентированных на индивидуальное использование и выпуск про­дукции малыми партиями;

- ориентацией малых и средних фирм на поставку частей, узлов и дета­лей для крупных компаний на основе контрактных и субподрядных отноше­ний.

Многие западные экономисты сходятся во мнении, что будущее мирового производства именно за малыми предприятиями. В то же время обзор современного состояния экономики России говорит о том, что малый бизнес еще не занял положенное ему место. На 1 января 2007 г. в РФ было зарегистрировано 1032,8 тыс. малых предприятий и 5,2 млн. человек индивидуальных предпринимателей. В 2006 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях достигла 8 582,8 тыс. человек, или 13% от числа занятых в экономике [2]. По разным источникам вклад малых предприятий в ВВП страны составляет 13-15%.

Значительные различия вклада малого предпринимательства в экономическое развитие России и зарубежных стран объясняется несколькими причинами.

Во-первых, высокой теневой составляющей. Малый бизнес не находя доступных финансовых средств легально кредитуется "в тени" и поэтому "в тени" работает. Из-за исходного "теневого" происхождения капитала образуется "порочный круг" и как следствие - незначительный легальный вклад в ВВП.

Во-вторых, так называемой "проблемой компаративистики". Экономическая компаративистика (сравнительное исследование экономических систем) показывает существование (как одновременно, так и последовательно во времени) различных видов экономических систем и анализирует черты сходства и различия между ними.

В нашем случае речь идет лишь о приблизительной сопоставимости, идентичности структуры форм хо­зяйствования в разных развитых странах. Вследствие огромного разнообразия географических, этничес­ких, экологических, социальных и производственных условий в каждой конкретной стране, различны и критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства.

В США малым пред­приятием считается фирма с числом занятых до 500, средним - до 1500 человек. С 1996 году в странах Европейского Союза (на основе решения Европейской комиссии) действуют следующие критерии определения малых предприятий: по числу занятых — малое предприятие 10—49 человек, среднее — 50—249 человек. Причем малый и средний бизнес в стра­нах — членах ЕС и других зарубежных странах оценивается как один сектор экономики и основные экономические показатели: доля в ВВП, доля занятых, инвестиции и т.д. рассчитывается по группе "малые и средние" предприятия.

Термин «средние предприятие» в РФ отсутствует и соответствующие по экономическим показателям предприятия рассматриваются как крупные. Получается, что мы сравниваем, с одной стороны американские предприятия с численностью работающих до 1500 человек и оборотом до 28 млн. долл., а с другой - российские малые предприятия с численностью до 100 человек и ограничениями в уставном капитале. По мнению профессора И.Н. Михеева внесение дополнительных критериев относительно участия в уставном капитале, уменьшает количество малых предприятий, которые могли бы быть отнесены к субъектам малого предпринимательства на 15-20% от общего числа малых предприятий [3].

Кроме того, во многом неадекватная оценка роли и места малых предприятий в экономике России обусловлена несовершенством системы статистического учета в Российской Федерации:

- данные о видах экономической деятельности малых предприятий быстро устаревают из-за частой смены ими фактически осуществляемой деятельности;

- отсутствует система идентификации хозяйствующего субъекта как субъекта малого предпринимательства при регистрации, предоставлении налоговой декларации и ликвидации, что не позволяет вести полный статистический учет малых предприятий, их количественную динамику, вычислять степень «выживаемости» предприятий и отраслевую структуру;

- недостаточно информации о фактически действующих субъектах предпринимательства. Учет ведется с использованием метода досчета, на основе добровольно предоставляемых данных 20% малых предприятий.

При анализе состояния малого предпринимательства органы статистики, как на федеральном, так и на региональном уровне, не учитывают основные экономические показатели деятельности предпринимателей без образования юридического лица.

В связи с этим в последние годы остро стоял вопрос о необходимости единого, унифицированного инструмента измерения деятельности малого бизнеса, позволяющего проводить сравнение с европейскими показателями.

Для изменения ситуации предлагались различные варианты. В частности, рекомендовалось кардинально изменить статистический учет малых предприятий, в том числе за счет:

- введения самоидентификации субъектов малого предпринимательства при регистрации, предоставлении налоговой отчетности и ликвидации;

- обмена данными между Федеральной налоговой службой, Пенсионным Фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования РФ и Росстатом по основным экономическим показателям деятельности субъектов малого предпринимательства: виду экономической деятельности, годовому обороту, занятым работникам;

- проведения раз в 3-5 лет сплошных статистических обследований малых предприятий и упрощенный порядок составления статистической отчетности в межпереписной период;

- разработки методики и проведение сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим является актуальным принятие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, которым создаются новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

В данном законе установлены основные критерии отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к категориям в зависимости от численности работников (микропредприятие - численность до 15 человек; малое предприятие - до 100 человек; среднее предприятие - от 101 до 250 человек), а также от объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период и балансовой стоимости активов, которые не должны превышать предельные размеры, устанавливаемые Правительством РФ. К категории субъекта МСП также отнесены коммерческие организации, акции которых составляющие активы паевых инвестиционных фондов - фондов венчурных инвестиций, не превышают 25% уставного капитала.

Кроме этого, вводится система статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения сплошных (один раз в пять лет) и выборочных статистических наблюдений (в режиме ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных обследований в зависимости от вида субъекта малого и среднего предпринимательства).

Введение новых критериев не формальность, а реальная необходимость и означает, что в России, также как в Европе, мы будем учитывать малый и средний бизнес как один сектор и соответственно оказывать государственную поддержку средним предприятиям.


Источники:

1. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. — М. : Издательство «Консалтбанкир», 2002. – 700 с.
2. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2006 году» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http:// www.nisse.ru
3. Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства «Альянс медиа» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http:// www.allmedia.ru

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:31:37