Исследование тенденций развития самозанятости в системе малого предпринимательства России
Зиновьева Ю.С.1, Хаматханова М.А.2
1 Ростовский государственный университет путей сообщения
2 Тюменский индустриальный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2025)
Аннотация:
Работа посвящена исследованию тенденций развития института самозанятости в нашей стране, его места и роли в развитии системы малого предпринимательства России. Основная идея данного исследования заключается в том, что развитие самозанятости имеет значение для экономики страны только в том случае, когда бизнес самозанятых расширяется и перерастает в субъект малого и среднего предпринимательства, что является важнейшим фактором для развития экономики государства, способствует решению ряда социальных и экономических задач, мобильности экономики, увеличению доходов бюджета. Проведено исследование тенденций развития малого предпринимательства, ИП и самозанятых, сопоставлены показатели их развития и обоснован вывод, что несмотря на предпринятые государственные меры по поддержке самозанятости в настоящее время рассматриваемый сектор предпринимательства не оказывает существенного влияния на развитие сферы малого бизнеса и укрепление экономики государства. Научная новизна работы состоит в сопоставлении и анализе тенденций развития института самозанятости во взаимоувязке с тенденциями развития малого бизнеса в стране и выявлении, обосновании влияния самозанятости на развитие системы МСП России и аргументирования необходимости разработки мер, направленных на развитие самозанятости таким образом, чтобы укрепить долю малого бизнеса и тем самым экономику России.
Ключевые слова: самозанятые, налог на профессиональный доход, малый бизнес, экономика
JEL-классификация: L26, M21, J21
Введение. Малый бизнес является фундаментальным элементом развития экономики любого государства. Малые предприятия являются гибким, мобильным звеном экономики, которое быстрее крупных компаний адаптируется к условиям меняющейся внутренней и внешней среды, встраивается в меняющуюся экономическую систему в соответствии с актуальными потребностями ее субъектов. Благодаря функционированию малых компаний создается конкурентная среда, мобильно применяются новейшие технологии производства и управления, экономическая система пополняется новыми рабочими местами и плательщиками налогов, общественные блага производятся в соответствии с актуальными потребностями, стабильно пополняется бюджет и обеспечивается выполнение государственных задач в различных сферах безопасности, создаются резервы для научного, инновационного, экономического, социального развития государства [2, 5]. Именно поэтому показатели количества малых предприятий в стране, их суммарной валовой выручки, величины уплаченных налогов и другие показатели деятельности являются важнейшими индикаторами экономики любого государства.
Существует доказанная прямая зависимость доли малого предпринимательства и уровня развития экономики государства. Чем более развита экономика, тем большая доля малого бизнеса в стране. Так, исследования [2, 6, 18, 19] говорят о том, что в странах Евросоюза доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет 75 %, в Соединенных Штатах и Японии – более 50 %. В Китае доля малых предприятий приближается к 70 %. В тоже время, мы согласны с позицией Германа Греффа, который заявил, что доля малого и среднего бизнеса в России в общем объеме ВВП за последние пять лет в пределах 20,3 – 20,8 % является «стыдной» и «заколдованной» [1].
В этой связи, актуальной для укрепления экономики России является задача развития сферы малого предпринимательства. Данная задача поставлена Президентом РФ в Указе от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Во время исполнения данного Указа Минэкономразвития России разработало новую структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [2], в состав которого включены четыре федеральных проекта. Один из них – поддержка самозанятых. Таким образом, законодатель подчеркивает, что развитие самозанятости является составной частью стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России.
О ключевой роли инициатив граждан в развитии малого предпринимательства и в обеспечении стабильности экономик пишут ученые-экономисты всего мира. Так, Чандана Х.С. [14] и некоторые другие ученые [13, 20, 21] обосновали, что система малого предпринимательства является своего рода экосистемой, в которой осуществляется сотрудничество, обмен знаниями, партнерские отношения, внедрение инноваций, динамичное развитие которых является основой для устойчивого развития экономики. При этом ядром развития таких экосистем авторы называют именно предпринимательские инициативы (индивидуальные стартапы, ремесленников, индивидуальные хозяйства, предпринимателей и прочих граждан различных слоев общества, работающих индивидуально на свой страх и риск, реализующих свои предпринимательские инициативы).
Мы согласны с представленным мнением зарубежных ученых о важности развития предпринимательских инициатив, а также с мнением отечественных ученых-экономистов [1-4, 7-9, 17], что одной из приоритетных задач развития малого предпринимательства, в частности, в России, является задача вывода из сектора теневой экономики и развития и поддержки института самозанятости в стране. Поэтому мы видим главную цель развития самозанятости не в том, чтобы повышать их количественные показатели, а в том, чтобы сделать акцент на качественное развитие, то есть основная цель заключается, по нашему мнению, в перспективе последующего развития бизнеса самозанятых граждан до уровня легального малого и среднего бизнеса. Для достижения данной задачи необходимо регулярно проводить исследование тенденций развития самозанятости в системе малого предпринимательства России.
Методы исследования. При проведении настоящего исследования использованы такие методы познания, как синтез, обобщение, сравнение, статистический анализ данных, а также методы эконометрического анализа и прогнозирования динамических рядов. Информационной базой исследования послужили нормативная документация, открытые данные сайтов Федеральной налоговой службы России, Росстата, а также исследования различных отечественных и зарубежных ученых в данной области и смежных областях.
Результаты исследования.
Для оценки состояния экономики государства важным индикатором является количество предприятий малого и среднего бизнеса. На основании данных реестра ИФНС РФ, количественная характеристика малого бизнеса в России представлена в таблице 1.
Таблица 1
Индикатор экономики «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ» за 2020–2024 гг.
По состоя-нию на:
|
Количество в РФ всего
|
Юридические лица
|
Индивидуальные предприниматели
| ||||
Микро
|
Малое
|
Среднее
|
Микро
|
Малое
|
Среднее
| ||
01.2020
|
5916906
|
2314128
|
197842
|
16741
|
3361628
|
26263
|
304
|
01.2021
|
5684561
|
2164402
|
190137
|
17376
|
3285859
|
26478
|
309
|
01.2022
|
5866703
|
2110815
|
185592
|
17651
|
3525482
|
26837
|
326
|
01.2023
|
5991349
|
2103812
|
183920
|
17655
|
3657257
|
28351
|
354
|
01.2024
|
6 347771
|
2082325
|
185197
|
18333
|
4032285
|
29229
|
402
|
06.2024
|
6 574 855
|
2145031
|
184129
|
18314
|
4198357
|
28626
|
398
|
Источник: Составлено автором по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 15.02.2025).
На основе выборки данных из Единого реестра субъектов МСБ за пять лет с интервалом один месяц произведем прогноз развития малых и средних предприятий в России на ближайшие три года. Первоначально построим аддитивную модель временного ряда. С помощью средств Microsoft Excel изобразим на рисунке 1 график ряда динамики для исходных данных:
Рис. 1. График ряда динамики количества субъектов МСБ в России за 5 лет
Источник: Составлено автором на основе выборки данных из Единого реестра субъектов МСБ за пять и математических расчетов
На графике на рис. 1
чётко видно, что во временном ряде присутствует сезонность: в июле каждого года
происходит резкий спад количества субъектов МСП. Поэтому перед построением
линии тренда развития МСП на ближайшие три года для достоверности расчетов
необходимо устранить влияние фактора сезонности. Рассчитаем сезонную компоненту
для каждого месяца. Так как по результатам расчётов сумма полученных значений (t)
(
)
не равна 0, то необходимо вычислить корректирующий коэффициент. Мы получили
значение –9406,194261.
Далее вычислим
скорректированные значения сезонной компоненты ( (t)),
вычтем из исходных уровней ряда соответствующие скорректированные значения
сезонной компоненты и по полученным значениям подберем с помощью средств Excel
вид линии тренда. На рисунке 2 представлена диаграмма, отображающая десезонализированные
значения временного ряда (синие точки) и значения параметров линии,
аппроксимирующей тренд для нашей модели (красная линия). Также на диаграмму
добавлено уравнение полученной линии (полином 2-го порядка) и значение
коэффициента детерминации
:
Рис. 2. График выравненного временного ряда по полиномиальному (параболическому) тренду
Источник: Составлено автором на основе произведенных расчетов.
Уравнение тренда представляет собой полином второй степени (1):
,
(1)
где t – временной параметр;
– выровненные уровни временного ряда.
Значение коэффициента детерминации ( достаточно
близко к единице, это указывает на то, что модель работает очень хорошо (имеет
высокую значимость), а значит, пригодна для прогнозирования.
Прогнозные значения количества малых и средних предприятий в России на три последующих года можно получить по формуле (2):
, (2)
где t – временной параметр;
объём
исследуемых значений;
скорректированные значения сезонной компоненты
для соответствующего i-му значению месяца;
выровненные уровни временного ряда;
прогнозные
значения по модели.
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в России 2025–2027 гг., построенный на основании проведенных расчётов, представлен на рисунке 3, где точечной черной линией обозначены исходные данные и добавленные к ним прогнозные значения уровней ряда на последующие три года, рассчитанные по формуле (2); серой сплошной линией изображена основная тенденция развития МСП.
Построенный на графике (рис. 3) тренд развития малого и среднего предпринимательства в России наглядно показывает, что, несмотря на наметившуюся тенденцию роста количества предприятий МСБ, их общее количество в России к 2027 году приблизится всего лишь к отметке 8,5 тыс., в то время как в стратегии развития МСП в России [3] указано, что стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в два раза. Это дает возможность сделать вывод, что все виды малого предпринимательства в стране в настоящее время развиты недостаточно и в прогнозной перспективе имеют весьма недостаточную тенденцию к увеличению, даже несмотря на разноплановые государственные меры поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом подчеркнем, что экономика нашей страны нуждается в укреплении и обеспечении стабильности, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства в России является потенциалом ее экономического роста.
Рис. 3. Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в России 2025–2027 гг.
Источник: Составлено автором на основе произведенных расчетов .
Так как индивидуальные предприниматели (ИП) и самозанятые граждане являются начальным звеном развития системы малого предпринимательства, то для развития малого и среднего предпринимательства особое внимание, по нашему мнению, необходимо уделить развитию самозанятых граждан, чтобы стимулировать их к переходу в статус ИП и в дальнейшем интегрировать в систему малого и среднего бизнеса как неотъемлемое звено экономики государства.
Самозанятость (или налог на профессиональный доход) в России как новый, официальный легализированный элемент микропредпринимательства введена экспериментально в четырех регионах с 2019 г., а с 2020 г. данный режим введен в масштабах всей страны. Причем пандемия 2020 года стала одним из ключевых факторов стимулирования развития микропредпринимательства [15, 16]. На 01 января 2024 г. в России зарегистрировано 9 278 730 самозанятых граждан (без учета новых регионов), в том числе 459 425 из них – индивидуальные предприниматели, оформившие статус самозанятых. Поэтому возникает вопрос: какой вклад развитие самозанятости вносит в развитие микроИП и микропредприятий в России? Вносит ли развитие самозанятости вклад в развитие сектора малого предпринимательства в экономике России?
Для ответа на данные вопросы проведем сопоставление количественных показателей развития самозанятости и микропредпринимательства (таблица 2), а также представим графическую характеристику данного соотношения и построим тренды их развития (рисунок 4).
Таблица 2
Общее количество субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных микропредпринимателей и самозанятых граждан в РФ
По состоянию на:
|
Количество пердприятий МСБ в РФ всего
|
в т.ч. ИП-микро
|
Количество самозанятых
|
в т.ч.
| |
физ.лица
|
ИП
| ||||
01.01.2020
|
5916906
|
3 361 628
|
|
|
|
01.01.2021
|
5684561
|
3 285 859
|
1 603 638
|
1 458 792
|
144 846
|
01.01.2022
|
5866703
|
3 525 482
|
3 862 114
|
3 636 753
|
225 361
|
01.01.2023
|
5991349
|
3 657 257
|
6 561 475
|
6 223 063
|
338 412
|
01.01.2024
|
6347771
|
4 032 285
|
9 278 730
|
8 819 305
|
459 425
|

Рис. 4. Соотношение общего количества субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных микропредпринимателей и самозанятых граждан в РФ и тренд их развития в краткосрочной перспективе
Источник: Составлено автором на основе данных таблицы 1 с использованием методов математического моделирования.
На рисунке 4 наглядно видно, что общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, а также микро-ИП в России за последние годы имеют достаточно слабый рост, а также перспективу развития (как показывает построенный тренд).
В то же время институт самозанятости развивается активными темпами: с 2023 года количество самозанятых в РФ превысило общее количество предприятий малого и среднего бизнеса. Это, казалось бы, является позитивным аспектом развития малого и среднего предпринимательства в России. Однако данную тенденцию, на наш взгляд, можно рассматривать как положительную для отечественной экономики в том случае, если увеличение количества самозанятых будет сопровождаться укреплением и развитием их бизнеса и переходом граждан из статуса самозанятых в статус микро-ИП с дальнейшим развитием в стабильно работающего ИП или ООО.
Следует отметить, что тренд развития микроИП в России на рис. 4 наглядно показывает, что, несмотря на значительный рост самозанятости и количества зарегистрированных ИП за последние годы, количество микро-ИП растет слабо. Это подтверждает наш вывод о том, что основной проблемой развития самозанятости в системе малого предпринимательства России является отсутствие мотивирующих факторов для перехода бизнеса самозанятых в сферу малого предпринимательства. Поэтому необходимо разработать и внедрить в экономическом пространстве такие меры, которые способствовали бы развитию самозанятых в малое и среднее предпринимательство.
Несмотря на бурный процесс развития самозанятости в стране, ученые-экономисты отмечают ряд проблем реализации данного налогового режима [9-12], в частности: самозанятые регистрируют свои доходы не в полном объеме; под видом самозанятости некоторые коммерческие субъекты минимизируют налоги (например, оформляя на работу сотрудников не по трудовому договору, а как самозанятых); в некоторых случаях преимущественная цель оформления самозанятости – получение государственных дотаций и субсидий.
Все это препятствует реализации главной цели – развитию сферы малого бизнеса в стране, а также приводит к недополучению бюджетом налоговых поступлений. Такие факторы, как ограничение видов деятельности для самозанятости, невозможность привлечь наемный труд, лимитированный доход (в год до 2,4 млн), отсутствие у ИП возможности переходить в течение года на иные налоговые режимы, ограниченность во времени налогового режима для самозанятых (конец 2028 г.), служат препятствием для граждан для перехода в режим самозанятых. Важным сдерживающим фактором является отсутствие социального страхования и невозможность хотя бы частично зачесть добровольные платежи по социальному страхованию в счет уплаты налога: самозанятые не участвуют в формировании пенсионных накоплений, а поэтому могут рассчитывать на социальные выплаты гораздо ниже страховых (как у неработающих граждан). Добровольную уплату страховых взносов на пенсию в настоящее время, по данным газеты «Известия» [4], осуществляют только 258,2 тыс. или 3 % самозанятых. На наш взгляд, это связано с тем, что уплату добровольных взносов нельзя зачесть в счет уплаты налога (даже частично).
Выводы и заключение. В настоящее время с одной стороны, в стране наблюдается значительный рост количества самозанятых. С другой стороны, по данным проведенного исследования, в сфере самозанятости существует ряд проблем, а бурный рост самозанятости не приводит к укреплению сферы малого предпринимательства России. Существуют недостатки данного налогового режима, которые ограничивают развитие самозанятых в уверенный устойчивый класс микропредприятий с последующим ростом в малый и средний бизнес. Поэтому можно обоснованно утверждать, что актуальной для нашей страны является задача постоянного исследования развития самозанятых, мониторинга соотношения развития самозанятости и малого бизнеса и разработки актуальных действенных мер по улучшению и развитию режима самозанятости как легальной сферы экономической деятельности граждан таким образом, чтобы самозанотость в дальнейшем трансформировалось в сферу малого и среднего предпринимательства, что обеспечит развитие экономики страны и в то же время вывод из сферы теневой экономики малого и микро- бизнеса. Это, в свою очередь, позволит не только увеличить наполняемость бюджета, но и укрепить сферу малого и среднего предпринимательства в России.
[1] Официальный сайт РБК: https://www.rbc.ru/finances/26/05/2023/647076fa9a7947b349dae983 (дата обращения 26.04.2025)
[2] Официальный сайт Министерства экономического развития РФ https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения 16.04.2025)
[3] Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий ("дорожной карте") по ее реализации». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/
[4] Официальный сайт газеты «Известия»: https://iz.ru/1598324/2023-11-01/izvestiia-vyiasnili-kolichestvo-perechisliaiushchikh-vznosy-na-pensiiu-samozaniatykh (дата обращения 07.03.2025)
Источники:
2. Глаз В.Н., Казакова И.Н., Миргородская О.А., Нарожная Г.А. Значение малого бизнеса для экономики страны и создание условий для его роста // Экономические науки. – 2022. – № 209. – c. 49-51. – doi: 10.14451/1.209.49.
3. Гомелева Е.В., Сакменова К.С. Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства // Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина: Материалы III Всероссийской национальной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. – c. 135-139.
4. Зиновьева Ю.С., Явор А.В. Теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность // Транспорт: наука, образование, производство: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Том 3. Ростов-на-Дону, 2020. – c. 115-119.
5. Ипполитова В.В., Заступов А.В. Роль и значение малого бизнеса для экономики Российской Федерации // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2022. – № 1-2. – c. 167-170. – doi: 10.46554/PEDTR-21-2022-2-pp.167.
6. Коваленко Н.В., Сулейманова Т.А. Отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Цитисэ. – 2020. – № 2(24). – c. 471-475. – doi: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.41.
7. Пьянова М.В. Зарубежный опыт налогового регулирования самозанятости // Налоги и налогообложение. – 2022. – № 2. – c. 47-71. – doi: 10.7256/2454-065X.2022.2.37727.
8. Риполь-Сарагоси Л.Г., Гомелева Е.В. Налоговое администрирование как инструмент обеспечения экономической безопасности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2021. – № 8(135). – c. 21-23.
9. Серова А.В. Зависимая самозанятость: нестандартная форма занятости, ложная самозанятость и неформальная занятость. / В книге: Трудовое право: национальное и международное измерение. Т.2. - Москва Юридическое издательство «Норма», 2022. – 361-391 c.
10. Симонов С.Г., Курушина Е.В., Корякина Е.А., Махмудова М.М., Садыкова Х.Н., Хаматханова М.А. Бизнес в эпоху глобальных перемен. / Монография. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2023. – 210 c.
11. Трофимова Е.В. Самозанятость и микропредпринимательство: проблемы правовых режимов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2023. – № 8(108). – c. 216-223.
12. Хаматханова М.А. Анализ структуры изменений, происходящих в малом бизнесе // Образование и право. – 2023. – № 11. – c. 263-268. – doi: 10.24412/2076-1503-2023-11-263-268..
13. Agogbua S.N., Mgbatogu, Ch.D. Entrepreneurial Skills and Self Employment: A Theoretical Exposition // International Journal of Development and Economic Sustainability. – 2022. – № 5. – p. 30-48. – doi: 10.37745/ijdes.13/vol10n53048.
14. Chandana H.S., Prabakaran S., Banerji S., Kumaresan T. Small Business Entrepreneurial Ecosystems in Regional Development. / In book: Cases on AI Ethics in Business. - New York, 2024. – 133-159 p.
15. Chepurenko A. Crisis as a challenge and enabler for entrepreneurship: lessons from the pandemic // Foresight and STI Governance. – 2021. – № 4. – p. 5-7. – doi: 10.17323/2500-2597.2021.4.5.7.
16. Davidsson P., Recker Ja., von Briel F. COVID-19 as External Enabler of Entrepreneurship Practice and Research // BRQ Business Research Quarterly. – 2021. – № 3. – p. 214-223. – doi: 10.1177/23409444211008902..
17. Gaber S., Gruevski I. The influence of tax culture in improving the tax compliance ruevski // Journal of Economics. – 2018. – p. 143-147.
18. González-Sánchez V.M., Raya A.M., Ríos-Sastre S. An empirical study for european countries: Factors affecting economic growth and self-employment by gender // Sustainability. – 2020. – № 22. – p. 1-15. – doi: 10.3390/su12229450.
19. Mardanov A. Kichik biznes rivoji – ertangi kun poydevori // Economics and Innovative Technologies. – 2023. – № 1. – p. 331-337. – doi: 10.55439/EIT/vol11_iss1/a35.
20. Muhammad S., Ximei K. Does It Matter Where You Live? Rural–Urban Context Among Women Entrepreneurs in Pakistan // Frontiers in Psychology. – 2022. – № 13. – doi: 10.3389/fpsyg.2022.827634.
21. Tashpulatov A. Modern forms of self-employment under conditions of recession // Theoretical & Applied Science. – 2020. – № 5(85). – p. 452-455. – doi: 10.15863/TAS.2020.05.85.84.
Страница обновлена: 26.05.2025 в 19:18:23