Анализ ситуации и приоритетных направлений развития рынка информационных услуг

Кокшина Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время рынок информационных услуг Северо-Западного региона развивается более высокими темпами (уступая по динамике развития лишь рынку Москвы), чем другие аналогичные региональные рынки. Это результат повышения внутреннего спроса на данный сегмент услуг как со стороны государства, так и со стороны делового сообщества и населения.

Ключевые слова: сфера услуг, информационные услуги



В настоящее время рынок информационных услуг Северо-Западного региона развивается более высокими темпами (уступая по динамике развития лишь рынку Москвы), чем другие аналогичные региональные рынки. Это результат повышения внутреннего спроса на данный сегмент услуг как со стороны государства, так и со стороны делового сообщества и населения.

Северо-Западный федеральный округ России занимает второе место после Центрального федерального округа по интенсивности развития и качеству предоставления информационных услуг. Ежегодная прибыль рынка информационных услуг Северо-Западного федерального округа оценивается экспертами в более чем 100 млрд. рублей [1].

Развитие рынка информационных услуг здесь практически ничем не отличается от общероссийской динамики. Как и в федеральном масштабе, интенсивный рост наблюдается преимущественно в двух сегментах данного рынка – секторе услуг по производству и распространению программного обеспечения и секторе услуг по передачи данных различным видам субъектов, что обусловлено как достаточно высокими техническими возможностями региона, так и квалифицированным штатом работающих здесь специалистов.

Не менее интересны данные, отражающие соотношение организаций, предоставляющих информационные услуги, по форме собственности. Так, 63% компаний Северо-Запада – имеют частную форму собственности и только 37% являются государственными. В Санкт-Петербурге это соотношение составляет 73% и 27%, в Калининградской области – 66% и 34%, в Новгородской области – 69% и 31%, в Мурманской области – 70% и 30% соответственно [2]. Наиболее сильный контроль со стороны государственных структур наблюдается в сфере услуг программного обеспечения, связи, средств массовой информации и инновационно-технических разработок.

Перейдем к следующему параметру, характеризующему специфику регионального рынка информационных услуг – структуре спроса. Условно ее можно разделить на две большие группы – услуги для юридических и физических лиц (населения).

В среде юридических лиц приоритет отдан информационным услугам, направленным на приобретение, повышение профессиональных навыков, знаний и информации, необходимых при непосредственном выполнении задач в той или иной сфере деятельности. Примерно поровну спрос распределяется на услуги по предоставлению биржевой и финансовой, научно-технической и коммерческой информации – 19%, 18% и 15% соответственно; 10% приходится на статистические данные.

Интерес делового сообщества к данным видам информационных услуг объясняется, прежде всего, двумя факторами:

1) необходимостью принятия решений руководителем организации на основе достоверных и оперативных данных и сведений;

2) мониторинг статистической информации и составляемых на ее основе аналитических отчетов по различным отраслям способствует эффективному ведению бизнеса, поддержанию конкурентоспособности производимых компанией товаров и услуг, а также своевременному ориентированию в общей конъюнктуре рынка или его определенном сегменте.

Анализ статистических данных за 2004 и 2006 гг. показал устойчивый рост спроса в Северо-Западном регионе на новостную информацию. Так, если в 2004 году этот показатель составлял 7%, то уже в 2006 году он достиг отметки 10%. В частности, в Санкт-Петербурге данный показатель в настоящее время выше, чем в среднем по округу – 12%.

Перейдем теперь к рассмотрению структуры спроса на виды информационных услуг у населения. Она существенно отличается от ранее проанализированной нами структуры. В первую очередь, здесь наблюдается смещение от специализированной, точной информации к массовой, общедоступной и не требующей высокой квалификации и подготовки от ее потребителя. Кроме того, она значительно дешевле по сравнению с той, которая предназначена для юридических лиц. В общем виде ее можно отразить в следующем виде.

Первое место по-прежнему занимают услуги, связанные с предоставлением профессиональной информации – 22%, поровну – по 20% распределились предпочтения граждан между новостной и развлекательной информацией. Если среди бизнес-сообщества спрос на художественную литературу не превышал 1%, то среди физических лиц на нее приходится 19%. В случае с биржевой и финансовой информацией ситуация прямо противоположная. То, что имеет ценность для компаний и их руководителей, практически не пользуется спросом и вниманием у населения. Из проанализированных данных видно, что с 19% этот показатель снизился до 3%. Услугам по предоставлению коммерческой и статистической информации в Северо-Западном регионе отводится 10% и 6% соответственно.

Ситуация на рынке информационных услуг Санкт-Петербурга кардинальным образом не отличается от той, которая характерна для Северо-Запада. Как уже было отмечено, большим спросом у юридических и физических лиц пользуются услуги по предоставлению новостной информации, коммерческой и деловой, высока потребность в получении образовательных услуг и услуг по повышению профессиональной квалификации, получению новых навыков.

Для представителей бизнеса сегодня актуальны услуги, связанные с мониторингом тенденций в сфере недвижимости, земельного кадастра, промышленности, управления бизнесом различного уровня, а также банковской и страховой сферах. Высокая активность хозяйствующих субъектов также наблюдается и в отношении консультационных услуг, услуг по созданию и поддержанию специализированных баз данных (свободных рабочих мест, вакантных должностей, субъектов права и др.).

Возрастает интерес к информационному сопровождению инвестиционных проектов и мероприятий при непосредственном участии средств массовой информации. В качестве примеров может служить информационное освещение в прессе таких событий, как реализация проекта «Газпром-Сити», строительство и пуск автомобильного завода Toyota, переход на федеральное вещание ТРК «5-й канал» и другие.

С каждым годом растет спрос делового сообщества на рекламные услуги в СМИ. Так, «по состоянию на февраль 2007 года рынок рекламы в ряде печатных изданиях Санкт-Петербурга (в обзор вошли 36 газет и журналов) увеличился по сравнению с февралем 2006 года на 12,9% и составил 275,8 млн. рублей» [3]. Учитывая, что с 2009 года на телевидении планируется сокращение времени на рекламу, часть рекламодателей будет вынуждена уйти на более доступные ниши – радио и печать.

Из многообразия предоставляемых в настоящее время в Санкт-Петербурге информационных услуг, необходимо выделить те, которые в настоящее время пользуются спросом среди населения.

‑ услуги передачи данных, то есть обеспечение широкого доступа к информации по общественной, экономической, политической жизни;

‑ услуги по учету коммунальных платежей (информация поступивших на лицевой счет платежных сумм, сумм задолженности, сведения о пунктах приема коммунальных платежей);

‑ услуги доступа к мобильной связи и телекоммуникациям (снижение тарифных планов, повышение зоны охвата телекоммуникационными системами, рост Интернет-порталов, ресурсов сети передачи данных);

‑ услуги по использованию дистанционных форм и методов обучения в целях расширения возможностей получения профессионального образования гражданами;

‑ услуги по созданию государственного регистра населения в целях упрощения доступа к деятельности паспортно-визовых служб, паспортных столов в жилищно-эксплуатационных отделах (участках), органов записи актов гражданского состояния;

‑ информационные услуги средств массовой информации.

Интерес жителей Санкт-Петербурга к перечисленным видам информационных услуг в ближайшей перспективе будет нарастать. Кроме того, сохранится спрос на услуги библиотек и информационно-справочных служб и центров.


Источники:

1. Деловой Петербург. – Электронная версия. – От 23.11.2006 г.
2. Данные приведены автором из различных источников.
3. www. advertology.ru

Страница обновлена: 26.09.2024 в 14:27:46