Инфраструктура рынка ценных бумаг

Селюков В.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (10), Октябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Продолжение. Начало публикации глав учебного пособия “Рынок ценных бумаг” в № 1 2000, № 2 2000, № 3 2000, № 4 2000, № 5 2000, № 6 2000, № 7 2000, № 8 2000, № 9 2000) Под инфраструктурой рынка ценных бумаг (РЦБ) понимают комплекс взаимосвязанных факторов (частей инфраструктуры), обеспечивающих достижение стоящих перед рынком целей. Как отмечено в, основными целями РЦБ являются: аккумулирование временно свободных денежных средств юридических лиц и граждан и формирование ссудного капитала; перераспределение ссудного капитала на коммерческой основе между его потребителями;

Ключевые слова: ценные бумаги, инфраструктура рынка ценных бумаг



1. Общие сведения об инфраструктуре рынка ценных бумаг

Под инфрастуктурой рынка ценных бумаг (РЦБ) понимают комплекс взаимосвязанных факторов (частей инфраструктуры), обеспечивающих достижение стоящих перед рынком целей.

Как отмечено в [1], основными целями РЦБ являются:

аккумулирование временно свободных денежных средств юридических

лиц и граждан и формирование ссудного капитала;

перераспределение ссудного капитала на коммерческой основе между

его потребителями;

Для достижения названных целей инфраструктура РЦБ должна обеспечивать:

1) свободное прохождение (с минимальными задержками и затратами) денежных средств и ценных бумаг между участниками рынка;

2) легкость перераспределения капитала между участниками РЦБ. Для решения этой задачи необходимо в свою очередь обеспечить: высокую ликвидность обращающихся ценных бумаг; соответствие сроков поставки ЦБ и платежа по ним; свободный и равный доступ участников РЦБ к информации; условия торговли, близкие к совершенной конкуренции; профессиональную поддержку участников рынка со стороны специализированных организаций и индивидуальных предпринимателей; др. мероприятия;

3) защиту прав и законных интересов участников РЦБ (прежде всего, инвесторов);

Рассмотренные требования к инфраструктуре РЦБ позволяют считать, что основными ее частями (составляющими) должны быть:

единое правовое поле для всех участников РЦБ и система управления, исключающая выход за пределы этого поля (“правовая” составляющая инфраструктуры);

единая информационная среда для всех участников РЦБ (“информационная” составляющая инфраструктуры);

институт профессиональных участников РЦБ, обеспечивающий реализацию конкурентной торговли ценными бумагами и предоставление посреднических услуг, включая управление финансовыми рисками;

трансфертные системы для переводов денежных средств и ценных бумаг между участниками рынка (“трансфертная” составляющая инфраструктуры).

Все названные составляющие инфраструктуры РЦБ гармонично дополняют друг друга и только совместно обеспечивают решение задач, стоящих перед рынком.

Создание инфраструктуры РЦБ - это длительный (практически непрерывный) процесс, который неотступно следует за всеми нововведениями на рынке (за появлением в обращении новых финансовых инструментов, за вновь возникшими задачами и т. п.). Отставание здесь всегда сдерживает развитие рынка и экономики страны в целом. Поэтому процессом создания и дальнейшего совершенствования инфраструктуры РЦБ управляет Государство.

Целесообразно рассмотреть каждую составляющую инфраструктуры РЦБ более детально.

2. “Правовая” составляющая инфраструктуры РЦБ

Участие в операциях на РЦБ сопряжено с большими рисками [1]. Причем, наибольшему риску подвержены инвесторы, вкладывающие временно свободные денежные средства в ценные бумаги и, тем самым, кредитующие эмитентов этих бумаг. Для ограничения в первую очередь кредитного риска Государство разрабатывает нормативно-правовую базу РЦБ. При этом, законодательно устанавливаются:

состав финансовых инструментов, квалифицируемых как ценные бумаги;

права инвесторов по каждому виду ценных бумаг;

“правила игры” на РЦБ, включающие эмиссию ЦБ, торговлю ценными

бумагами, регистрацию прав владельцев ЦБ, порядок раскрытия информации и пр.;

виды и порядок лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ;

руководящие и контролирующие органы на РЦБ;

другие регламентирующие правила.

Основными нормативными документами для российского РЦБ являются [2...7]. В соответствии с этими документами в Российской Федерации образована Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). На ФКЦБ и ее региональные отделения возложены функции нормативного обеспечения и лицензирования всех видов профессиональной деятельности на РЦБ, контроля за соблюдением законов и других нормативных актов участниками рынка, применения санкций к нарушителям вплоть до отзыва лицензий. Наряду с государственным контролем, законодательно предусмотрен и общественный контроль за соблюдением “правил игры” на рынке. Такой контроль могут проводить саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ. В настоящее время созданы и успешно функционируют: НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), объединяющая брокеров и дилеров; ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев); др. саморегулируемые организации. Кроме этого, контроль за деятельностью подопечных организаций на РЦБ осуществляют другие государственные лицензирующие органы, действующие на основании генеральной лицензии ФКЦБ. Так, контроль за деятельностью кредитных организаций на РЦБ ведет Центральный Банк России.

Таким образом, “правовая” составляющая инфраструктуры РЦБ, включающая нормативно-правовую базу рынка и сеть лицензирующих и контролирующих организации, призвана обеспечивать действие всех участников РЦБ в едином правовом поле.

3. “Информационная” составляющая инфраструктуры РЦБ

Рынок ценных бумаг - это рынок ожиданий. Успешнее здесь действует тот, кто обладает большей информацией. К сведениям, необходимым участникам РЦБ, в первую очередь относятся:

оперативная рыночная информация о параметрах совершаемых сделок с ценными бумагами (текущие котировки ЦБ, объемы торгов, время и место заключения сделок, значения текущих общерыночных показателей и т. п.);

информация о текущем и прогнозируемом финансово-экономическом положении эмитентов ЦБ;

информация о текущих и прогнозируемых параметрах смежных сегментов отечественного финансового рынка;

информация о текущем и прогнозируемом состоянии зарубежных финансовых рынков;

текущие сведения о владельцах именных ЦБ того или иного эмитента, правах этих владельцев на ценные бумаги, а также правах, вытекающих из факта владения указанными ЦБ.

Для обеспечения возможности доступа к информации всем участникам РЦБ в инфраструктурном плане решаются следующие задачи:

во-первых, законодательно установлен перечень сведений, который в обязательном порядке должны раскрывать эмитенты и профессиональные участники РЦБ [2, 3]. К таким сведениям в первую очередь относятся данные отчетных бухгалтерских документов организаций, проспекты эмиссии ЦБ, биржевые котировальные листы и пр. Правильность раскрытия информации на рынке контролируют: ФКЦБ РФ (непосредственно или с помощью своих региональных отделений), Центральный Банк России, др. лицензирующие организации. Как уже отмечалось (см. разд. 2), эти организации наделены правами санкций к нарушителям правил поведения на РЦБ;

во-вторых, для учета всех владельцев именных ЦБ и их прав существуют системы ведения реестров этих бумаг. В таких системах сосредоточена вся информация о владельцах именных ЦБ, правах этих владельцев на ценные бумаги, правах, вытекающих из обладания указанными ЦБ. В соответствии с [2], реестры именных ценных бумаг всех эмитентов (при числе владельцев ЦБ, большем 500) держат и постоянно корректируют профессиональные участники РЦБ - специализированные регистраторы;

в-третьих, сбор, обработку и распространение информации о финансово-экономическом положении эмитентов ЦБ и, в соответствии с этим, установление их кредитного рейтинга ведут на РЦБ различные рейтинговые агентства. Так, например, в США наиболее авторитетными рейтинговыми агентствами являются “Moody’s” и “Standart & Poor’s”;

в-четвертых, сбор, обработку и распространение оперативной информации о результатах торгов на РЦБ, расчет различных фондовых индексов, прогнозирование состояния отечественных и зарубежных рынков осуществляют различные аналитические и информационные агентства. Такими агентствами на российском РЦБ являются: “Финмаркет”, “Росбизнесконсалтинг”, АК&М и др.

Таким образом, “информационная” составляющая инфраструктуры рынка ценных бумаг включает в себя базы данных различных аналитических и рейтинговых агентств, действующих на РЦБ; системы ведения реестров именных ценных бумаг; средства передачи, обработки и отображения информации; сеть государственных и общественных организаций, контролирующих правильность раскрытия информации эмитентами ЦБ и профессиональными участниками РЦБ.

4. Составляющая инфраструктуры РЦБ, обеспечивающая конкурентную торговлю ценными бумагами и посреднические услуги

Как показано в предыдущих главах данного пособия, условия торговли ЦБ, близкие к совершенно конкурентным, обеспечиваются на фондовых биржах. Поэтому биржевые торговые системы (центры) являются существенной частью инфраструктуры РЦБ. Внебиржевые торговые системы занимают также важное место на фондовом рынке. Примерами таких систем являются компьютерные сети NASDAQ (США) и РТС (Россия). Эти системы постоянно совершенствуются и по своим возможностям приближаются к биржевым.

Непосредственными участниками торгов на фондовых биржах и, как правило, во внебиржевых системах являются профессиональные участники РЦБ - брокеры и дилеры. Брокеры выполняют поручения клиентов (эмитентов и инвесторов) по покупке или продаже ЦБ. Их высокий профессионализм позволяет существенно уменьшать риски клиентов. Дилеры ведут покупку и продажу ЦБ от своего имени. Они могут выступать в качестве андеррайтеров на этапе размещения ЦБ. Эффективное управление портфелями ценных бумаг и денежными средствами на РЦБ является исключительно сложной задачей. Ее решают доверительные управляющие в интересах своих клиентов. Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что брокерская и дилерская деятельности на РЦБ, а также деятельность по доверительному управлению ценными бумагами часто совмещаются одним юридическим лицом - профессиональным участником РЦБ (имеющим соответствующие лицензии). Такое совмещение позволяет уменьшать совокупные затраты на сделки (трансакционные издержки). Примерами таких фондовых супермаркетов в США являются инвестиционные банки. Разветвленная сеть брокерских, дилерских и управленческих фирм, а также инвестиционных банков, действующих в едином правовом и информационном поле, является важной составной частью инфраструктуры РЦБ. При этом следует отметить, что инфраструктура рынка должна обеспечивать названным профессиональным участникам возможность совершать сделки с ЦБ непосредственно (или через посредников) в любой торговой системе (торговом центре) национального (а в перспективе и зарубежных) РЦБ. Фрагмент инфраструктуры РЦБ, обеспечивающий конкурентную торговлю ЦБ и посреднические услуги, представлен на рис. 1. На этом рисунке стрелками показаны возможные направления взаимодействия участников рынка.

Рис. 1. Фрагмент инфраструктуры РЦБ, обеспечивающий конкурентную торговлю ЦБ и посреднические услуги

ТЦ - торговый центр (фондовая биржа, внебиржевая торговая система);

ПУ - профессиональный участник (брокер, дилер или инвестиционный банк).

5. “Трансфертная” составляющая инфраструктуры РЦБ

Основной задачей рассматриваемой составляющей инфраструктуры РЦБ

является обеспечение свободного прохождения (с минимальными задержками и затратами) денежных средств и ценных бумаг между участниками рынка. Такое движение денежных средств и ценных бумаг на РЦБ инициируется заключенными сделками (трансакциями) в торговых центрах (см. рис. 1). На этапе исполнения каждой сделки деньги от покупателя должны поступить на банковский счет продавца, а ЦБ - перейти в собственность покупателя.

Для осуществления клиринга и обеспечения перемещения денежных средств от покупателя к продавцу в составе торгового центра (биржи) наряду с собственно торговой системой, регистрирующей факт заключения сделки и ее параметры, имеется интегрированная с ней расчетная система (рис. 2). Эта система реализуется, как правило, кредитными организациями, имеющими лицензию Центрального Банка России, и поэтому связана с национальной банковской системой. В кредитной организации, реализующей расчетную систему, участники торгов открывают банковские счета. При реализации принципа поставки против платежа на счетах у покупателей ЦБ еще до начала торгов должны быть суммы, обеспечивающие 100% оплату предстоящих покупок. После завершения торговой сессии, осуществления сверки параметров сделок и проведения клиринга кредитные организации переводят необходимые денежные средства со счетов покупателей на счета продавцов. (Деньги могут быть переведены и на счета клиентов, открытые в других банках).

Для осуществления хранения ценных бумаг и перемещения их со счетов “депо” продавцов на аналогичные счета покупателей используются депозитарии. Депозитарий торгового центра должен быть интегрирован с торговой системой (см. рис. 2). В нем покупатели и продавцы ЦБ открывают счета “депо”. При реализации принципа поставки против платежа в депозитарии до начала торгов на счетах продавцов должны храниться ценные бумаги, подлежащие продаже. После заключения сделки проданные ЦБ перемещаются со счетов “депо” продавцов на счета “депо” покупателей. Депозитарии торговых центров на РЦБ должны быть объединены (по аналогии с банковской системой) в единую (национальную) депозитарную систему. В такой системе каждый депозитарий является номинальным держателем другого депозитария. При бездокументарной форме выпуска ценных бумаг перевод их со счетов одного депозитария на счета другого существенно упрощается. Такая безналичная форма расчетов ценными бумагами близка к безналичной денежной форме расчетов в банковской системе.

Для обеспечения учета прав владельцев именных ЦБ в реальном масштабе времени необходима надежная оперативная связь депозитариев с регистраторами (см. рис. 2). Каждый депозитарий, хранящий именные ЦБ, должен быть номинальным держателем в соответствующих регистрационных фирмах. При наличии в стране единой национальной депозитарной системы реализация такой связи с регистраторами существенно облегчается. Возможно даже в перспективе создание в стране единой депозитарно-регистрационной системы. В настоящее же время в РФ нет единой депозитарной системы. Поэтому на РЦБ велика роль специальных трансфер-агентских фирм, облегчающих взаимодействие с регистраторами.

Рис. 2. Фрагмент “трансфертной” составляющей инфраструктуры РЦБ

Дп - депозитарий; ТС - торговая система; РС - расчетная система; ТЦ - торговый центр (биржа); Рг - регистратор; Д - деньги; ЦБ - ценные бумаги.

Таким образом, в недалекой перспективе “трансфертная” составляющая инфраструктуры РЦБ может представлять собой комплекс, состоящий из двух основных связанных между собой торговыми центрами общенациональных систем: расчетно-клиринговой как части банковской системы и депозитарно-регистрационной.


Источники:

1. Селюков В. К. Финансовый рынок – сфера деятельности финансового
инженера. – М.: Российское предпринимательство, №№ 1,2, 2000.
2. Федеральный закон РФ “О рынке ценных бумаг”. – М.: “Юрайт”, 1996.
3. Федеральный закон РФ “Об акционерных обществах”. – М. “Ось – 89”, 1996.
4. Федеральный закон РФ “О переводном и простом векселе”. – М.: ФГ № 13, 1997.
5. Федеральный закон РФ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. – М.: “Ось – 89”, 1998.
6. Федеральный закон РФ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”. – М.: ФГ № 12, 1999.
7. Указ Президента РФ от 03.04.2000 № 620. Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. – М.: ФГ № 16, 2000.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:19:12