Структурно-функциональный подход к исследованию рыночной инфраструктуры

Суслова Ю.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Эволюция рыночной инфраструктуры имеет тенденцию к постепенному обобществлению, выделению ее в самостоятельный комплекс, объект управления как со стороны предпринимательского сообщества, так и власти, а с 2000 года, в связи с созданием федеральных округов, трансформируется в одну из приоритетных сфер государственного регулирования.

Ключевые слова: государственное регулирование, рыночная инфраструктура



Эволюция рыночной инфраструктуры имеет тенденцию к постепенному обобществлению, выделению ее в самостоятельный комплекс, объект управления как со стороны предпринимательского сообщества, так и власти, а с 2000 года, в связи с созданием федеральных округов, трансформируется в одну из приоритетных сфер государственного регулирования.

Исследование рыночной инфраструктуры необходимо осуществлять в соответствии с отдельно взятой концепцией (дифференцированный подход), а затем группировать аналогичные по характерным признакам концепции (интегративный подход). Инфраструктура представляет собой комплекс отраслей, обеспечивающих условия для функционирования хозяйствования и жизнедеятельности населения. Она включает в себя совокупность производственных и непроизводственных сфер, составляющих основу экономической деятельности и обеспечивающих реализацию экономических интересов всех хозяйствующих субъектов и государства.

Исходным методологическим требованием структурно-функционального подхода к исследованию рыночной инфраструктуры является комплексный учет всех основных факторов, ее определяющих. Кроме того, создание рыночной инфраструктуры зависит от технических возможностей строительства, степени развития дорожной сети, наличия транспортных средств, сложившихся схем товародвижения и товароснабжения, форм и характера межрайонных связей, количества и структуры торговых систем.

Сеть предприятий торговли формируется в виде единой системы, в которой отдельные компании функционируют как ее взаимосвязанные элементы. Она строится на взаимодействии двух групп предприятий – местного и городского значения, в соответствии с функциями, которые они выполняют в процессе обслуживания населения (ассортимент товаров и услуг, формы обслуживания) и в зависимости от отношения потребителя к затратам времени на их получение.

Основным требованием к формированию типов и размещению предприятий местного значения является обеспечение населения основными группами товаров повседневного спроса, а также услугами общественного питания в процессе деятельности людей с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому предприятия местного значения размещаются относительно равномерно в жилой зоне города (в микрорайонах, жилых районах, комплексах) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков и обслуживают население в пределах пешеходной доступности.

Главное требование к предприятиям городского значения – предоставление населению максимального набора товаров и услуг, удовлетворяющих самые разнообразные потребности. Данные организации размещаются в общегородском центре, центре планировочных районов, на главных улицах и магистралях, у транспортных узлов и др. с учетом транспортной доступности.

Методика проведения исследования рыночной инфраструктуры на основе функционального подхода осуществляется по следующим этапам:

1) Определение целей и задач исследования рыночной инфраструктуры в экономике;

2) Анализ современного состояния экономики на основе социально-демографических факторов, планировочных особенностей, развития транспортных сетей и других показателей генерального плана развития;

3) Анализ фактической дислокации объектов сети предприятий торговли на основе их паспортизации и экономических расчетов по размещению, определению зон обслуживания и выбору типов предприятий на расчетный срок;

4) Характеристика размещения действующей сети предприятий торговли по ряду экономических показателей (охват жилой застройки города предприятиями местного значения в пределах радиуса доступности, степень взаимосвязи предприятий с общественным транспортом, территориальное распределение предприятий городского значения и их взаимосвязь с другими объектами);

5) Расчет дифференцированных нормативов потребности в услугах инфраструктурных составляющих;

6) Разработка выводов и рекомендаций по совершенствованию объектов рыночной инфраструктуры в экономике.

На наш взгляд, для совершенствования процессов организации предпринимательской деятельности необходимо создавать пакет стандартов, унифицированных моделей и методов, позволяющих в оперативной обстановке (индикативное и декомпозитное планирование) осуществлять эффективные предпринимательские программы для развития рыночной инфраструктуры и сбалансированности экономики. Использование разработанной методики не должно ограничиваться рынками локальной отрасли (элемента) инфраструктуры.

Значительные возможности для эффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности имеются при использовании информационного ресурса. Приоритетным направлением в развитии постиндустриальной экономики должно быть совершенствование правовой базы государственного регулирования в аспекте ее развития. Важнейшим здесь следует считать разработку правовых и нормативных актов не только локального характера, но и комплексного, системного законодательного акта, способного в условиях жесткой регламентации осуществлять координацию, взаимодействие отдельных (декомпозитных) элементов рыночной инфраструктуры.

Необходимо также разработать систему инфраструктурных стандартов, способствующих более полному удовлетворению потребительских предпочтений, на основе использования активного государственного ресурса. Особенно важным здесь является совершенствование унификации рыночной инфраструктуры и разработка экономически обоснованных программ соответствия положений отдельных направлений предпринимательской деятельности нормативно-законодательной базе, регламентирующей ее развитие, что создает реальный механизм по формированию эффективной институциональной системы.


Источники:

1. Российска Федерация. Законы. Концепция развития потребительского рынка города Красноярска на 2006-2010 годы : постановление администрации города Красноярска : от 25.09.2006 г.
2. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс : учеб. пособие. / под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. – М. : Финстатинформ, 1997. – 220 с.
3. Иванов С.А., Тишин Е.В. Стандарты качества жизни в системе социального управления. – СПб. : ИСЭП РАН, 1998. – 67 с.
4. Козельская И. Н. Инфраструктурное обеспечение функционирования рынка транзитивной экономики. – Саратов : изд. центр СГЭА, 1997. – 236 с.
5. Колодин В. С., Инфраструктурное обеспечение региональных товарных рынков : учеб. пособие / В. С. Колодин, Л. В. Шемякина, А.И. Федотов. – Иркутск : БГУЭП, 2005. – 112 с.
6. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: учебное пособие. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 252 с.
7. Чаплина А.Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения : Монография. – Красноярск : Красноярский гос. ун-т, 2002. – 231 с.

Страница обновлена: 01.11.2024 в 08:52:39