Фермерские хозяйства как новая форма предпринимательства (по материалам Республики Коми)

Найденов Н.Д., Никитинская С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Найденов Н.Д., Никитинская С.С. Фермерские хозяйства как новая форма предпринимательства (по материалам Республики Коми) // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 10. – С. 152-156.

Аннотация:
В июне 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», с принятием которого закреплена особая форма сельскохозяйственного предпринимательства без образования юридического лица.

Ключевые слова: предпринимательство, фермерские хозяйства, организационно-правовая форма, Республика Коми, сельскохозяйственное предпринимательство



В июне 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», с принятием которого закреплена особая форма сельскохозяйственного предпринимательства без образования юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также – фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Фермерское хозяйство имеет свойства индивидуального предпринимательства, а также кооператива, поскольку граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом участников объединения. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Доли участников при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются внутренним соглашением.

Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, а также порядок его формирования устанавливаются участниками по взаимному согласию.

При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество подлежит разделу между бывшими участниками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Фермерский сектор Республики Коми начал складываться в 1990 году и к началу 1995 года в Республике Коми насчитывалось 708 крестьянских (фермерских) хозяйств. За ними было закреплено 13,6 тыс. га земельных участков, в том числе 5,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий. На конец 2005 года в республике насчитывалось 309 крестьянских (фермерских) хозяйств. По состоянию на начало 2006 года им было предоставлено 7408 га земель, в том числе 4282 сельскохозяйственных угодий, из них пашни – 2014 га. Из общей площади предоставленных земель в собственности фермерских хозяйств находится лишь 9% (691 га), на праве пожизненного наследуемого владения 65% (5095 га), остальные 26% на праве аренды на различные сроки.

В 2005 году в Республике Коми для целей проведения конкурса среди крестьянских (фермерских) хозяйств Институтом переподготовки и повышения квалификации специалистов АПК (г. Сыктывкар) была обследована вся совокупность фермерских хозяйств в Республике Коми. Общая тенденция такова: сельское население разочаровано в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Между тем, видна и другая тенденция: нарастает число крестьянских (фермерских) хозяйств, которые становятся экономически крепкими (например, «Фауна» во главе с М. В. Колодием, «Север» во главе с В.В. Ворова¸ «Динара» во главе с Г.С. Размысловой, «Кедр – 2» во главе с А.Ф. Захаровой и др.). В среднем за год одним фермерским хозяйством производится 18 тонн молока, три тонны говядины и пять тонн свинины, суммарная выручка в среднем на одно хозяйство составляет 486,44 тысячи руб.

Размеры крестьянских (фермерских) хозяйств в целом по Республике Коми в разрезе административных районов по состоянию на 2005 год по объему товарной продукции по данным Института переподготовки и повышения квалификации специалистов показаны в табл. 1.

Таблица 1. Размеры крестьянских (фермерских) хозяйств в целом по Республике Коми в разрезе административных районов по состоянию на 2005 год по объему товарной продукции.

Район
2005 год
В среднем на хозяйство
Всего, тыс.руб.
Прилузский район
155,1
775,69
Сысольский район
99,0
495,11
Сыктывдинский район
0
0,00
Корткеросский район
12,2
73,20
Усть-Куломский район
140,0
280,24
Усть-Вымский район
458,3
4125,04
Княжпогостский район
652,0
10433,09
Удорский район
105,2
631,62
г. Ухта
2663,5
10654,97
Троицко-Печорский район
488,0
1940,01
г. Сосногорск
789,4
4735,41
Усть-Цилемский район
336,0
3360,55
г. Печора
233,7
233,73
Ижемский район
294,0
1176,23
Всего по республике
486,42
38914,90

Как показано в табл.1, при среднем объеме производства в 486,44 тыс. р. объемы производства на одно крестьянское (фермерское) хозяйство варьировались от 2663, 5 тыс. в г. Ухте до 0 в Сысольском районе. Четко выделяются три группы хозяйств – крупные от 600 тыс. руб. и выше продукции на одно хозяйство; средние – от 294 тыс. р. до 488 тыс. р. и мелкие – до 233 тыс. р.

Фермерские хозяйства являются наиболее динамично развивающимся сектором сельскохозяйственного производства в Республике Коми. Но доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме сельхозпродукции в регионе остается невысокой – 2%. Это вызвано тем, что основные ресурсы села, прежде всего земля, остаются в собственности организаций и их переход фермерам затруднен, сильна конкуренция местной и завозимой продукции, маркетинг последней существенно лучше организован.

Государственная поддержка развития фермерства, осуществляемая через Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, реализуется в следующих формах:

‑ субсидии на оказание помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, пострадавших от стихийных бедствий;

‑ субсидии на оплату расходов по подготовке и повышению квалификации кадров;

‑ оплата расходов на проведение целевых конкурсов и экспертиз;

‑ выплата единовременных пособий лицам, переселившимся в сельскую местность с целью создания крестьянских (фермерских) хозяйств;

‑ компенсация части расходов на строительство животноводческих помещений;

‑ компенсация части расходов на строительство подъездных дорог.

Несмотря на усилия власти Республики Коми увеличить число крестьянских (фермерских) хозяйств, оно, напротив, уменьшается. Это объясняется следующими причинами: плохой транспорт, отсутствие мощностей по переработке и упаковке, недостаточные масштабы производства, низкий уровень дисциплины среди местного населения, высокий уровень конкуренции со стороны привозных из других регионов продуктов.

Мы считаем, что государственная поддержка фермерства в Республике Коми, хотя и оказывается в значительных объемах, однако недостаточно сориентирована на развитие конкурентных преимуществ фермеров. Поэтому упор в государственной поддержке фермерских хозяйств должен быть сделан на меры по регулированию сельскохозяйственного рынка, расширению доступа местного товаропроизводителя к возможностям сбыта продукции и его маркетингового обслуживания.


Источники:

1. Российская Федерация. Законы. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11.06.2003 [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс.
2. Российская Федерация. Законы. Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2006 году : постановление правительства Республики Коми № 56 от 4.04. 2006 [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс.
3. Российская Федерация. Законы. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года: постановление правительства Республики Коми № 56 от 4.04. 2006. – Сыктывкар [б.и.], 2006. – 156с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:29:56