Социально-экономические проблемы развития системы высшего образования в России
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Брекоткина Е.С. Социально-экономические проблемы развития системы высшего образования в России // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 10. – С. 129-134.
Аннотация:
Решение приоритетных задач социально- экономического развития страны невозможно без опоры на образование общества. Через систему образования должна быть сформирована кадровая инфраструктура, адекватная современным технологиям, используемым в основных отраслях промышленности и сфере услуг, обеспечено воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики.
Ключевые слова: высшее образование, образование, система высшего образования
Решение приоритетных задач социально-экономического развития страны невозможно без опоры на образование общества. Через систему образования должна быть сформирована кадровая инфраструктура, адекватная современным технологиям, используемым в основных отраслях промышленности и сфере услуг, обеспечено воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики.
Особенностью системы образования, по сравнению с другими сферами экономики, является то, что она имеет наиболее широкие, устойчивые и сильные обратные связи со своей макросредой, так как формирует целые поколения специалистов, которые в своей дальнейшей деятельности начинают определять изменения этой среды.
Вследствие этого большинство проблем высшего образования в России связано с изменениями, происходящими во внешней среде. Основными из них являются:
‑ недостаточное финансирование образования государством;
‑ несогласованность работы системы образования и рынка труда;
‑ демографический спад;
‑ низкая платежеспособность населения.
Функционирование системы высшего образования в значительной степени зависит от интенсивности финансирования. При этом непрерывно решается задача перераспределения средств между количеством обучающихся и качеством их обучения.
Несмотря на повышение роли частных инвестиций, основным источником финансирования образовательных учреждений в России остаются средства бюджетов различных уровней. Уровень государственных расходов на образование определяется федеральной политикой в данной области. В 2005 году совокупные расходы на образование за счет всех источников составляли более одного триллиона рублей (5,1% от ВВП Российской Федерации), в том числе [1]:
‑ расходы бюджетов всех уровней – 608 млрд. руб. (3,1% ВВП);
‑ расходы населения – 376 млрд. руб. (1,9% ВВП);
‑ расходы предприятий – 20 млрд. руб. (0,1% ВВП).
Несмотря на то, что за период с 2000 по 2005 годы бюджетные расходы на образование выросли в сопоставимых ценах в общем образовании практически вдвое, а в профессиональном – в 1,7 раза, по сравнению со странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (с поправками на паритет покупательной способности) они остаются крайне низкими. В расчете на одного обучающегося они от 2,5 до 10 раз меньше, чем в государствах ОЭСР [2].
В связи с развитием платного обучения все большее влияние на деятельность системы образования оказывает платежеспособный спрос населения. По оценкам социологов, готовность семей платить за образование в последние годы возрастает. Тем не менее, на сегодняшний день лишь 16% российских домохозяйств могут потратить на обучение ребенка свыше 36 тыс. руб. в год; 48% ‑ от 12 тыс. до 36 тыс. руб.; 29% ‑ до 12 тыс. руб. 6,4% российских семей вообще не в состоянии материально поддерживать своих детей в процессе их обучения [3].
Существенное влияние на развитие как системы образования в целом, так и отдельных ее уровней оказывает демографическая ситуация в стране. В настоящее время в РФ ежегодная убыль населения составляет около 800 тыс. человек. Реальна угроза вырождения населения России и, главным образом, за счет новых поколений – основных потребителей образовательных услуг. Так, по прогнозам, сокращение контингента обучаемых к 2010 г. относительно 2001 г. может составить:
‑ в учебных заведениях начального профессионального образования ‑ 30-35%;
‑ среднего профессионального образования ‑ 22-25%;
‑ высшего профессионального – 25-30% [4].
Демографический спад оказывает отрицательное воздействие на деятельность образовательных учреждений различных уровней профессионального образования. Важнейшим фактором влияния здесь является сокращение потенциала абитуриентов, общее количество которых меньше числа мест приема в учебные заведения, осуществляющие подготовку по основным программам профессионального образования всех уровней.
Миграция населения в Россию может положительным образом сказаться на развитии системы образования. В таком случае прибывающие являются потенциальным контингентом для учебных заведений, что может скомпенсировать снижение темпов роста «коренного населения». В тоже время миграция может выражаться в виде оттока населения из страны. Отъезд ведущих специалистов, ученых и научных сотрудников оказывает негативное воздействие на все сферы российской экономики, что в наибольшей степени выражается в дефиците кадров, способных к воспроизводству полноценного интеллектуального потенциала.
В свете недостаточного бюджетного финансирования привлечение ресурсов частных предприятий в систему образования может служить дополнительным источником. Развитие сотрудничества между корпорациями и учреждениями профессионального образования позволит повысить эффективность деятельности системы образования и снизить структурный дисбаланс на рынке труда.
Объединяя возможности нескольких компаний, работающих в регионах, бизнес в состоянии решить назревшие социальные проблемы, в частности, связанные с качеством образования, созданием систем дополнительного обучения по дефицитным профессиям. В этой связи представляется целесообразным:
‑ сформулировать национальную доктрину и стратегию развития человеческого капитала, подготовки кадров;
‑ создать эффективную государственную систему информирования работодателей и населения о динамике профессиональных рынков труда и соответствующих прогнозах;
‑ возродить государственную систему профориентации населения.
Как известно, чем выше технологический потенциал национального народного хозяйства, тем более высококвалифицированный труд требуется для работы на основных производственных фондах. При интенсивном развитии промышленности создаются предпосылки для безработицы в социальных группах с низким уровнем образования, не соответствующим технологическому содержанию экономики, что вызывает социальную напряженность.
Новые задачи и виды организации производства, появление новых технологий, моделей управления персоналом требуют, чтобы квалификация работников соответствовала изменяющимся требованиям рынка труда.
В настоящее время наблюдается значительное несоответствие между требованиями работодателей к уровню квалификации трудящихся и уровнем подготовки выпускников ВУЗов. Следует отметить, что при высоких темпах экономического развития не только заметно изменяются пропорции видов трудовых ресурсов, но и возрастает необходимость увеличения расходов на их переподготовку по сравнению с их первичным обучением.
Основной причиной такого несоответствия можно считать недостаточное использование стратегического менеджмента и маркетинга в сферах высшего образования и занятости. Поэтому необходимо обеспечить выполнение всех функций по выявлению и удовлетворению потребностей субъектов рынка труда и системы образования, управлению их координацией и взаимодействием.
Таким образом, анализ социально-экономических проблем системы высшего образования в России позволил выявить основные факторы, оказывающие влияние на ее развитие. Их учет при управлении образовательным учреждением позволит повысить эффективность его деятельности.
Для повышения качества образовательных услуг и увеличения уровня востребованности выпускников необходимо развивать сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями в области целевой подготовки и переподготовки кадров. Необходим инструментарий, позволяющий образовательному учреждению управлять процессом взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда, учитывая и согласовывая потребности учащихся, работодателей, а также государства.
Источники:
2. Экономика образования в зеркале статистики: новые данные. Информационный бюллетень. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – 40 с.
3. Савицкая Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России // Вопросы статистики. – 2004 . ‑ №9. – с. 45-48.
4. Киселев А.Ф., Савельев А.Я., Сазонов Б.А. Образовательный потенциал России: состояние и развитие. – М.: МГУП, 2004. – 136 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:30:40