Налоговое стимулирование инновационного предпринимательства

Кокуева Я.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Эффективная перестройка экономики может быть обеспечена только целенаправленным перераспределением информационных, финансовых и иных ресурсов в пользу инновационных отраслей. Малый бизнес объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов.

Ключевые слова: налогообложение, инновационное предпринимательство, налоговая политика



Эффективная перестройка экономики может быть обеспечена только целенаправленным перераспределением информационных, финансовых и иных ресурсов в пользу инновационных отраслей. Малый бизнес объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов.

Малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоемкую продукцию и услуги.

В последние годы бюджетная и налоговая политика правительства Российской Федерации направлена на уравнивание в правах всех субъектов экономической деятельности. Поэтому постоянно уменьшается количество льгот и преференций. Но малое предпринимательство не может существовать без системы государственной поддержки. В частности, необходима развитая инфраструктура поддержки инновационного бизнеса, включающая в себя широкий комплекс методов и форм поддержки.

Научно-техническая политика промышленно развитых стран оперирует, прежде всего, методами косвенного регулирования (в частности, через различные схемы налоговых стимулов и льгот), доля которых в системе государственной поддержки науки в последнее десятилетие заметно возросла (в сравнении с методами прямой государственной поддержки). В России же устойчиво сохраняется приоритет прямой государственной поддержки науки. За последние несколько лет действовавшая ранее система косвенного стимулирования научных организаций через налоговые льготы фактически ликвидирована, а предпринятые попытки поощрения инвестиций в науку пока не дали какого-либо заметного результата.

За последние несколько лет заметно сократился объем льгот, предоставляемых науке по уплате налога на добавленную стоимость. В частности, утратили силу:

‑ освобождение от уплаты НДС патентно-лицензионных операций (кроме посреднических), связанных с объектами промышленной собственности;

‑ льготное налогообложение реализации научной и учебной книжной продукции, научной периодики, а также редакционной, издательской и полиграфической деятельности, связанной с их производством и реализацией;

‑ беспошлинный режим для товаров, ввозимых в Россию в качестве безвозмездной помощи (в том числе и технической) или в благотворительных целях;

‑ исключение из налогооблагаемой базы стоимости машин, оборудования и других изделий, безвозмездно предоставленных научной организации заказчиком по договору (заказу) на выполнение работ [1].

Наиболее радикальным изменением действовавшей раннее системы косвенной государственной поддержки науки, безусловно, стала отмена льгот по уплате налогов на имущество и на землю.

С 1 января 2007 года в главе 24 «Единый социальный налог», статье 241 Налогового кодекса введена отдельная шкала ставок для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Для указанной категории существенно снижен доступ к регрессивной шкале ЕСН и обеспечивается при достижении налоговой базы на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года суммы 75 тысяч рублей [2].

То есть государство не способствует развитию инновационного предпринимательства, а препятствует этому. Для стимулирования инновационного предпринимательства предполагается внесение изменений в Налоговый кодекс РФ [3].

Во-первых, внести изменения, связанные с обложением НДС: необходимо распространить действие статьи 145 Налогового кодекса РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» на малые инновационные предприятия и индивидуальных предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью.

Внести изменения в подпункт 16 п. З ст. 149 НК, предусматривающее освобождение от уплаты НДС при выполнении любых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Дополнить подпункт 17 п. 2 ст. 149 НК положением, в соответствии с которым от уплаты НДС будут освобождены:

‑ реализация научной и учебной книжной продукции;

‑ реализация периодических печатных изданий научного и образовательного характера;

‑ услуги по экспедированию и доставке печатных изданий и книжной продукции научного и образовательного характера;

‑ редакционные и издательские работы (услуги), связанные с производством книжной продукции и печатных изданий научного и образовательного характера.

Необходимо в ст. 150 НК установить, что от налогообложения НДС освобождается ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему не только в качестве вклада в уставный капитал, но и для проведения НИОКР и для образовательных нужд, а также ввоз печатной продукции научного и образовательного характера.

Необходимо освободить от налогообложения НДС (путем внесения дополнений в ст. 149 НК), либо снизить ставку (путем внесения дополнений в п. 2 ст. 164 НК) по патентно-лицензионным операциям (кроме посреднических), связанных с объектами промышленной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания).

Во-вторых, внести дополнения в ст. 251 НК и освободить от налогообложения прибыль организаций:

‑ полученную банками по договорам о предоставлении кредита малым инновационным предприятиям;

‑ полученную страховыми организациями, осуществляющими страхование предпринимательских рисков малых инновационных предприятий.

Предлагаем дополнить главу 25 НК статьей об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика малых инновационных предприятий в первые два года независимо от размера годового оборота.

В-третьих, необходимо освободить от обложения налогом на имущество организации в отношении машин, оборудования, приборов, опытных образцов, макетов и др. изделий, которые были получены ими для испытаний и экспериментов или были безвозмездно переданы в процессе исполнения договора (заказа) о создании научно-технической продукции в соответствии с условиями такого договора.

В четвертых, представляется целесообразным предусмотреть в ст. 346 НК норму о применении упрощенной системы налогообложения инновационными предприятиями с доходом до 30 млн. рублей по итогам девяти месяцев и 40 млн. рублей по итогам года.

Кроме того, необходимо включить в перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения, расходы на патентование и расходы на научные исследования или опытно-конструкторские разработки.

Согласно авторским расчетам, выпадающие доходы бюджетной системы от реализации данных предложений в условиях 2007 года, могут составить более 5 млрд. рублей. Но эти мероприятия являются первоочередными и обязательными.

Таким образом, для начального этапа продвижения российского инновационного предпринимательства нужны налоговые стимулы. А далее должны быть предприняты шаги по развитию инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса, подготовки высококвалифицированных кадров и другие мероприятия по стимулированию стратегически важного для России инновационного предпринимательства.


Источники:

1. Колодина И. Новаторам – налоговый рай // Российская бизнес-газета. – 2007. ‑ №18.– С. 4
2. Давидовская И. Налог.Точка.Ру // Российская бизнес-газета. – 2007. ‑ №3 (589). – С.4
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Налог Инфо, 2005. – 920 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:30:48