Подходы к проблеме разработки методологических аспектов развития современного предприятия на основе инноваций

Белуга Л.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Повышение эффективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот в современных условиях невозможно без разработки методологии инновационного развития предприятия. Решение этой задачи лежит в области формирования и использования соответствующих методов экономической теории и хозяйственной практики. В настоящее время руководство научно-технологическими инновациями находится в кризисной ситуации. В современной инновационной сфере есть немало противоречий. С одной стороны, Россия выступает на мировом рынке как государство с высоким научно-техническим потенциалом, но, с другой стороны, характеризуется как технологически отсталая страна. Разработку и освоение инноваций сегодня осуществляют только 10,6% промышленных предприятий…

Ключевые слова: инновации, промышленные предприятия, инновационная сфера, инновационное развитие



Повышение эффективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот в современных условиях невозможно без разработки методологии инновационного развития предприятия. Решение этой задачи лежит в области формирования и использования соответствующих методов экономической теории и хозяйственной практики. В настоящее время руководство научно-технологическими инновациями находится в кризисной ситуации. В современной инновационной сфере есть немало противоречий. С одной стороны, Россия выступает на мировом рынке как государство с высоким научно-техническим потенциалом, но, с другой стороны, характеризуется как технологически отсталая страна. Разработку и освоение инноваций сегодня осуществляют только 10,6% промышленных предприятий…

Структура затрат российских предприятий на инновационную деятельность носит специфический характер и свидетельствует о том, что наибольшая доля средств направляется на увеличение основного капитала, а не на инновации как таковые. Наибольшую долю здесь составляет покупка машин и оборудования – 48,1%. В то же время на приобретение новых технологий расходуется в среднем всего 2,4% всех затрат на инновации. На получение прав на патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели – 0,5%.

Отсюда можно сделать вывод о том, что предприятия решают, прежде всего, проблемы замены изношенной техники, а не стремятся перейти на качественно иной технологический уровень выпуска продукции и предоставления услуг. Среди главных факторов, сдерживающих инновационную деятельность, руководители предприятий называют в первую очередь нехватку собственных средств, неприемлемые условия кредитования, а также недостаток инвестиций.

Наряду с такими традиционными факторами, сдерживающими процессы разработки и внедрения новых технологий, как финансовые и информационные, специалисты в области инновационной деятельности выделяют следующий круг проблем:

1) недостаточное развитие законодательства в области инновационной деятельности;

2) дефицит специалистов в области разработки и внедрения новых и усовершенствованных видов продукции в рыночных условиях;

3) отсутствие эффективных методик вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот.

Указанные причины следует считать наиболее значимыми факторами инновационной пассивности отечественных промышленных предприятий.

В складывающейся глобальной экономике задача развития науки и технологий уже приобрела значение геополитической важности. Усиление влияния новых технологий на экономический рост и развитие предприятий в современных условиях все больше и больше требуют их непрерывного внедрения в производство. Трансформация экономической среды приводит к тому, что существующие методы управления предприятием не позволяют так же эффективно, как раньше, вовлекать технологические новации в хозяйственный оборот. До тех пор, пока не будут выработаны методы управления, адекватные изменившимся экономическим условиям, предприятия не смогут преодолеть свое технологическое отставание.

Процесс инновационного развития следует рассматривать с позиции его формирования на макроуровне (национальная экономика, государственные научно-технические приоритеты), мезоуровне (повышение инновационной активности конкретного региона или отрасли) и микроуровне (разработка и реализация инноваций отдельными предприятиями и организациями).

В свою очередь, в современной литературе, посвященной проблемам инновационного развития хозяйствующих субъектов, внедрение инноваций продолжает отождествляться с функциональным управлением отдельными производствами, а не с корпоративным развитием предприятия в целом. В результате реально на освоение инновационных проектов выделяется недостаточно ресурсов, а потенциал новых технологий используется не полностью.

Продвижение инновационных проектов на рынок сдерживается отсутствием методик анализа и повышения эффективности инновационных проектов. Их разработка на уровне предприятий продолжает осуществляться в основном без учета типа и масштаба внедряемых технологий.

Кроме этого, сегодня для анализа эффективности освоения инноваций применяются в основном «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов». Исследования показывают, что такой прямой перенос инвестиционного подхода на инновационный является не всегда верным. Используемые при оценке инвестиций методы базируются, как правило, на определении коммерческих результатов эффективности и не учитывают изменения внутрихозяйственных результатов функционирования предприятия при внедрении новых или улучшающих технологий.

Отсутствие соответствующей методологии приводит к тому, что предприятия отказываются от реализации инновационных проектов ввиду неопределенности их конечных экономических результатов.

До настоящего времени неразрешенной остается проблема поиска путей установления динамичного соответствия между инновационной и стратегической деятельностью развития предприятия. Это сдерживает решение задач ускорения внедрения новейших технологических достижений и, как следствие, улучшения качества продукции и повышения конкурентоспособности предприятий.

Эти и другие проблемы свидетельствуют о том, что необходимы дальнейшие исследования, в основе которых лежали бы пути, формы и методы, обеспечивающие повышение инновационной активности предприятий с учетом современных требований экономики.

Анализ трансформации экономической среды позволяет сделать вывод о том, что для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот предприятий в современных условиях необходима интеграция стратегического и инновационного управления предприятием. Известные подходы к вовлечению новых технологий в деятельность предприятий предлагается дополнить методами стратегического управления, то есть интегрировать известные принципы формирования стратегий и осуществления инновационного процесса.

Методика стратегического планирования, включающая анализ, планирование, реализацию и контроль над перспективными планами развития, доказала свою эффективность и жизнеспособность. Развитие методологии инновационного проектирования на основе интеграции с методами стратегического планирования позволит не только вывести деятельность предприятий по технологическому развитию на корпоративный уровень, но и установить динамичное соответствие с другими долгосрочными ориентирами предприятия. Для формирования такой методики целесообразным представляется осуществить следующее.

Основываясь на объективном характере, общности и универсальности процессов инновационного развития в ходе текущей деятельности и долгосрочного роста предприятия, необходимо сформировать методику эффективного внедрения предприятия новых технологий на безе экономической категории инновационного развития. Данная категория обобщает теоретическое представление о направлении стратегического развития предприятий, потенциальные возможности роста эффективности производства и повышения долгосрочной конкурентоспособности за счет освоения новых научно-технических достижений.

Таким образом, повышение эффективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот в современных условиях невозможно без разработки методологии инновационного развития предприятия. Развитие же методологии инновационного проектирования на основе интеграции с методами стратегического планирования позволит не только вывести деятельность предприятий по технологическому развитию на корпоративный уровень, но и установить динамичное соответствие с другими долгосрочными ориентирами предприятия.


Источники:

1. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 304 с.: ил.
2. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М. : Дело, 2003.
3. Инновационный менеджмент: справ. Пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЦИСН, 1998. – 568 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:31:07