Издательский бизнес блистал на ВВЦ

Куракин Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (10), Октябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Куракин Н.В. Издательский бизнес блистал на ВВЦ // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 10. – С. 39-41.

Аннотация:
XIII Московская международная книжная ярмарка, проходившая в 57 павильоне ВВЦ с 6 по 11 сентября, явилась отражением бурного развития предпринимательства в издательском деле. В ней участвовало более 2000 книгоиздателей из семидесяти стран мира и она стала заметным явлением в сфере издательского маркетинга.

Ключевые слова: издательский бизнес



XIII Московская международная книжная ярмарка, проходившая в 57 павильоне ВВЦ с 6 по 11 сентября, явилась отражением бурного развития предпринимательства в издательском деле. В ней участвовало более 2000 книгоиздателей из семидесяти стран мира и она стала заметным явлением в сфере издательского маркетинга.

Давно замечено, что фирмы, принимающие участие в различных выставочных мероприятиях, приобретают как широкую популярность среди потребителей, так и хорошую возможность оценить “лицо” своей продукции в сравнении с изделиями конкурентов. Это тем более показательно в свете наметившейся в последнее время тенденции к увеличению книгопроизводства практически во всех регионах страны.

В течение всех дней работы ярмарки проводились межиздательские семинары и презентации новых книг, встречи с авторами и тематические выставки. Особенно яркие экспозиции были представлены издательствами “Вагриус”, “ОЛМА-ПРЕСС”, “ЭКСМО”, “Наука”. Эти издательства всегда отличались высоким качеством выпускаемой литературы.

Иностранные государства были представлены отдельными крупными издательствами и межпарламентскими группами. Большими экспозициями выделялись издательства Германии и Швеции. Среди стран СНГ можно отметить белорусских издателей. На выставке не удалось представить всю “международную палитру” книжного бизнеса, но по стендам тех иностранных участников, которые приехали в Москву, можно было сделать вывод о том, что предпринимательство в издательском деле – весьма перспективное направление для приложения сил деловых людей. Ибо когда человек чувствует потребность в собственном духовном развитии, он всегда обращаются к книге или к солидным и авторитетным изданиям периодической литературы. Хорошей иллюстрацией данного тезиса является и журнал, который вы, уважаемые читатели, держите в руках. Он ведь по своей конструкции тоже книга! Недаром все больше читателей-предпринимателей относят его к одному из заметных явлений на книжно-журнальном рынке России.

На ярмарке было немало изданий, посвященных экономике и предпринимательству. Популярную и практическую литературу по менеджменту, маркетингу, вопросам функционирования предприятий в условиях рыночной экономики, финансам можно было увидеть на стендах таких издательств, как “Финансы и статистика”, “Современная экономика и право”, “Экономическая школа”, “Юрайт” (нормативно-правовая литература), “Менеджер”, “Дело и сервис”, издательско-торговый дом “Гранд-Фаир”, “Норма”, книготорговое предприятие “Дом деловой книги” и т.д.. Среди перечисленных есть и государственные предприятия, и фирмы со смешанной формой собственности, и частные компании. Все они сталкиваются с одинаковыми проблемами: дороговизна полиграфических материалов и услуг, высокие налоговые ставки, незаконное присвоение чужой интеллектуальной собственности (пиратство).

Перед многими издательскими фирмами стоит вопрос, связанный с распространением своей продукции. Для его решения создана государственная организация “Роскнига”, которую возглавил бывший директор ВГТРК Анатолий Лысенко. Целью этой организации является разработка и реализация концепции национальной системы книгораспространения. Действительно: старый механизм обеспечения населения книгами разрушен. Значит, нужно создавать новый. Создание “Роскниги” ‑ верный шаг в этом направлении. Это государственное предприятие будет выступать в качестве одного из сегментов книжного рынка. Вообще, если судить по представительству российских издательств на ярмарке, лучше всего в нашей стране книгоиздательская отрасль развита в центральных и южных регионах. А, вообще-то, ярмарка – прекрасное место для дружеских встреч, обмена опытом и заключения контрактов.

Среди многочисленных акций, проводившихся на книжной ярмарке, читателям нашего журнала, наверное, будет интересно узнать об одной из них, не вызвавшей, правда, массового интереса. Конференц-зал был заполнен едва ли на четверть. Речь идет о награждении призеров акции “Книга-источник денег”, проводившейся журналом “Коммерсант-Деньги”.

Идея акции такова: каждый человек, имеющий отношение к предпринимательству и читающий деловую литературу, мог прислать письмо с примером из жизни на тему, описанную в книге. Авторы самых интересных “примеров” награждались денежными суммами (500 долларов США) и всевозможными призами от многочисленных спонсоров акции.

Награды получили люди, описавшие биржевые операции, фьючерсные рынки, фешенебельные рестораны и другие приметы “реальной русской экономики”. Некоторые из присланных примеров уже вошли в солидную монографию о проблемах маркетинга.

Главная цель акции – извлечение практической пользы из приобретаемых книг – оказалась несколько в тени из-за занявшего много времени перечисления фирм-спонсоров акции, а также затянувшихся выступлений их представителей.·

Предпринимательство в сфере книжного дела не стоит на месте. Осваиваются новые материальные формы книги (электронная книга). Разрабатываются различные технологии книжного маркетинга и идет активный поиск новых способов доставки изданий к потребителям (читателям). Такие выводы можно было сделать, побывав на Х111 Московской международной книжной ярмарке.


Источники:

1. Нечитайлов А. Любите книгу – источник денег. - Ежедневный вестник ярмарки №1//Книжное обозрение.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:42