Инвестиции в образование как важнейший фактор инновационного развития предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Современная бизнес-среда характеризуется высоким уровнем динамизма и конкурентной борьбы. Сохранение предприятием завоеванных позиций в таких условиях невозможно без пересмотра парадигмы его функционирования. Сущность последней состоит в переходе предприятия от состояния выживания к состоянию устойчивого развития, что связано с освоением принципиально нового подхода к решению проблемы повышения эффективности его деятельности.
Ключевые слова: инновационное развитие, образование, конкуренция
Современная бизнес-среда характеризуется высоким уровнем динамизма и конкурентной борьбы. Сохранение предприятием завоеванных позиций в таких условиях невозможно без пересмотра парадигмы его функционирования. Сущность последней состоит в переходе предприятия от состояния выживания к состоянию устойчивого развития, что связано с освоением принципиально нового подхода к решению проблемы повышения эффективности его деятельности.
Для описания механизма перехода предприятия к состоянию устойчивого развития специалистами используются различные алгоритмы. Одни предполагают эволюционный подход, согласно которому преобразования осуществляются постепенно и последовательно, затрагивая одновременно все бизнес-процессы компании, в результате чего происходит обновление бизнес-процессов и повышение их суммарной эффективности. Другие, «нормативные» алгоритмы развития, предполагают определение значений ключевых показателей конкурентоспособности предприятия, достижение которых способствует выводу его в лидеры.
«Запуск» модели развития требует разработки плана проведения инновационно-инвестиционных (И&И) преобразований, реализация которых напрямую зависит от критической массы современных, профессионально грамотных и инновационно активных специалистов. Решающую роль в создании конкурентных преимуществ в настоящее время играют образование и обучение. Непосредственно к одному из последствий образования можно отнести рост производительности труда, в том числе и за счет использования в производстве достижений технического прогресса и решений по улучшению распределения ресурсов, как показано в табл.1.
Таблица 1. Факторы увеличения производительности труда [1]
Фактор
|
Значимость фактора, %
|
Технический прогресс
Затраты капитала Обучение Рост концентрации производства Улучшение распределения Сдерживающие факторы |
40
28 20 13 12 -13 |
Однако если предприятие рассчитывает не сдавать свои позиции и ориентируется на постоянное улучшение, то должно постоянно повышаться качество человеческих ресурсов. Последнее подразумевает подготовку инновационно мыслящих кадров, которые помимо высокого профессионализма должны обладать способностью воспринимать, воспроизводить и инициировать инновации.
Скорость распространения нововведений на любом уровне, в том числе на уровне предприятия, зависит от количества субъектов, способных их воспринимать.
Формирование инновационного сознания человека осуществляется параллельно в двух средах [1]. С одной стороны, это опосредованно происходит в рамках социокультурной и профессиональной среды, в которой живет и трудится человек. Этот процесс носит скорее стихийный, чем управляемый характер. С другой стороны, формирование инновационного сознания целенаправленно осуществляется в ходе формального образования.
Сложившаяся в России система профессионального образования не в полной мере отвечает указанному требованию и в этом смысле характеризуется запаздыванием от потребностей экономики. В то же время мировой опыт подготовки специалистов говорит о лидирующей роли учебных заведений в инициации инновационных процессов. Таким образом, возникла необходимость в разработке концепции и последующем продвижении системы инновационного образования для России.
Одним из первых необходимость развития идей «нового образования» высказал П. Друкер [2]. Основу его подхода, сформулированного еще в 1992 г., составляет отказ от парадигмы «образования для себя» и переход к деятельному «образованию для других», нацеленному на достижение конкретных практических результатов в достижении общих групповых целей создания нововведений.
Самостоятельно вузам с задачей по приобретению ими и всей системой профессионального образования инновационного характера не справиться, по крайней мере, по двум причинам: ввиду слабого влияния потенциальных работодателей на содержание подготовки специалистов и ограниченности собственных финансовых ресурсов. Поэтому рациональным шагом является привлечение к формированию адекватной системы образования всех заинтересованных субъектов, включая государство, фирмы (работодателей) и домохозяйства.
В силу того, что предприятие является основным заказчиком специалистов, подготовленных в рамках системы профессионального образования, бизнес-процессы предприятий и бизнес-процессы системы профессионального образования должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Такую взаимосвязь можно проиллюстрировать, в частности, на примере построения И&И механизма развития предприятия, в состав укрупненного алгоритма которого входят нижеследующие этапы.
1. Увеличение кадрового потенциала предприятия, основой которого являются инновационно подготовленные специалисты. На этом этапе компания организует взаимодействие с системой профессионального образования. Первым шагом этого взаимодействия предлагается составление профессиограмм для различных категорий работников предприятия. Главными ограничениями здесь являются время обучения, располагаемые финансовые ресурсы и качество образовательной подготовки человека до начала момента обучения.
2. Совместная с учебным заведением доработка существующих планов подготовки и программ образования с целью формирования у обучающихся инновационного стиля работы и социально значимых психологических качеств.
3. Определение всех видов ресурсов, предназначенных для достижения системой профессионального образования современного уровня развития, включая лабораторно-производственное оборудование, технические средства обучения, подготовку преподавательских кадров и т.п.
4. Формирование механизма финансирования нововведений, определение затрат на совершенствование бизнес-процессов и оценка инвестиционной привлекательности для фигурантов системы профессионального образования как самостоятельных субъектов экономики. Главным при этом является оценка экономической эффективности инвестиций в образовательные услуги для государства, предприятий и домохозяйств.
Рассматриваемый алгоритм может быть эффективно реализован на предприятии только при условии наличия качественно подготовленного и инновационно активного персонала, что требует инвестирования со стороны предприятия в систему профессионального образования для улучшения ее основных бизнес-процессов.
С точки зрения инвестора, оценка целесообразности финансирования инновационных преобразований вуза является определяющим фактором.
Инвестиции в систему профессионального образования в лице конкретного вуза с целью повышения качества подготовки специалиста будут оправданы в том случае, когда норма прибыли на вложенный капитал будет превышать норму прибыли от вложения в другие виды деятельности. Экономическая отдача от «инвестированного» специалиста на установленном временном прогнозном горизонте должна компенсировать все виды затрат на обучение и принести дополнительную предполагаемую прибыль.
Вся деятельность вуза может быть представлена как функция преобразования, у которой есть «вход» в виде абитуриентов, информации, существует главный бизнес-процесс – профессиональная подготовка, и есть «выход» ‑ специалист. Тогда суммарная рентабельность от инвестирования в систему профессионального образования может быть вычислена по формуле:
Предлагаемая методика может быть использована для оценки экономической эффективности инвестиций в систему профессионального образования для всех заинтересованных субъектов и на всех этапах подготовки специалистов. С помощью этой методики, используя удельные показатели, можно также определить оптимальное соотношение инвестиций на различных этапах подготовки специалиста.
Источники:
2. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 14:43:02