Задача решения проблем малого бизнеса на уровне муниципалитета
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Корецкий Г.А. Задача решения проблем малого бизнеса на уровне муниципалитета // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 121-125.
Аннотация:
Малый бизнес как отрасль, с точки зрения территориального развития, играет важную роль в обеспечении населения (города, региона) рабочими местами, создании инфраструктуры территории (если говорить о предприятиях услуг) и в формировании валового регионального продукта.
Ключевые слова: малый бизнес, экономика региона, территориальное развитие, валовый региональный продукт
Малый бизнес как отрасль, с точки зрения территориального развития, играет важную роль в обеспечении населения (города, региона) рабочими местами, создании инфраструктуры территории (если говорить о предприятиях услуг) и в формировании валового регионального продукта.
Методы стратегического менеджмента [2, 3] все чаще применяются в практике регионального [6] и муниципального планирования [1] развития конкретных сфер городов и регионов.
В 2007 году по результатам работы группы экспертов, в состав которой на различных этапах работы входили представители малого бизнеса, научного сообщества (в том числе автор статьи) и администрации г. Владимира, был сформулирован перечень проблем, состоящий из 15-ти позиций. Следует отметить, что он характерен для большинства территорий постсоветского экономического пространства.
Группа аналитиков переформулировала ряд задач и произвела структуризацию проблемного поля, что позволило выделить корневые проблемы, т.е. те, которые определяют остальные, являются главными и требуют первоочередного решения. На рис. 1 представлена структура проблемного поля, поясняющая, каким образом в качестве корневых проблем была выделена группа ментальных и системных проблем №11, 14 и 2 (стрелки отражают причинно-следственные связи).
Позднее, в ходе последующих обсуждений была вынесена на первый план группа системных проблем, имеющих отношение к сферам деятельности муниципалитетов. В частности, можно считать условно-корневыми проблемы с номерами 7, 10, 13 и 5.
Роль муниципалитетов в процессе решения выявленных проблем ограничена как рамками Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, так и политиками регионов и Федерации.
В рамках полномочий муниципалитетов возможны следующие направления по решению проблем развития малого бизнеса, которые можно считать выводами из проведенного исследования.
В форме муниципальной политики для решения обозначенных проблем возможно принятие позиции интегрирующего звена между сферой образования, малым бизнесом, крупным бизнесом и местным сообществом. Это позволит муниципалитетам косвенно участвовать в изменениях и направлять их в требуемое русло с учетом целей всех субъектов. Интегрирующую функцию, например, могут выполнять муниципальные целевые программы.
Решение ментальных проблем, связанных с низкой деловой активностью, желанием самореализации через развитие бизнеса и его укрупнение (проблемы №11 и №2), возможно на уровне муниципалитетов посредством проведения обучающих семинаров для предпринимателей, в том числе через ориентирование «местных» консультационных групп на руководителей и специалистов.
Проблема нехватки рабочих кадров (№5), сопряженная с инертностью рынка образовательных услуг в условиях необходимости быстро адаптироваться под потребности предприятий тоже частично может быть разрешена организацией на местном уровне форм подготовки и переподготовки специалистов тех профессий, которые востребованы предприятиями малого бизнеса.
Особый интерес представляет собой проблема №7, связанная с дефицитом производственных площадок. Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (ст. 14, п. 20) вопросы землепользования, планировки и застройки, а также осуществление контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения. В этой связи на уровне муниципальных образований целесообразно организовать учет площадок и земельных участков, создавать и поддерживать зоны регулируемого развития.
Не использующимся на настоящее время ресурсом также является передача объектов муниципального хозяйствования в концессию, что не только могло бы задействовать предприятия малого бизнеса в оказании муниципальных услуг, но также повысить их качество и эффективность использования ресурсов.
На уровне муниципалитетов могут быть созданы бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и новаторские группы, что позволит решить проблему нехватки новых идей (№6), объединить усилия изобретателей и направить их на решение актуальных задач.
Отдельное место занимает проблема информационного обеспечения малого бизнеса, ведь указанная задача решается на уровне предоставления соответствующих информационных и консультационных услуг. Однако предпринимательская культура еще не достаточно развита для того, чтобы бизнесмен понял, что выгоднее заплатить за информацию, чем принимать решения в условиях неопределенности.
В заключение отметим, что реализация данных положений потребует нормативного закрепления научно-обоснованных механизмов, что представляет собой отдельную задачу и одновременно с этим определяет направления дальнейших исследований в данной области.
Проблемы малого предпринимательства
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
9.
|
10.
|
11.
|
12.
|
13.
|
14.
|
15.
|
1.Привлечение инвестиций для развития бизнеса сопряжено с потерей контроля со стороны предпринимателя (схема инвестиции в обмен на контроль)
|
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
2.Деловая активность многих предпринимателей невысока, они инертны и немобильны
|
↑
|
|
Пример: вторая проблема обуславливает первую (при этом стрелка определяет направление причины-следствия). И т.д.
| ||||||||||||
3.Многие предприниматели не стремятся повышать эффективность своего бизнеса, в том числе основных фондов и земельных ресурсов
|
↑
|
↓
|
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
4.Большинство предпринимателей не обладают перспективным мышлением и не заглядывают в будущее
|
↑
|
0
|
↑
|
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
5.В малом бизнесе, как и в крупном, не хватает квалифицированных рабочих кадров и специалистов, предприниматели не готовы вкладывать деньги в развитие кадров
|
0
|
↓
|
↓
|
↓
|
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
6.В производственной и инновационной сфере скорее не хватает новых идей, а не денег
|
↑
|
↓
|
↓
|
↓
|
↓
|
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
7.Дефицит промышленных зон, производственных площадок для малого бизнеса притом, что имеются площадки и земельные участки для размещения крупных предприятий
|
↓
|
0
|
↓
|
0
|
0
|
↓
|
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
8.У предпринимателей не хватает собственных средств на приобретение современного производственного оборудования и расширение ассортимента выпускаемой продукции
|
↓
|
↓
|
↓
|
↓
|
↓
|
↓
|
0
|
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
9.Малые предприятия не заинтересованы в росте, поскольку при этом теряется статус малого предприятия и увеличивается налоговое бремя
|
↑
|
↓
|
↓
|
↓
|
↑
|
0
|
↑
|
↑
|
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
10.В связи с наличием административных барьеров (лицензии, разрешения на перепрофилирование и т.д.) и отсутствием четких требований, организовать новое производство достаточно сложно
|
0
|
↓
|
0
|
↑
|
0
|
0
|
↑
|
0
|
↑
|
|
×
|
×
|
×
|
×
|
×
|
11.Большинство предпринимателей не стремятся развивать свой бизнес в связи с отсутствием у них лидерских качеств, желания успеха и самореализации через расширение бизнеса
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
|
×
|
×
|
×
|
×
|
12.В связи с тем, что малый бизнес не заинтересован в раскрытии информации о себе, в органах власти не хватает информации (статистической, коммерческой и иной) о состоянии малого бизнеса
|
↑
|
0
|
0
|
↓
|
↑
|
0
|
0
|
0
|
0
|
↓
|
↓
|
|
×
|
×
|
×
|
13.Предприниматели испытывают "информационный голод" по вопросам изменения законодательства (налогового, земельного, трудового) и коммерческой информации, потому что они не знают, где взять эту информацию, также у них не хватает времени для изучения законодательства
|
0
|
↓
|
0
|
0
|
↓
|
0
|
0
|
↑
|
0
|
↑
|
↓
|
0
|
|
×
|
×
|
14.Различная полезная для малого бизнеса информация разрознена, что не позволяет предпринимателям оперативно реагировать на различные изменения
|
↑
|
0
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↑
|
↓
|
↓
|
↑
|
|
×
|
15.Немногие предприниматели владеют компьютером и имеют доступ к сети Интернет
|
↑
|
↓
|
↓
|
↑
|
0
|
↑
|
↑
|
↑
|
↓
|
↑
|
↓
|
0
|
↑
|
↑
|
|
Источники:
2. Лапыгин Ю.Н. и др. Стратегическое развитие организации (учебное пособие). ‑ М.: КНОРУС, 2005. – 290 с.
3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2001.
4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.
5. Есенин М.А. Рейтинговая оценка регионов центрального федерального округа по уровню развития малого предпринимательства // Вопросы статистики. – 2007. ‑ №5. – с. 49-53.
6. Лапыгин Д.Ю. Методологическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. ‑2005. ‑ № 6. – с. 40-52.
7. Федеральный закон РФ 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:37:24