Кооперационные технологические программы государственной поддержки малого бизнеса в США
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (10), Октябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 9 2000)
Федеральная поддержка совместных технологических программ, выполняемых частными и государственными компаниями (государственно-частные инициативы, направленные на улучшение прибыльности частных компаний посредством использования новых технологий или методов, разрабатываемых по государственным программам) формировалась при согласии как республиканской, так и демократической партий в течение 80-х гг. Федеральное законодательство и решения антимонопольного суда постепенно открывали дорогу для кооперации как между частными компаниями, так и между компаниями и правительством. Сегодня в США реализуется целый ряд федеральных программ (получивших название кооперационных), т.е. программ партнерства (некоторые из них сформировались на базе программ штатов)
Ключевые слова: США, поддержка малого бизнеса
Федеральная поддержка совместных технологических программ, выполняемых частными и государственными компаниями (государственно-частные инициативы, направленные на улучшение прибыльности частных компаний посредством использования новых технологий или методов, разрабатываемых по государственным программам) формировалась при согласии как республиканской, так и демократической партий в течение 80-х гг. Федеральное законодательство и решения антимонопольного суда постепенно открывали дорогу для кооперации как между частными компаниями, так и между компаниями и правительством. Сегодня в США реализуется целый ряд федеральных программ (получивших название кооперационных), т.е. программ партнерства (некоторые из них сформировались на базе программ штатов):
Для более полного удовлетворения интересов частного сектора в повышении своей конкурентоспособности на мировом рынке в конце 80-х ‑ начале 90-х гг. Конгресс США одобрил создание двух программ, прямо направленных на усиление конкурентоспособных позиций американской промышленности:
1. Программы передовых технологий (Advanced Technology Program ‑ ATP).
2. Партнерства по содействию промышленному производству. (Manufacturing Extension Partnership - MEP).
Последняя программа была построена по модели программ содействия производству штатов, осуществлявшихся в начале 80-х гг.
В рамках Программы передовых технологий (ATP) Национального института стандартов и технологий осуществляется грантовое финансирование компаний для разработки и коммерциализации базовых технологий. Бюджет АТР в 1997 г. составлял 218 млн. долл.
За 1990-1996 гг. в рамках АТР разрабатывалось 238 проектов, в которые было вложено порядка 2 млрд. долл. государственных и частных средств. Среди получателей субсидий на исследования и разработки в рамках программы АТР были как отдельные компании, так и объединенные венчурные фирмы. Средний размер субсидии ‑ 3,4 млн. долл. Оценка эффективности работы Программы передовых технологий американскими экспертами показала, что программа особенно эффективна в поощрении исследований и разработок с высокой степенью риска. По мнению экспертов Административно-Бюджетного управления США Программа стимулировала создание венчурных фирм, содействовала развитию доконкурентных исследований.
Основное назначение программы MEP – консультативное и техническое содействие малым производственным фирмам в части соответствия их продукции международным стандартам качества и эффективности.
Хотя эти две программы охватывают только малую часть федерального бюджета в области НИОКР, они значительно повышают отдачу вложенных государственных и частных средств и содействуют привлечению частных инвестиций в промышленное освоение полученных технологий.
Межведомственная Инновационная исследовательская программа малого бизнеса (Small Business Innovation Research – SBIR - program). В рамках программы на конкурсной основе предоставляются гранты малым предприятиям для их участия в программах исследований и разработок федеральных ведомств. Каждое федеральное ведомство, в сферу деятельности которого входит осуществление исследований и разработок, выделяет малому бизнесу небольшой процент средств, предназначенных для проведения внешних исследований.
Региональные центры передачи технологий (Regional Technology Transfer Centers – RTTCs) НАСА связывают технологические инициативы штатов и территорий с НАСА и федеральными научно-технологическими организациями.
Различные программы исследовательских центров, координируемые ННФ и другими ведомствами, направлены на объединение усилий частных фирм и университетских исследователей.
Кооперационные соглашения в области исследований и разработок – КРАДА (Cooperative research and development agreements - CRADAs). Эти соглашения разрешают ученым и инженерам федеральных лабораторий сотрудничать с коллегами из внешних организаций (в основном организаций частного промышленного сектора, а также федерального правительства) в области разработки и внедрения новых технологий. Постоянно расширяющаяся практика их использования говорит об эффективной увязке интересов государства и частного сектора в области создания и коммерциализации научно-технологических продуктов. Всего за 1992-1995 гг. было заключено 3512 CRADA. Около 75% CRADA в 1995 г. заключено с промышленными фирмами.
Представление о динамике кооперационных соглашений можно получить из табл. 1 [1].
Таблица 1
Численность CRADA, заключенных федеральными ведомствами США
Министерства и ведомства
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
Всего
|
502
|
877
|
1130
|
1003
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Министерство сельского хозяйства
|
41
|
103
|
72
|
54
|
Министерство торговли
|
86
|
147
|
97
|
82
|
Министерство обороны
|
131
|
201
|
298
|
371
|
Министерство энергетики
|
160
|
367
|
564
|
462
|
Агентство по охране окружающей среды
|
20
|
5
|
10
|
8
|
Министерство здравоохранения
|
53
|
25
|
36
|
22
|
Министерство внутренних дел
|
3
|
15
|
39
|
4
|
Министерство транспорта
|
8
|
14
|
14
|
0
|
Проект технологического реинвестирования (Technology Reinvestment Project - TRP), координируемый Агентством передовых исследовательских проектов (Advanced Research Projects Agency – ARPA) Министерства обороны. В рамках данного проекта осуществляется финансирование сотрудничества компаний частного сектора и университетов в области создания новых технологий и их освоения с помощью правительств штатов.
Целью проекта является оказание помощи Министерству обороны в закупке коммерчески разработанных технологий и усиление коммерциализации оборонных технологий. Проект технологического реинвестирования используется в качестве инструмента технологической конверсии нового типа. Технологии, созданные в оборонных целях за счет государственного финансирования, рассматриваются как технологический капитал, который необходимо реинвестировать для внедрения новых и более экономичных промышленных процессов, как в оборонном, так и в гражданском производстве.
Целью этого проекта является привлечение инвестиций для разработки технологий двойного применения и помощь малым предприятиям, выделившимся из числа подрядчиков военного ведомства, в их переходе к гражданскому производству.
Общая стратегия этого проекта заключается в увеличении использования гражданских компонент и технологий для создания систем вооружений и одновременно ‑ в поддержке высокого технологического уровня в областях, критических для национальной безопасности посредством передачи технологий двойного назначения в гражданскую промышленность.
Указанные выше программы дополняют традиционную роль федерального правительства, заключающуюся в поддержке долгосрочных фундаментальных и прикладных исследований и технологических разработок, отвечающих направлениям деятельности федеральных ведомств. Функционирования этих программ оказывает сильное воздействие на развитие научно-технологической сферы США. В табл. 2 приводятся обобщенные данные о расходах федерального правительства и правительств штатов на реализацию кооперационных технологических программ.
Приведенные данные отражают достаточно узкое определение кооперационных технологических программ, а именно: государственно-частное сотрудничество правительства, частной промышленности и университетов в области разработки и использования технологий, направленное на поощрение отдельных компаний и групп с целью достижения общего экономического роста. Сюда не включены расходы на реализацию основных федеральных программ таких, как Инициатива в области высокопроизводительных вычислений Управления по науке и технологической политике (УНТП) Белого дома. Несмотря на относительно малую долю, которую занимают штаты в этих программах, их участие оказывает сильное стимулирующее воздействие на вовлечение промышленности в кооперационные программы.
Таблица 2
Расходы на реализацию кооперационных технологических программ, млн. долл. [2]
Источник поддержки
|
1992
|
1993
|
1994
|
Министерство сельского хозяйства
|
429,4
|
442,2
|
450,8
|
Министерство торговли
|
0,4
|
88,3
|
233,4
|
Министерство обороны
|
692,9
|
1257,3
|
1101,7
|
Министерство энергетики
|
55,3
|
71,1
|
72,0
|
Министерство здравоохранения
|
100,3
|
123,4
|
133,1
|
Министерство труда
|
0,4
|
1,0
|
1,6
|
Министерство транспорта
|
64,3
|
189,4
|
349,6
|
Агентство по охране окружающей среды
|
19,9
|
20,4
|
56,8
|
НАСА
|
128,6
|
191,0
|
168,6
|
ННФ
|
127,1
|
135,5
|
149,4
|
|
|
|
|
Общая федеральная поддержка
|
1673,6
|
2519,6
|
2717,0
|
Общая поддержка штатов
|
306,4
|
315,5
|
384,5
|
|
|
|
|
Совокупная поддержка федерального правительства и штатов
|
1980,0
|
2835,1
|
3101,5
|
Штаты фокусируют свою деятельность на реализации относительно коротких по времени программ исследований и разработок, а также на вопросах коммерциализации технологий, где они имеют преимущество ввиду более близкого расположения к рынку. Все инициативы штатов формируются под сильным влиянием частных фирм и отражают знание местных рынков продукции и услуг, как внутри штата, так и включая граничащие с ним регионы. Включаемые в программы направления работ и виды продукции и услуг отвечают местным потребностям и нацелены на получение конкретного коммерческого эффекта.
Таким образом, в государственно-частных технологических партнерствах штаты обеспечивают учет местных интересов и реализацию краткосрочных проектов, а федеральное правительство – отражение национальных интересов и реализацию долгосрочных целей, а также обеспечивает правовую основу такой кооперации. Роль правительств штатов заключается также в обеспечении эффективного процесса передачи технологий из федеральных лабораторий в частный сектор, в осуществлении содействия развитию частной промышленности, в укреплении взаимодействия в области научных исследований между академическим сообществом и частным сектором. Местные сети деловых контактов, включая институты обеспечения доступа компаний к необходимым технологиям, существенно сокращают стоимость получения выгод от достижений науки и технологий.
Выгоду такого тесного сотрудничества со штатами федеральные власти наиболее полно осознали только в последние годы. Они все чаще стали объединять свои усилия с правительствами штатов в области проведения НИОКР. Новый этап этого сотрудничества начался в 1990 г., когда Национальный научный фонд США подписал соглашение с СНТШ Национальной ассоциации губернаторов о вовлечении штатов в процесс принятия решений в Кооперационных исследовательских центрах промышленности и университетов (Industry University Cooperative Research Centers), финансируемых ННФ.
Эти центры размещаются при университетах и их деятельность финансируется в равных долях партнерами со стороны федерального правительства, штатов и промышленности. Таким же образом Региональные центры передачи технологий (Regional Technology Transfer Centers) НАСА, образованные в 1992 г., объединили свою деятельность с технологическими программами штатов и образовали национальную сеть передачи технологий, охватывающую 50 штатов. В июле 1995 г. Партнерство по содействию промышленному производству (MEP) Национального института стандартов и технологий подписало меморандум о взаимопонимании с СНТШ, в котором определены принципы и процедуры для сотрудничества государства и штатов в управлении программой.
В последние годы формируется целый ряд других соглашений между федеральным правительством и правительствами штатов в поддержку кооперации в области науки и технологий. Принципы партнерства применяются также в федеральных программах в области окружающей среды, создания национальной сети информации и в таких программах, как разработка системы передовых транспортных средств (эти программы не учитывались в данных табл. 2).
В каждой программе штаты рассматриваются как наиболее эффективный канал передачи технологий в промышленность. Федеральные власти пришли к пониманию, к которому уже давно пришли штаты: целесообразно разделять имеющиеся ресурсы и направления работ таким образом, чтобы каждая сторона могла использовать то, что она может делать наиболее эффективно.
Организация партнерства государства и штатов требует совместных действий не только при реализации программ, но и при их планировании с самых ранних стадий. Это потребовало изменения федеральной научно-технологической системы, оставлявшей без внимания на протяжении более полувека вопросы эффективного использования научно-технологического и организационного потенциала штатов.
Для выработки оптимальных принципов поведения участников партнерств государства и штатов в 1995 г. было организовано проведение целевого исследования в этой области специальной рабочей группой. Эта целевая группа выработала комплекс механизмов совместной политики федерального и штатного правительств для облегчения совместного планирования научно-технологической деятельности в рамках партнерств, а также ряд мер по совершенствованию их функционирования. Было рекомендовано, в частности, развивать партнерские отношения государства и штатов в области образования и долгосрочных исследований, нацеленные на долговременное экономическое развитие. При этом штаты обеспечивают финансовую поддержку учреждений высшего образования, а федеральное правительство – поддержку проводимых в них долгосрочных исследований. Такие партнерства в конечном итоге призваны обеспечить формирование кадров той квалификации, которая требуется в регионе, предоставление местной промышленности, исполнительным и законодательным властям требуемой консультационной поддержки, а также разнообразных услуг частному сектору.
Однако потенциал партнерства государства и штатов не ограничивается только программами, нацеленными на экономический рост. Предполагается расширение участия штатов в федеральных программах, предусматривающих получение значительных научно-технологических достижений в отдельных отраслях хозяйства: транспорте, информатике, энергетике и др.
Таблица 1
Численность CRADA, заключенных федеральными ведомствами США
Министерства и ведомства 1992 1993 1994 1995
Всего 502 877 1130 1003
В том числе:
Министерство сельского хозяйства 41 103 72 54
Министерство торговли 86 147 97 82
Министерство обороны 131 201 298 371
Министерство энергетики 160 367 564 462
Агентство по охране окружающей среды 20 5 10 8
Министерство здравоохранения 53 25 36 22
Министерство внутренних дел 3 15 39 4
Министерство транспорта 8 14 14 0
Таблица 2
Расходы на реализацию кооперационных технологических программ, млн. долл. [3]
Источник поддержки 1992 1993 1994
Министерство сельского хозяйства 429,4 442,2 450,8
Министерство торговли 0,4 88,3 233,4
Министерство обороны 692,9 1257,3 1101,7
Министерство энергетики 55,3 71,1 72,0
Министерство здравоохранения 100,3 123,4 133,1
Министерство труда 0,4 1,0 1,6
Министерство транспорта 64,3 189,4 349,6
Агентство по охране окружающей среды 19,9 20,4 56,8
НАСА 128,6 191,0 168,6
ННФ 127,1 135,5 149,4
Общая федеральная поддержка 1673,6 2519,6 2717,0
Общая поддержка штатов 306,4 315,5 384,5
Совокупная поддержка федерального правительства и штатов 1980,0 2835,1
Источники:
2. State-Federal Technology Partnership Task Force Report, 1995.
3. State-Federal Technology Partnership Task Force Report, 1995.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:33